.
На днях источник в ОПК сообщил СМИ стоимость постройки двух первых российских УДК − чуть менее 100 млрд руб. (
ссылка 1). Есть уверенность, что подобные "утечки информации" вполне достоверны, поскольку не могли быть преданы огласке без санкции Минобороны и ФСБ (иначе источники были бы немедленно выявлены и привлечены к ответственности за разглашение гостайны). Тем не менее, возникает сомнение в адекватности цены в 50 млрд руб. за один корабль: во-первых, потому что 25000-тонный УДК является, по сути, не слишком большим морским транспортным судном с ограниченным составом вооружения, во-вторых, на то есть ещё две веских причины.
Модель УДК нереализованного проекта 11780 (
источник)
Сумма контракта на поставку России двух УДК типа "Мистраль", заключённого 17.06.2011, составила 1,2 млрд евро (
ссылка 2), из которых непосредственно на постройку кораблей приходилось 980 млн (за вычетом обучения экипажей, адаптации документации и лицензирования передаваемых технологий −
ссылка 3), т.е. 490 млн евро или 19,5 млрд руб. за один корабль. Пересчёт по курсу Центробанка на 6 марта с.г. (день провала сделки ОПЕК-плюс и начала форс-мажорного падения рубля) даёт 36,1 млрд руб. В то же время, при пересчёте 19,5 по коэффициенту инфляции (1,70 −
ссылка 4) получается 33,2 млрд. Среднее значение − 34,7 млрд руб.
С другой стороны, в феврале 2014 г. гендиректор Невского ПКБ С. Власов озвучил стоимость перспективного УДК (в тексте − БДК), аналогичного выполненным к тому времени проработкам, который, возможно, будет похож на "Мистраль" − около 20 млрд. руб. (
ссылка 5). Пересчитанная посредством того же инфляционного калькулятора на ту же дату (06.03 − х1,47) эта величина преобразуется в 29,4 млрд. В итоге, среднее значение между 34,7 и 29,4 млрд составляет немногим более 32 млрд руб., т.е. на 18 млрд (почти на 20) меньше заявленных 50 млрд.
Кажущееся противоречие легко объясняется предположением, что в 50 млрд руб. входит стоимость авиагруппы и десантно-высадочных средств. То, что в 490 млн евро не входила цена вертолётов, совершенно очевидно, десантных катеров (ДКА) − с большой вероятностью (
ссылка 6). Кораблестроитель Власов, оценивая стоимость перспективного УДК, вероятно, также имел в виду лишь сам корабль.
Авиационная составляющая переменного вооружения УДК, которые планируется заложить в начале мая, предположительно, будет состоять из 8 Ка-52К, 12 Ка-29 и 2 Ка-27ПС (
ссылка 7). Док-камера корабля с наибольшей длиной 220 м и предполагаемой шириной (нб) около 40 м по аналогии с "Мистралем" и "Хуаном Карлосом" должна иметь размерения порядка 66х20 м (30 и 50% от Lнб и Bнб), что предполагает три оптимальных варианта размещения в ней десантно-высадочных средств: 1) два ДКАВП пр. 12061М; 2) 4 ДКА пр. 11770М; 3) один 12061М и два 11770М.
Не вдаваясь детально в выяснение стоимости вертолётов и катеров (т.е. не перегружая текст ссылками, а внимание читателей − неконкретными противоречивыми данными) с приемлемой степенью достоверности можно допустить, что Ка-52К стоит 1 млрд руб., Ка-29/27ПС − 0,5 млрд, 12061М − 3 млрд, 11770М − 1 млрд. В этом случае средняя стоимость авиагруппы и десантно-высадочных средств составит 20 млрд руб., что и требовалось доказать. ■