Кругосветка "Горшкова": почему бы и нет?

Jan 30, 2018 20:12


.
Судя по данным Службы капитана Большого порта СПб, головной фрегат пр. 22350 "Адмирал Горшков" всё ещё находится на Северной верфи (ссылка 1), где его готовят либо к передаче флоту (что было бы просто здорово), либо к продолжению эпопеи с доводкой ЗРК. В любом случае, рано или поздно на корабле официально поднимут флаг, и он войдёт в линию (в состав сил постоянной готовности) − это неизбежно (как в случае с БРПЛ "Булава"), поскольку он критически важен для сегодняшнего и завтрашнего ВМФ России. Коллега Ольга Шварц предполагает, что "Горшкова" передадут заказчику непосредственно перед президентскими выборами ( ссылка 2), и в наших реалиях это представляется вполне возможным. Впрочем, до или после − опять же второй вопрос, но для того, чтобы история с фрегатом 4-го поколения окончательно не превратилась в балаган, подъём флага (с предварительным доведением до ума "Полимента-Редута") должен состояться в 2018 году, после чего, на мой взгляд, можно было бы организовать очень эффектную демонстрационную акцию, совмещённую с испытаниями корабля в обстановке, приближенной к боевой.



"Адмирал Горшков" (фото без даты К. Бушмелёва с подачи Потапыч 63)


В военно-морской практике флотов ряда стран мира (главным образом, великих морских держав) есть такое мероприятие, как кругосветное плавание, которое, согласно Военно-морскому словарю 1989 г., представляет из себя "плавание корабля (судна) вокруг Земного шара с пересечением всех его меридианов и основных океанов − Атлантического, Индийского, Тихого". Я бы добавил ещё одно условие "чистой" кругосветки, в результате чего их число увеличивается до трёх: 1) пересечение всех меридианов; 2) пересечение трёх океанов из пяти (за вычетом Северного Ледовитого и Южного); 3) возвращение в пункт убытия. К сожалению, ВМФ СССР и Российской Федерации вообще не могут похвастаться кругосветными плаваниями боевых надводных кораблей основных классов (БНК ОК). "Золотой век" русских кругосветок, пришёлся на первую половину XIX века, в течение которой было совершено 28 кругосветных плаваний и 10 полукругосветных (М. Ципоруха "Вокруг света под парусами", 2012), последним на сегодняшний день является поход парового корвета (бронепалубного крейсера 2 ранга) "Витязь" (3200 тонн полн.) под командованием С. Макарова (31.08.1886−20.05.1889).

Подводникам, казалось бы, повезло больше, но, к сожалению, позиционируемое в советских источниках (том же Военно-морском словаре) и некоторых публикациях современных СМИ (ссылка 3) как первое в истории отечественного ВМФ (и даже в мировой истории) кругосветное подводное плавание без единого всплытия на поверхность двух наших атомных лодок (ПЛАРК пр. 675 К-116 и ПЛАК пр. 627А К-133), состоявшееся 02.02-26.03.1966, при всей своей значимости и героизме личного состава является лишь межфлотским переходом (МФП) с СФ на ТОФ южным маршрутом (вокруг Южной Америки через пролив Дрейка), поскольку не удовлетворяет ни одному из вышеназванных условий − пересечены не все меридианы, два океана из трёх, место прибытия (Камчатка) не соответствует месту отправления (Кольский полуостров).

Даже с дальним походом широко известного (но совсем не боевого) океанографического исследовательского судна (ОИС) БФ "Адмирал Владимирский" 18.08.2014-18.01.2015, именуемым "первым в истории современной России кругосветным плаванием" (ссылка 4), не всё гладко. Дело в том, что, хотя ОИС убыло из Кронштадта, вернулось в Кронштадт и пересекло при этом все меридианы планеты, его маршрут (Балтийское море − Северное море − Северный морской путь − Берингов пролив − Тихий океан − Панамский канал − Атлантика − Ла-Манш − Балтийское море) миновал "обязательный" для кругосветки Индийский океан и б'ольшую (западную) часть Тихого океана. Тем не менее результат этого плавания, думается, можно зачесть, чего не скажешь о предыдущем (02.12.1982-27.04.1983, совместно с "Фаддеем Беллинсгаузеном"), поскольку это была не кругосветная, а чисто антарктическая экспедиция в водах Атлантического (туда и обратно), Южного и лишь в малой степени в южной части Тихого (Новая Зеландия) и Индийского океанов (ссылка 5).

В 2008 г. была предпринята попытка исправить вековую несправедливость. По крайней мере, так считало одно компетентное издание, сообщившее в связи с визитом отряда СФ в Ла-Гуайру о том, что "Венесуэла − лишь перевалочный пункт в рамках кругосветного путешествия "Петра Великого". Далее крейсеру и кораблям сопровождения предстоит обогнуть мыс Горн и через Индийский океан и Аравийское море вернуться на родину" (ссылка 6). К сожалению, озвученному плану похода (которым командовал нынешний главком ВМФ) не суждено было сбыться − ТАРКР пересёк Атлантику в обратном направлении, обогнул мыс Доброй Надежды (с заходом в Кейптаун), поучаствовал в учениях INDRA 2009 в Аравийском море, зашёл в индийский порт Мармагао (штат Гоа), погонял пиратов в Аденском заливе и через Суэцкий канал, Средиземное море и Ла-Манш вернулся в Североморск (к слову: тогда в водах СЗМ и Индийского океана оперировала довольно внушительная группировка ВМФ России в составе "Кузнецова", "Петра", "Москвы", "Чабаненко", "Левченко", "Виноградова" и "Неустрашимого"). Далеко не кругосветный маршрут крейсера не мешает, однако, пресс-службе Минобороны именовать эту БС "Петра Великого" (22.09.2008-10.03.2009) кругосветным плаванием (ссылка 8, как вариант − в сообщении имеется в виду дальний поход корабля к берегам Приморья и обратно для участия в учениях "Восток-2010").

У наших главных оппонентов, коими являются ВМС США, с кругосветками дела обстоят несравненно лучше. 31.07-03.10.1964 американцы блестяще провели операцию Sea Orbit ("Морская орбита"), в ходе которой АУГ из трёх атомных кораблей (CVAN 65 "Энтерпрайз", CGN 9 "Лонг-Бич" и DLGN 25 "Бейнбридж") за 65 суток (57 на ходу) обогнула земной шар, двигаясь в восточном направлении от Майорки (Испания) до Норфолка и Чарльстона (США) со средней скоростью 22 узла. Справедливости ради следует отметить, что кругосветка получилась немного "рваной", т.к. "Энтерпрайз" вышел из Норфолка 08.02.1964, а "Лонг-Бич" и "Бейнбридж" − 28.04.1964, и в Task Force One (TF1) они объединились только в СЗМ, но это мало что меняет. Четырьмя годами ранее атомная подводная лодка SSRN 586 "Тритон" совершила чистое кругосветное подводное плавание в ходе операции с довольно экзотическим названием Sandblast ("Пескоструйка") − 24.02-25.04.1960 от и до островов Петра и Павла (Бразилия) с одним форс-мажорным всплытием и средней скоростью 18 узлов. Разумеется, нельзя не упомянуть и грандиозный поход 16 броненосцев-додредноутов "Большого белого флота", предпринятый по инициативе президента Теодора Рузвельта 16.12.1907-22.02.1909 от и до Хэмптон-Роудс (штат Виргиния).

О главном

Возникает вопрос, почему бы и нам наконец не удивить мир, сделав нечто такое-этакое. Конечно, было бы лучше всего послать в кругосветку модернизированного "Адмирала Нахимова", но уж больно долго ждать − года четыре, пока корабль пройдёт все круги ада на госиспытаниях, сдаст задачи и будет зачислен в состав сил постоянной готовности. Думается, в своё время очередь дойдёт и до него, а сегодня у нас уже есть почти готовый и вполне достойный кандидат − тот самый "Горшков". Корабль красив, современен, хорошо вооружён и достаточно велик (всего на 17% меньше 1155 по длине), чтобы произвести достойное впечатление на мировую общественность.

С учётом того, что в минувшем году в части визитов и заходов кораблей ВМФ России Американский континент остался в стороне ( ссылка 9) (за исключением, разве что, разведчика СФ "Виктор Леонов"), представляется целесообразным начать возможную кругосветку с Латинской Америки (с предварительным заходом в Португалию или на острова Зелёного мыса). В целом, план похода видится примерно так: Североморск, Ла-Манш, Лиссабон (как вариант), Гавана, Мексика (Веракрус), Венесуэла, Бразилия (Рио-де-Жанейро), Аргентина (Буэнос-Айрес или Пуэрто-Бельграно), Чили (Вальпараисо), Перу (Кальяо, Лима), Никарагуа (Коринто), Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Япония, Южная Корея, Китай, Вьетнам, другие страны АТР (Таиланд, Камбоджа, Филиппины, Бруней, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Мьянма), Индия (Вишакхапатнам и/или Мумбаи), Шри-Ланка, Пакистан (Карачи), Оман (Салала), Джибути, Сейшелы, другие страны Африки (Танзания, Мозамбик, ЮАР, Намибия, Ангола, Экваториальная Гвинея, Кабо-Верде), Гибралтарский пролив, Алжир, Ливия, Греция, Черноморские проливы, Севастополь, Новороссийск, Стамбул, снова Босфор-Дарданеллы, Кипр, Сирия (Тартус), Египет, снова Гибралтар, Лиссабон (?), Ла-Манш, Североморск. Впечатляет, не правда ли?!

Кругосветное плавание лёгким не будет. Согласно плану похода в видении автора (отображённому на карте в конце записи) и расчёту, выполненному с использованием ресурсов sea-distances.org, searates.com (на котором Крым нарочито броско обозначен как "временно оккупированная неконтролируемая территория Украины в результате российской военной интервенции 2014 г." и Карт Google, его протяжённость составит не менее 60 тыс. миль (2,8 длины экватора), а продолжительность около года (при средней скорости на переходе 10-12 узлов и трёхдневной стоянке в каждом из 45 портов на пути следования − в 41 иностранном и в четырёх российских). Ожидаемое число ходовых часов 5000-6000. Для сравнения: в ходе своей выдающейся 197-суточной боевой службы (09.08.2014-21.02.2015) СКР "Ярослав Мудрый" дошёл до Индонезии, пройдя в общей сложности 30442 мили при 2693 ходовых часах (ссылка 11), а назначенный ресурс до переборки дизеля 16Д49 из состава ГЭУ корветов пр. 20380 (по 10Д49 данных нет) − 15000 час. (ссылка 12, стр. 71).

Ввиду того, что разрыв между передачей флоту "Горшкова" и "Касатонова" обещает быть незначительным было бы неплохо организовать их парный поход. При этом, "Касатонову" совсем необязательно замыкать петлю кругосветного плавания − учитывая полное отсутствие СКР (фрегатов) в составе ТОФ, разумно оставить его на Тихом океане (хотя парная кругосветка от начала до конца имела бы куда больший эффект). Само собой, подобный поход невозможен без судов обеспечения, и здесь будет очень кстати новый СМТ (средний морской танкер) пр. 23130 "Академик Пашин", достраивающийся в Шлиссельбурге, и какой-нибудь импозантный буксир (вроде "Чикера").

С учётом того, что у американцев при всей их исключительности нет корабля такого класса и будет не раньше 2023 г. ( ссылка 13), а бёркоподобный испанский F-100 ("Альваро де Басан") сильно уступает 22350 по современности архитектурных решений, на мировом рынке вооружений можно ожидать всплеска интереса к российским фрегатам, и постройка первого экспортного 22356 для инозаказчика станет настоящим прорывом в отечественном ВТС по линии морских вооружений. Демонстрация же флага фрегатом (фрегатами) пр. 22350 в кругосветном плавании без сомнения станет сенсацией планетарного масштаба (особенно, если мероприятие будет освещаться российскими СМИ также массированно, информативно и красочно, как сирийский поход и боевая работа КАГ "Адмирала Кузнецова"). Разумеется, мне не дано знать, какие планы касательно "Горшкова" и "Касатонова" строят в Генштабе и Главном штабе ВМФ, но, наверное, стоит подумать о подобном, обещающем стать весьма эффективным (во многих смыслах), начале карьеры новейших фрегатов. ■


Фрегаты пр. 22350

Previous post Next post
Up