Урок "Маккейна"

Dec 07, 2020 00:30


.
24 ноября с. г. в седьмом часу утра по Москве БПК ТОФ "Адмирал Виноградов" чуть было не повторил героическое деяние СКР "Беззаветный" и СКР-6 ЧФ, которые 32 года назад (12.02.88) протаранили и выдворили из территориальных вод СССР в районе Крыма два американских военных корабля − крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон". На сей раз командир эсминца DDG 56 "Джон Маккейн", нарушивший морскую границу в заливе Петра Великого, повёл себя более благоразумно, выйдя в нейтральные воды сразу же после предупреждения о возможности применения таранного манёвра и соответствующей смены курса БПК (ссылка 1). Тихоокеанский флот проявил себя с самой лучшей стороны, и у нас есть полное право гордиться нашими моряками, однако инцидент 24.11 напомнил и о слабой стороне ВМФ России.


DDG 56, зал. Петра Великого, 24.11.20 (из видео ТРК "Звезда")



Дело в том, что на момент авантюрной выходки "Маккейна" "Виноградов" был, судя по всему, единственным боеготовым боевым кораблём ТОФ подходящего размера (8250 тонн полн. [*] против 8360 у "Бёрка" I), способным физически вытеснить американца из наших территориальных вод. "Варяг" с "Пантелеевым" в первый день месяца ушли на БС в АТР (ссылка 2), "Шапошников" 6-го числа стал в сухой док Дальзавода перед завершающим этапом ЗХИ после ремонта с модернизацией (ссылка 3), "Трибуц", вернувшийся 30 сентября из парного (с "Виноградовым") дальнего похода по тому же АТР (ссылка 4), с тех пор не проявлял никаких признаков учебно-боевой активности (по крайней мере, об этом ничего не сообщалось в СМИ), что наводит на мысль о межпоходовом ВТГ.

[*] Источник: В. Муратов "БПК проекта 1155 ТОФ. Часть 1", "Морская коллекция" №3/2019, стр. 15. Приводившееся ранее в блоге и других источниках значение 7600 (7570) тонн (от Ю. Апалькова и др.) по целому ряду признаков можно считать ошибочным и являющимся нормальным водоизмещением корабля.

Разумеется, даже если бы "Виноградов" не смог выйти в море или был занят выполнением других задач вдали от залива Петра Великого (скажем, на Камчатке), нарушение неприятельским эсминцем российской государственной границы так или иначе было бы пресечено. Это сделали бы корветы пр. 20380 (2360 тонн полн.) или базирующиеся в бухте Улисс МПК пр. 1124М (1220 т) и быстроходные РКА пр. 12411 (490 т, 42 уз), в самом крайнем случае − МА ТОФ посредством предупредительного бомбометания по курсу корабля-нарушителя. Применение кораблей ОВРа при этом выглядело бы не слишком презентабельно и эффектно. Достаточно вспомнить, что при навале СКР-6 (пр. 35, 1140 тонн) на "Кэрон" ("Спрюэнс", 7940 тонн) первый отскакивал от второго, как мячик от стенки (ссылка 5, 23:38).

Обеспечить надёжную защиту наших дальневосточных рубежей от каких-либо посягательств с морских направлений и в то же время постоянное присутствие в АТР можно единственно возможным способом − наращиванием корабельного состава ТОФ новыми кораблями дальней морской и океанской зоны. Нет сомнений, что ГК ВМФ прекрасно осознаёт стоящую перед флотом проблему и делает всё возможное для скорейшего её решения. Первыми ласточками должны стать три 22350 мод. II из числа строящихся на СВ (ссылка 6). Другой ближайшей обязательной мерой представляется перевод на ТОФ одного из 11442М сразу после окончания неизбежного ремонта с модернизацией "Петра Великого". Главные же надежды, касающиеся восстановления морского могущества России на Тихом океане, помимо АПКР 885М/545 и авианосцев нового проекта, связаны с налаживанием быстрого и ритмичного серийного строительства 22350М и 23560. ■

БПК "Адмирал Виноградов", Кораблестроение, Тихоокеанский флот

Previous post Next post
Up