.
Авторская версия статьи,
опубликованной 24 сентября в газете "Взгляд" (
ссылка 1)
Обнародованное неделю назад сообщение о планируемой закладке в 2020 году 22 кораблей и судов для ВМФ России (
ссылка 2) (как и выпущенное месяцем ранее − о намеченной на тот же год передаче флоту шести подводных лодок −
ссылка 3) наглядно свидетельствует о том, что после приведения в божеский вид военной авиации и сухопутных войск в стране началось активное обновление корабельного состава военно-морского флота. В связи с этим, наверное, имеет смысл более детально (в том числе и в исторической перспективе) рассмотреть заявленные на будущий год и представляющие наибольший интерес надводные и подводные боевые корабли основных классов (НК и ПЛ 1−2 ранга), относящиеся к той компоненте ВМФ, которая способна в той или иной степени оперировать в дальней морской и океанской зоне и проецировать силу на удалённые районы Мирового океана.
Корвет пр. 20385 ("Гремящий") − один из кандидатов для запуска в серию (скриншот из выпуска "Военной приёмки" от 22.09.2019)
Атомные ПЛ
Из перечня закладок и передач на первый план, разумеется, выступают многоцелевые атомные подводные крейсера пр. 885М ("Ясень-М"). В 2020 г. должна состояться закладка ещё двух (8-го и 9-го) и передача заказчику "Казани" и "Новосибирска". Чтобы сформировать из новейших АПКР две полноценных дивизии (2х6), по одной на Северном и Тихоокеанском флотах, и восстановить тем самым (на минимально приемлемом уровне) многоцелевую компоненту атомных подводных сил, необходимо заложить ещё три лодки. При наметившейся тенденции сдавать не менее двух заказов в год (сначала по одному "Борею-А" и "Ясеню-М", затем только "Ясени") Севмаш сможет справиться с этой задачей к концу 2030 года, а через шесть лет можно будет сформировать ещё две дивизии.
При этом, нельзя не обратить внимание на одно досадное обстоятельство, связанное с таким важнейшим принципом нормально функционирующего (эффективного) кораблестроения, как его непрерывность. Во избежание утраты компетенций, после спуска корабля на воду на освободившемся стапеле должен быть незамедлительно заложен следующий. В настоящий момент на СМП строится 13 подводных крейсеров, в числе которых 5 РПКСН пр. 955А ("Борей-А") и 6 АПКР пр. 885М. Закладка крайнего, но не последнего "Борея-А" (
ссылка 4) состоялась в конце 2016-го, "Ясеня-М" − в середине 2017-го. В результате образовалось окно размером в 2,5-4 года, которое с интервалом в семь лет (цикл строительства как 885М, так и 955А −
ссылка 5), т.е. где-то в 2024 г., должно повториться в сдаточном графике Севмаша. Смогут ли СМП, ОСК и Минобороны заполнить этот пробел − большой вопрос. В любом случае, важно осознать недопустимость подобных недоразумений, чтобы они не повторились в дальнейшем.
Неатомные ПЛ
(исправлены ошибки, допущенные в тексте по ссылке 1)
На Адмиралтейских верфях в 2020 г. заложат три больших дизель-электрических подводных лодки (ПЛБ). Но, если по части двух ДЭПЛ пр. 636.3 для Тихоокеанского флота особых сюрпризов нет (год закладки "Можайска" и шестого, пока что безымянного, заказа был косвенно обозначен ранее −
ссылка 6), то сдвиг влево церемонии закладки 4-й ПЛБ пр. 677 (677.1) на целых два года (
ссылка 7) для современного российского кораблестроения − событие незаурядное. Этот сдвиг можно объяснить тем самым принципом непрерывности, о котором говорилось выше, поскольку в противном случае (без переноса сроков) в сдаточном графике АВ образовалась бы двухгодичная брешь.
Адмиралтейские верфи, одно из лучших предприятий отечественного судпрома, уже давно вышли на темп сдачи в две лодки в год (и это не предел), а по срокам постройки НАПЛ (около двух лет) превосходят зарубежных конкурентов. Единственное, чего не хватает АВ − это заказов с воздухонезависимой энергетической установкой, которые позволили бы Российской Федерации стать мировым лидером в данном сегменте рынка вооружений. Но даже сейчас верфи приносят ВМФ неоценимую пользу. В перспективе же при достигнутом темпе сдачи они смогут приблизительно за 12 лет обновить и усилить неатомные подводные силы всех четырёх флотов.
Речь идёт о программе-минимум: одна бригада на СФ (шесть ПЛ пр. 677); две бригады на ТОФ (6/6 пр. 636/677) с базированием во Владивостоке и на Камчатке (в последнем случае − для охраны водного района и прикрытия развёртывания "стратегов") с учётом дисбаланса сил на ТВД (у Японии 19 НАПЛ, у Южной Кореи 16, у Китая 55); по одной бригаде 677 на БФ и в Тартусе (на БФ − для парирования возросшей активности ВМС стран НАТО на Балтике, в Сирии − для обеспечения самодостаточности подводной компоненты оперативного соединения в Средиземном море, относящегося к ЧФ, и купирования неудобств, связанных с требованиями ст. 12 конвенции Монтрё −
ссылка 8).
Фрегаты
К сожалению, намеченные к закладке на Северной верфи "два модернизированных фрегата пр. 22350" − не океанские 22350М (или 22351−?) полным водоизмещением около 8000 тонн, а только улучшенные "Горшковы" (5400 тонн) с тремя модулями УКСК для 24 (3х8) ударных ракет − такие же, как заложенные 23 апреля с.г. "Адмирал Амелько" и "Адмирал Чичагов". Работа над созданием 22350М находится на стадии эскизного проектирования, которое началось в Северном ПКБ в самом конце прошлого года, а резка первой стали для головного корабля состоится не ранее 2021 г. (
ссылка 9). Тем не менее, удвоение серии 22350 (с четырёх до восьми единиц) является заметным шагом вперёд на пути восстановления надводных сил дальней морской зоны.
В результате постперестроечного сокращения отечественный ВМФ остался почти без кораблей ДМЗ, классифицировавшихся тогда как "сторожевые". К моменту вступления в строй "Адмирала Григоровича" (2016) в боевом составе флота насчитывалось всего пять сторожевиков, три из которых относились к двум первым послевоенным поколениям (для сравнения: в начале 1991 г. их было 47). Первая попытка обновить и нарастить подкласс СКР прервалась на полпути − из-за санкционных недопоставок украинских газотурбинных агрегатов Черноморский флот получил лишь три из шести заложенных 11356 (серия вполне могла быть продолжена до 12 и более единиц). В настоящий момент на наших глазах осуществляется вторая попытка, которая обещает завершиться успехом. Для насыщения флотов (опять же по минимуму) необходимо заложить ещё 10 фрегатов пр. 22350 с общим итогом 6/6 на СФ/ТОФ и 3/3 на ЧФ/БФ.
Корветы
Закладку новых корветов (после четырёхлетнего перерыва) можно смело отнести к хорошим новостям, если только речь не идёт о проекте 20386 − средоточием множества нелепостей с приставками "пере-", "недо-" и "чрез-". Среди них: 1) переразмеренность (3400 тонн полн.); 2) недовооружённость (штатный противокорабельный ракетный комплекс "Уран", слабая гидроакустика и пр.); 3) "перегруз" драгоценного непроницаемого объёма корпуса подпалубным вертолётным ангаром; 4) переусложнённость ГЭУ (комбинированная ГТУ с частичным электродвижением); 5) чрезмерная стоимость постройки (близкая к стоимости фрегата проекта 22350); 6) чрезмерная стоимость и сложность эксплуатации (связанной с содержанием дополнительных модулей с обслуживающим персоналом); 7) чрезвычайная уродливость внешнего вида; 8) перегруженность инновациями, процент которых делает запуск проекта в серию до завершения всесторонних испытаний и опытной эксплуатации головного корабля авантюрой чистой воды.
Одной из разумных альтернатив "революционному" 20386 является проверенный временем и освоенный производством базовый проект 20380, но с улучшенным радиотехническим вооружением, представляющим из себя интегрированную башенно-мачтовую конструкцию (ИБМК) с многофункциональным радиолокационным комплексом (МФ РЛК), разработанным питерским АО "Заслон" (сейчас в постройке находятся четыре таких корабля − два на Северной верфи и два на Амурском судостроительном заводе −
ссылка 11). Главным недостатком улучшенного 20380 остаётся известная слабость ударного ракетного вооружения, представленного ПКРК "Уран" с боекомплектом из 8 лёгких дозвуковых ПКР тактического назначения 3М24 (Х-35), аналогичных американским "Гарпунам".
Другая альтернатива − корветы пр. 20385 (один проходит испытания, на втором продолжаются стапельные работы). Они лишены указанного недостатка 20380 (вооружены ракетным комплексом "Калибр-НК"), но у них есть другой изъян. Меньшая по сравнению с базовым проектом удельная мощность, обусловленная вынужденным применением той же ГЭУ (с коломенскими дизелями вместо попавших под санкции MTU −
ссылка 12), при большем водоизмещении (по разным данным, на 6-14%) должна привести к некоторому снижению скорости хода (ориентировочно на 1-2 узла). Очевидно, решить проблему можно путём форсирования мощности агрегата 1ДДА12000 − разумеется, в том случае, если флот выдаст Коломенскому заводу техническое задание на соответствующую ОКР.
Таким образом, на вопрос "какие корветы надлежит строить серийно?" у главного командования ВМФ есть три варианта ответа. С учётом того, что в отношении общества к 20386 явно доминируют протестные настроения, будет любопытно узнать насколько близка позиция главкомата к общественному мнению.
P.S. Количество кораблей рассматриваемого подкласса, необходимых флоту "прямо сейчас", подсчитывается довольно легко. Тихоокеанская группировка доводится до минимального "штатного" состава (шесть единиц) за счёт двух 20380(М) АСЗ и двух 20385 СВ ("Гремящий" и "Проворный"). При этом, как и в случае с НАПЛ, желательно укомплектовать корветами как Приморскую флотилию, так и Группировку войск и сил на Северо-Востоке России (с базированием на Камчатке). У Балтийского флота есть все шансы получить в дополнение к имеющимся четырём 20380 два 20380(М), строящиеся на Северной верфи ("Ретивый" и "Строгий"). СФ и ЧФ придётся насыщать с нуля. В результате получаем 18 дополнительных закладок − по шесть для СФ, ТОФ и ЧФ (с прицелом на СЗМ).
УДК
При ознакомлении с анонсом закладки в Керчи в мае 2020 г. двух универсальных десантных кораблей (
ссылка 13) бросаются в глаза два не совсем понятных момента. Во-первых, формирование тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование корабля должно быть закончено до конца текущего года (
ссылка 14), что подтверждается прошлогодним годовым отчётом ОСК, где в 2019 г. предусматриваются лишь работы по обоснованию облика УДК (
ссылка 15). Таким образом, на разработку и утверждение технического или эскизно-технического проекта (необходимое условие для начала постройки) остаётся не более пяти месяцев − задача совершенно невыполнимая (если только не было принято решение взять за основу некую детальную инициативную проработку Невского ПКБ).
Во-вторых, озвученные ТТХ намеченных к закладке УДК (15000 тонн, >10 вертолётов) оставляют желать много лучшего. Все зарубежные аналоги имеют значительно большее водоизмещение: южнокорейский "Токто" − 19300 т, французский (и не только) "Мистраль" − 22000 т, испанский (и не только) "Хуан Карлос I" − 27500 т, недавно спущенный на воду итальянский "Триест" − 33000 т (Jane's), не говоря о 40000-45000-тонных американских и строящихся китайских гигантах. Россия как великая морская держава просто не имеет права пропустить вперёд себя не только США и Китай, но и Францию, Корею, Италию, Австралию, Испанию, Турцию и Египет − тем более, что в прошлом году НПКБ предлагало флоту проект УДК водоизмещением около 30000 тонн (
ссылка 16).
Можно допустить, что универсальными десантными кораблями были ошибочно названы десантные вертолётные корабли-доки (ДВКД), проект одного из которых (названный почему-то "УДК "Прибой") был представлен на "Армии-2015" (
ссылка 17). Однако, при близком к "керченским" УДК водоизмещении (14000 тонн) он предполагал, как и положено ДВКД, базирование ограниченной по численности авиагруппы (4-6 Ка-27 и Ка-52К).
P.S. Необходимое ВМФ количество УДК определяется принципом утроения списочного состава для обеспечения постоянного нахождения на боевой службе одного корабля конкретного класса или корабельного соединения. Утроение подразумевает, что второй корабль (соединение) готовится к выходу в море (ВТГ матчасти, боевая подготовка, отдых личного состава), а третий (третье) − проходит длительный ремонт (с модернизацией) в заводских условиях. В соответствии с изложенным, на СФ и ТОФ должно быть по три УДК.
Заключение
Помимо ощущения начала активного периода обновления корабельного состава ВМФ России сугубо положительные эмоции вызывает и тот факт, что руководящий состав Минобороны и ОПК в рамках названного обновления начинает мыслить не отдельными кораблями, а группировками однотипных кораблей. Так в упоминавшемся выше годовом отчёте ОСК в перечне работ по строительству кораблей и судов, планируемых на 2019 г., словосочетания "для формирования группировок" и "для усиления группировки" встречаются пять раз. В целом же, факты, изложенные в настоящей статье, позволяют надеяться, что долгосрочная Программа военного кораблестроения на период до 2050 г. (другими словами − Программа создания полноценного океанского флота) будет реализована несмотря ни на что. ■