20385 с Д500

Dec 09, 2020 23:30


.
Корветы семейства 20380 − пока немногочисленные, но только пока − стали настоящим украшением ВМФ России, который они достойно представляют от Балтийска до залива Сены (а иногда и до Аденского залива) и от Владивостока до Сингапура. Улучшая свои ТТХ от модификации к модификации − от "Кортика" к "Редуту" и "Редуту" с "Заслоном", от "Урана" к "Ониксу" и "Калибру-НК" − корветы, как и планировалось, становятся основными кораблями ближней морской зоны, способными в то же время оперировать и за её пределами. На сегодняшний день некоторую озабоченность вызывает лишь отсутствие сообщений о стрельбах "Редута" под управлением "Заслона" на 20380 мод. III и 20385, а также один невыправленный дефект, омрачающий благоприятное в целом впечатление от проекта. Вместе с тем есть уверенность, что уже в самом скором времени успешные стрельбы будут выполнены, а дефект устранён.


Корвет пр. 20385 (рис. Т. Гротника от капитан-123)



При ознакомлении с ТТХ КРВ пр. 20380 бросается в глаза недостаточно высокая скорость хода. Пресс-службы Минобороны и Северной верфи дают до 27 узлов (ссылка 1, ссылка 2), ЦМКБ "Алмаз" − до 26 узлов (пр. 20382, вар. 2 − ссылка 3), в то время как своеобразным мировым стандартом для боевых кораблей основных классов (кроме десантных) уже давно является скорость полного хода в 30 узлов. В эпоху ракетного оружия разница в 3-4 узла не столь принципиальна, как это было 100 лет назад, однако и сейчас является причиной целого ряда неудобств.

Во-первых, осложняется (если не становится невозможным) решение задач ПЛО против атомных подводных лодок вероятного противника. Официальная (от navy.mil) подводная скорость хода ПЛА типа "Вирджиния" − "свыше 25 узлов", фактически она должна быть не ниже 30 уз (согласно JFS − 34), что позволяет SSN легко уходить от преследования и контратаковать корвет. Во-вторых, по той же причине затрудняется слежение за надводными кораблями (на БС и вблизи наших территориальных вод). В-третьих, в случае включения 20380 в состав КУГ или КПУГ с более быстроходными кораблями (например, 22350) они будут замедлять ("тормозить") группу.

Надо полагать, что решение установить на 20385 импортные дизели фирмы MTU было вызвано стремлением устранить этот недостаток. В то время, когда проектировался базовый 20380, Коломенский завод мог предложить флоту только двигатели серии Д49 мощностью до 6000 л.с. В результате корабль получил два дизель-дизельных агрегата 1ДДА12000 (общая мощность 24000 л.с.), каждый из которых состоял из двух дизелей 16Д49 с редуктором. Модель 16V1163TB93 из каталога MTU (сейчас заменена на 16V1163M94) была на треть мощнее (8000 л.с.), а мощность агрегата на её основе составляла уже 32000 л.с., что по данным "Алмаза" позволяло достичь заветных 30 узлов (ссылка 3).

После введения санкций в связи с событиями на Украине и отказом MTU (входит в Rolls-Royce) поставлять в Россию продукцию двойного назначения проект 20385 откорректировали под 1ДДА12000 (ссылка 4), и в мае 2016 г. они были установлены на "Гремящий" (ссылка 5). Несмотря на заявление пресс-службы Минобороны, что замена ГЭУ была произведена "без нарушения проектных характеристик корвета", пересчёт по адмиралтейскому коэффициенту (отношение произведения водоизмещения в степени 2/3 и куба скорости к мощности) показывает, что корабль, утратив 8000 л.с., потерял 3 узла. С другой стороны, такой же пересчёт с 20380 с учётом прироста водоизмещения (по разным данным − на 150-300 тонн), вызванного удлинением корпуса на 2 метра, установкой УКСК и 4-х "лишних" ячеек "Редута", даёт минус 0,4-0,8 узла. Таким образом, 20385 в лучшем случае сравнялся по скорости с 20380.

Есть сведения, что технический проект нового дизеля Коломенского завода, разработанный специально для 20385 в порядке импортозамещения, был готов уже к июню 2015 г. (ссылка 6, 7500 кВт к делу не относятся), однако в дальнейшем создание двигателя замедлилось. Тем не менее, по имеющимся данным, на конец августа с. г. он проходил испытания на стенде со сроком завершения работ в начале 2021 г. (ссылка 7). Дизель 16СД500 (16ЧН26,5/31) мощностью 8000 л.с. (ссылка 8) относится к новому типоразмерному ряду Д500 (ссылка 9). Его габариты больше 16Д49 и аналога от MTU (на то есть объективные причины [*]), но надо полагать, что они согласованы с "Алмазом", и ДДА с 16СД500 удастся разместить если не на "Проворном", то на двух следующих законтрактованных 20385.

[*] Строго говоря, для объективного сравнения габаритов необходимы чертежи, которых нет в свободном доступе. Тем не менее, можно предположить, что в первом случае их увеличение связано с увеличившейся мощностью, во втором − с меньшей частотой вращения вала (1000 против 1300 об/мин), которая связана с размерами двигателя, грубо говоря, обратно пропорциональной зависимостью. При этом надо отметить, что пониженное число оборотов должно благоприятно сказаться на размерах и ресурсе редуктора.

Заключение

2500-тонный 30-узловой корвет пр. 20385, оснащённый ДДА на основе 16СД500, вооружённый (в числе прочего) УКСК, МФ РЛК и 16 ячейками "Редута" является идеальным многоцелевым кораблём ближней морской зоны в отличие от 20380 − недостаточно быстроходного и уступающего по ударному ракетному вооружению даже 870-тонному МРК пр. 22800. Потребность ВМФ России в кораблях этого проекта (с учётом списания к 2050 г. всех строевых и строящихся 20380) можно оценить в 30 единиц − 12 для ТОФ (6/6 Приморье/Камчатка), по 6 для СФ, ЧФ и БФ. Указанная серийность и приемлемые сроки постройки (3-4 года) могут быть обеспечены только при минимальных изменениях в РКД от заказа к заказу. До начала по-настоящему серийного строительства ("конвейерной сборки") корветов желательно проработать возможность увеличения боекомплекта "Пакета" (до 2х6) и УКСК (до 12 ракет за счёт создания нового модуля 4х3 специально для 20385). ■

Корветы пр. 20385, Кораблестроение

Previous post Next post
Up