.
Об итогах 2017 г. в отношении ВМФ России сказано уже немало, а повторять сказанное (петь в хоре) − не мой стиль. Поэтому два ключевых момента прошедшего года будут отражены в блоге в двух записях − позитивной и негативной, ибо всё в нашем мире складывается путём смешения двух этих красок в различных пропорциях, и военно-морская деятельность тут не является исключением. Позитивный материал публикуется сегодня, негативный увидит свет некоторое время спустя, но, как принято в журнале, не ради негатива как такового (чтобы продемонстрировать нашу безнадёжную, на роду написанную ущербность и недееспособность правительства), а ради того, чтобы отчётливо осознавать, что у нас идёт не так, и что надо сделать (исправить) для укрепления морской мощи государства.
Настоящая запись является авторской (исходной, иллюстрированной) версией статьи, опубликованной вчера (22.01.2018) в деловой газете "Взгляд" (
ссылка 1).
Зачем это надо
Кому-то может показаться, что военно-морское присутствие России в Мировом океане, демонстрация флага и военной силы, визиты кораблей и судов ВМФ в порты иностранных государств − это какой-то цирк, суета, блажь адмиралов и пустая трата народных денег. Однако подобная точка зрения, свойственная в первую очередь людям с "социальным" и сухопутным складом мышления (предлагающим отказаться от пушек в пользу масла и считающим Российскую Федерацию сугубо континентальной державой), на самом деле весьма далека от действительности. Именно поэтому перечисленные задачи Военно-Морского Флота, являющиеся составными частями внешней политики государства, фигурируют и на сайте Минобороны (
ссылка 2) и в утверждённых около полугода назад Основах государственной политики в области военно-морской деятельности на период до 2030 г. (
ссылка 3, п.п. 28-б и 29-г).
Удивительно, но за 600 лет, прошедших с начала эпохи Великих географических открытий, в рассматриваемом вопросе почти ничего не изменилось. Для того, чтобы произвести должное впечатление на коренное население удалённых территорий с последующей их колонизацией (в прежние времена), либо налаживанием экономических и политических партнёрских отношений (в наши дни), необходимо продемонстрировать свой технический уровень и способность доставлять его плоды на большие расстояния. В XV веке достаточно убедительным демонстрационным материалом были ощетинившиеся пушками и ружьями каравеллы и каракки, сегодня их роль играют неизмеримо более мощные, но почти столь же неторопливые авианосцы, крейсера, эсминцы и прочие боевые корабли основных классов.
Разумеется, прогресс не стоит на месте, и современные стратегические бомбардировщики способны совершать перелёты на иностранные аэродромы, расположенные за многие тысячи километров от аэродромов базирования (примером тому визиты Ту-160 в Венесуэлу в 2008 году и Ту-95МС в Индонезию в конце прошлого года), но тут есть несколько серьёзных проблем. Прежде всего, необходимы заранее налаженные доверительные отношения, ибо не каждая принимающая сторона согласится впустить в своё воздушное пространство и на свою авиабазу чужих "стратегов". У другой стороны, при этом, рисков ещё больше: во-первых, предназначенные для пуска КРВБ вне зоны чужой ПВО при входе в такую зону "стратеги" становятся практически беззащитными; во-вторых, на борту Ту-160 или Ту-95МС невозможно разместить группу антитеррора, в результате чего безопасность особо важного объекта перепоручается караульной службе иностранной авиабазы. Кроме того, базирование на военном аэродроме подразумевает ограниченную публичность визита.
В отличие от бомбардировщиков, визиты в иностранный порт боевых кораблей под российским флагом имеет возможность наблюдать множество людей − яхтсмены, горожане, туристы, корреспонденты информационных агентств, шипспоттеры, члены команд торговых судов и экипажей боевых кораблей, находящихся в порту (ВМБ) и пр. Как правило, организуется свободное посещение кораблей всеми желающими (само собой, в назначенные дни и часы, под присмотром и в пределах разрешённых зон доступа), часто корабли посещают представители военно-морского командования принимающей стороны, военные и военно-морские атташе других стран, иногда − главы государств (если порт визита является столицей государства или её "морскими воротами"). В случае захода в базу иностранных ВМС из их состава назначается корабль-хозяин визита, с экипажем которого устраиваются спортивные состязания, обмен посещениями и другие мероприятия. Наконец, на время стоянки кораблей (обычно на несколько дней) приморский город наводняется моряками в российской военной форме (на БПК пр. 1155 около 290 человек личного состава, на РКР пр. 1164 − около 480), которые делают покупки, осматривают достопримечательности и, между делом, демонстрируют Государственный флаг России, красующийся у них на шевроне с перекрещенными якорями на левом рукаве в 8 сантиметрах от плечевого шва.
Важность грамотной и достойной демонстрации флага в чужом порту, на переходе морем или в любой другой форме трудно переоценить, поскольку по отдельно взятому кораблю иностранцы судят о стране, которой он принадлежит. Военные моряки хорошо понимают значимость представительской функции ВМФ, о чём говорит недавнее интервью заместителя командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирала Э. Михайлова, данное им одному из центральных информагентств на борту БПК "Адмирал Пантелеев" в Шанхае (сказанное во многом повторяет мысли автора блога, прочитавшего интервью уже после завершения настоящей статьи):
"Отряд кораблей Тихоокеанского флота выполняет задачи боевой службы, главная из которых − это осуществление содействия внешнеполитическим акциям Российской Федерации, в том числе в форме неофициальных визитов и деловых заходов... Это очень важно, поскольку [из всех видов вооруженных сил] только флоту доступно... посещение разных стран, где мы не просто демонстрируем флаг... Мы показываем и самих себя на официальных и неофициальных встречах... и когда личный состав находится в городе... это, конечно, и продвижение лучших традиций [нашего] флота"... Подобные визиты позволяют также создать позитивный образ России и поменять сложившиеся за рубежом стереотипы... Такие заходы [являются] показателем развития экономики государства и возможности обозначать своё присутствие по всему миру... "Не каждое государство на такое способно, а наши корабли находятся в любых точках Мирового океана, что подтверждает принадлежность к великим морским державам, и этот статус [вполне] оправдан" (
ссылка 4, процитировано с некоторыми стилистическими правками).
Боевые службы
Обратимся к статистике. В 2017 г. 22 боевых надводных корабля основных классов ВМФ России выполнили 34 боевых службы (дальних похода) − 6 групповых и частично групповых и 19 одиночных без учёта судов обеспечения (1х4, 1х3, 4х2, 19х1), включая те, которые были начаты в 2016 г. и не закончены к 01.01.2018 (в среднем 1,5 БС на один корабль). При этом, на долю СКР "Адмирал Григорович" приходится целых четыре боевых службы, корвета "Бойкий − три (оба относятся к числу немногих наших новостроев), БПК "Североморск", СКР "Адмирал Эссен" (новый), "Пытливый" и "Сметливый", нового корвета "Сообразительный", БДК "Георгий Победоносец" и "Александр Отраковский" − по две. Суммарное время пребывания вдали от своих берегов составило 1920 суток (5,25 года) − в среднем 56,5 суток на одну БС (около двух месяцев) и 87,3 сут. на один корабль (ококо трёх месяцев).
Десятку лидеров 2017 года возглавляет БПК "Североморск" (212 суток; КОН=0,58 − коэффициент оперативного напряжения, равный отношению времени выполнения задач по предназначению к общему времени службы корабля), находившийся в охранении ТАВКР "Адмирал Кузнецов" на переходе в Средиземное море (с 15.10.2016) и в течение всей боевой работы КАГ у берегов Сирии, совершивший уникальную африканскую "кругосветку" (по часовой стрелке, от Лимасола до Лимасола через Суэцкий канал, сделав небольшой крюк до Карачи, чтобы поучаствовать в международных учениях AMAN 2017 и пощекотать нервы некоторым нервным соучастникам − американцам, англичанам, австралийцам −
ссылка 5), и, наконец, для полноты ощущений возглавивший арктический поход надводных сил СФ (10.08-04.10). За ним следуют СКР "Адмирал Григорович" (169; 0,46) и "Адмирал Эссен" (145; 0,40), и столь активное использование кораблей новых проектов не может не радовать, далее − БДК "Александр Отраковский" (СФ; 139; 0,38), "Георгий Победоносец" (СФ; 128; 0,35), "Королёв" (БФ; 128; 0,35), БПК "Вице-адмирал Кулаков" (120; 0,33), корветы "Бойкий" (113; 0,31) и "Сообразительный" (102; 0,28) (что радует не менее СКР пр. 11356) и БПК "Адмирал Пантелеев" (90; 0,25).
Привести данные по количеству пройденных миль крайне затруднительно, поскольку пресс-служба Минобороны если и сообщает об этом, то приблизительной цифрой в самом конце похода или его этапа (к тому же некоторые БС разорваны по годам), а морской путь, посчитанный по известным точкам пребывания корабля (отряда) отличается от реального в разы. Впрочем, если один ГРКР "Варяг" за 74 сут. своего "круиза" по АТР (менее 4% от общей наплаванности) прошёл половину длины экватора (более 11000 миль −
ссылка 6), легко представить сколько "экваторов" записал на свой счёт ВМФ России в минувшем году только в дальних походах (12,5?!).
Примечание 1. Среди боевых служб 2017 года есть одна, которая, казалось бы, не подпадает под определение "демонстрация флага". Речь идёт об очередном Арктическом походе отряда кораблей и судов СФ (шестом по счёту, проводимом ежегодно с 2012 г.) − он проходил в наших территориальных водах и исключительной экономической зоне России, и его не могли наблюдать воочию представители иностранных государств. Однако мы живём в эпоху информационных технологий, и наш флаг над безлюдными просторами Арктики был хорошо виден между строк сообщений СМИ и в не столь частых, как хотелось бы, фото- и видеорепортажах, а значит его демонстрация всё-таки была.
Визиты доброй воли
В современном русском военно-морском лексиконе есть два (уже упоминавшихся выше) наиболее употребительных термина, обозначающих факт посещения военным кораблём или судном иностранного порта − "неофициальный визит" (в отличие от гораздо жёстче запротоколированного и редкого "официального") и "деловой заход", который выполняется главным образом для пополнения запасов топлива, пресной воды, провизии и отдыха личного состава. На языке международного общения, коим волею судеб всё ещё является английский, подобные мероприятия принято называть более поэтично − "визитами доброй воли" (goodwill visits).
В минувшем году боевые надводные корабли основных классов (БНК ОК) ВМФ России совершили 46 визитов и заходов (пять из которых были парными) в 28 портов 27 иностранных государств (один раз* захода в порт не было, высокопоставленных гостей принимали на борту ТАВКР в территориальных водах). Имеет смысл перечислить эти государства в алфавитном порядке: Ангола, Бруней, Вьетнам, Греция, Джибути, Египет, Индонезия, Кабо-Верде, Камбоджа, Кипр, Китай, Ливия*, Мозамбик, Мьянма, Намибия, Оман, Пакистан, Португалия, Сейшельские о-ва, Сингапур, Таиланд, Танзания, Филиппины, Экваториальная Гвинея, Южная Корея, ЮАР, Япония (по 4 раза заходили на Кипр и на Филиппины, по два раза − в Джибути, Египет, Индонезию, Оман, Португалию, Сингапур, Таиланд, Корею).
Несмотря на совсем не дружественные отношения со странами Западного мира, в перечне можно видеть членов НАТО Грецию и Португалию, евросоюзный Кипр и верных друзей США на Дальнем Востоке − Японию и Южную Корею (итого 5 государств или 19% из 27 стран, принявших российские боевые корабли). Девять других стран (33%) относятся к Азиатско-Тихоокеанскому региону, остальные 13 (48%) − к Африке, Ближнему Востоку (Оман) и Южной Азии (Пакистан). География 81% визитов и заходов красноречиво говорит о том, с какими регионами мира Россия намерена выстраивать экономические и военно-политические отношения в ближайшем будущем − и это точно не Запад.
Абсолютным рекордсменом по числу посещённых стран является БПК "Североморск" (12), который по праву заслуживает титул "Лучший боевой надводный корабль 2017 года", за ним следуют ГРКР "Варяг" и БПК "Адмирал Пантелеев" (по 7), далее − БПК "Вице-адмирал Кулаков" (4), корвет "Сообразительный" (2 страны, но по 2 раза), БПК "Адмирал Трибуц" (3), БПК "Адмирал Виноградов" (2), корвет "Бойкий" (1х2), ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Пётр Великий", СКР "Адмирал Григорович", БДК "Николай Вилков" и "Николай Фильченков" (по 1). По проектам с большим отрывом лидируют БПК пр. 1155 (22 страны, 28 раз), далее идут РКР пр. 1164 (7), корветы пр. 20380 (3х2), БДК пр. 1171 (2), ТАВКР пр. 11435, ТАРКР пр. 11442, СКР пр. 11356 (по 1). Таким образом, в иностранных портах наш ВМФ представляли 13 БНК 7 проектов.
Примечание 2. 29.11.2017 на заседании Военного Совета ВМФ главком В. Королёв заявил о 49 заходах российских кораблей в зарубежные порты (
ссылка 8), в то время как по имеющимся данным на тот момент времени их было совершено всего 42. Расхождение в семь заходов могло быть вызвано двумя причинами: либо в СМИ не сообщалось о некоторых деловых заходах БНК ОК, либо в озвученное число заходов были включены не только БНК ОК, но и корабли специального назначения и морские суда обеспечения (например, ОИС БФ "Адмирал Владимирский" и СМТ БФ "Кола").
Дополнительные возможности
Помимо традиционного, наиболее эффективного и эффектного способа демонстрации флага (в ходе визитов в иностранные порты) есть и другие, без упоминания о которых картина внешнеполитической деятельности Военно-Морского Флота России в 2017 году была бы неполной.
1. Международные проливы и каналы
Проливы Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский и Суэцкий канал с интенсивным движением судов из самых разных регионов мира представляют прекрасную возможность для демонстрации флага, поэтому проход любой из этих водных магистралей вполне может быть приравнен к визиту в какой-нибудь иностранный порт. С учётом того, что в последнее время практически всем перемещениям надводных кораблей и судов ВМФ России (равно как и ПЛ, следующих в надводном положении) западные ВМС уделяют повышенное внимание, большинство таких проходов становится достоянием СМИ или пользователей соцсетей. В минувшем году указанными проливами и каналом прошло 13 БНК ОК из 22 ходивших на БС. Всего было выполнено 34 прохода (24 одиночных и 4 групповых − 2х2 и 2х3), из которых 6 на счету "Вице-адмирала Кулакова", 4 − "Североморска" и "Сообразительного".
Кроме вышеназванных проливов и канала мирового значения БНК ОК совершили 64 прохода локальными проливами − 58 Черноморскими (Босфором и Дарданеллами) и 6 Балтийскими (скорее всего, Большим Бельтом), причём в данном случае каждые два прохода "туда и обратно" посчитаны как один (кроме первых и последних проходов БДК, командированных на ЧФ с других флотов) − по причине их "локальности" и ввиду того, что промежутки времени между "туда" и "обратно" в большинстве случаев (около 70%) были небольшими (8-17 суток). В данную группу мероприятий включены короткие боевые службы (грузовые рейсы по маршруту Новороссийск-Тартус) девяти больших десантных кораблей СФ, БФ и ЧФ, не учтённые в разделе "Боевые службы", но не включены межфлотские переходы (п. 3). Причина "постановки на учёт" та же, что и в предыдущем случае − проходящие тот же Босфор российские боевые корабли почти всегда попадают в объективы шипспоттеров, социальные сети и тем самым демонстрируют флаг.
2. Международные учения в российских водах и рядом с ними
Если участие кораблей ВМФ России в международных военно-морских учениях предусмотрено планами их дальних походов, рассматривать такие мероприятия отдельно не имеет смысла − мы демонстрируем своё присутствие самим фактом прибытия в страну-хозяйку учений. Однако всё чаще Россия сама выступает страной-хозяйкой манёвров с кораблями ВМС иностранных государств. В 2017 году их было шесть: два этапа "Морского взаимодействия" (Joint Sea) на Балтике и на Дальнем Востоке с китайцами, конкурс "Кубок моря" в рамках Армейских международных игр (АрМИ) опять же с ВМС НОАК у берегов Приморья, совместные стратегические учения (ССУ) "Запад-2017" с ВС Белоруссии (хоть у неё и нет выхода к морю) при активном участии кораблей Балтийского флота, морская часть ставших межвидовыми учений INDRA с ВМС Индии и SAREX с ВМС Японии (два последних − в заливе Петра Великого Японского моря). За всеми перечисленными учениями (особенно за "Западом-2017" и Joint Sea на Балтике) внимательно наблюдали военно-морские разведки и СМИ по крайней мере США и стран НАТО, поэтому факт демонстрации Андреевского флага здесь не вызывает сомнений.
3. Межфлотские и межбазовые переходы
Помимо выполнения задач боевой службы боевым надводным кораблям ВМФ России иногда приходится совершать рутинные межфлотские переходы (МФП) к месту постоянного базирования, проведения испытаний, морских парадов и пр. Ставшие уже привычными МФП только что построенных кораблей с Балтики на Чёрное море в обязательном порядке совмещаются с БС в Средиземном море с проходами Ла-Манша, Гибралтара, Босфора-Дарданелл, и рутинными их, конечно же, не назовёшь, а переходы БДК СФ и БФ на для участия в "Сирийском экспрессе" и обратно по определению являются этапами боевой службы с проходами тех же самых Черноморских проливов.
Касательно МФП в чистом виде, то в минувшем году их было 9 − переходы "Петра Великого", "Маршала Устинова" и "Вице-адмирала Кулакова" с СФ на Главный военно-морской парад в Кронштадте (первых двух − также и в обратном направлении; "Кулаков" же, как известно, с парада ушёл в СЗМ) и 4 МФП ещё не переданного заказчику "Горшкова" по маршруту СВ-СФ (на госиспытания) и СФ-СВ (для устранения замечаний по их результатам). В данном случае наши БНК также демонстрировали флаг в Норвежском и Северном морях, в Балтийских проливах и на самой Балтике под неизменным пристальным вниманием наших западных коллег (судя по опубликованным фото, на "Горшкове" при этом нередко поднимали Андреевский флаг, хотя "по протоколу" до передачи флоту он должен ходить под Государственным). Межбазовый переход (МБП) был один − арктический поход СФ, в ходе которого два корабля дошли до Диксона и Дудинки, а два других − до Новосибирских островов. В результате количество переходов увеличивается до 13, а БНК − до 8.
4. Международные военно-морские выставки на территории России
Международные выставки продукции военного назначения военно-морской направленности, регулярно проводимые в России, можно назвать "визитами в иностранные порты наоборот", поскольку в случае участия в них натурных (действующих) конечных образцов военно-морской техники (в нашем случае БНК ОК) образцы эти демонстрируют флаг, не отходя от родного причала, а наблюдатели, напротив, съезжаются со всей планеты, чтобы увидеть их "вживую". В 2017 г. на 4-х мероприятиях (МВМС в СПб, МВТФ "Армия-2017" в СПб и Владивостоке и условно включённом в данную группу ВЭФ-2017 во Владивостоке) были представлены 4 корабля: ещё не завершивший госиспытания ЗРК "Адмирал Макаров" и строевые "Стойкий", "Сообразительный" и "Совершенный". Любопытно, что на "Макарове" (как и на "Горшкове") и на ходу, и на швартовах гордо реял Андреевский флаг (
ссылка 9,
ссылка 11).
5. Военно-морские парады
Главный военно-морской парад, проведённый с размахом в Санкт-Петербурге и Кронштадте в День ВМФ в 2017 году (впервые с 1996 г. − года 300-летия российского флота), а также парады во Владивостоке и Севастополе также похожи на "визиты наоборот" по причине их доступности для туристов из-за рубежа и корреспондентов иностранных СМИ. Мероприятия в Североморске, Балтийске и Тартусе (закрытых военно-морских базах и ПМТО) носили гораздо более камерный характер, но также широко освещались в прессе и, надо полагать, прошли в присутствии военных и военно-морских атташе зарубежных стран. В общей сложности на рейдах семи приморских городов на бочках и на ходу можно было наблюдать 31 БНК ОК, три из которых ещё не были переданы ВМФ ("Горшков", Макаров" и "Грен"), а два находились в резерве − в ремонте или в ожидании ремонта ("Настойчивый" и "Москва").
Впечатляющие результаты малыми силами
Откорректированная с учётом изложенного в предыдущем разделе статистика такова: в минувшем году на 40 боевых надводных кораблей основных классов ВМФ России (37 строевых и 35 боеготовых) приходится 207 фактов демонстрации флага тем или иным способом − 46 визитов и заходов в 28 портов 27 стран (13 БНК ОК), 34 прохода проливами и каналами мирового значения (13 БНК; 13 раз Ла-Маншем, 14 Гибралтарским пр., 5 Суэцким каналом и 2 Малаккским пр.), 64 прохода проливами локального значения (16 БНК; 58 Черноморскими и 6 Балтийскими по минимуму − согласно п. 1 и 108/12 по максимуму − с учётом двойных проходов во время одной БС), 14 фактов участия в международных военно-морских учениях (12 БНК в 6 МВМУ), 13 межфлотских и межбазовых переходов (8 БНК; 8 МФП/МБП с учётом групповых), 5 фактов участия в международных выставках и форумах (4 БНК) и 31 − в парадах (31 БНК в 7 городах).
В суммарном зачёте в десятку лидеров входят "Североморск" (17 фактов), "Сообразительный" (13), "Кулаков" (12), "Ямал" (11), "Куников" (11), "Бойкий" (10), "Варяг", "Пантелеев", "Королёв" и "Фильченков" (по 9). По проектам лидируют БДК 775 (61 факт − за счёт частых рейсов в Тартус), БПК 1155 (47), корветы 20380 (34), РКР 1164 и СКР 11356 (по 13). Среди флотов на первом месте СФ (62 факта), далее ЧФ (57), БФ (52) и ТОФ (36).
С учётом того, что 40 БНК ОК, принимавших участие в демонстрации флага в 2017 г. (ПЛ по понятным причинам остаются за кадром) составляют 78% от 51 (49 числившихся в составе ВМФ на конец года и двух почти готовых к передаче флоту − без учёта "Лазарева", "Безбоязненного", "Бурного" и "Харламова", находящихся в отстое с сомнительными видами на будущее, но с учётом "Горшкова" и "Грена"), можно говорить о весьма активном использовании имеющегося корабельного состава. При этом, 22 корабля (43%), ходивших на БС, и 13 (25%), совершивших визиты и заходы в 28 портов 27 зарубежных стран свидетельствуют о том, что внешнеполитическая миссия, возложенная на ВМФ России, выполняется довольно успешно, причём малыми силами. В связи с этим, в заключение имеет смысл привести ещё одно высказывание из интервью заместителя командующего Приморской флотилией ТОФ контр-адмирала Михайлова (
ссылка 4): "Соответствующую задачу нам ставят ежегодно, и её, на мой взгляд, флот решает достойно". Спору нет − решает достойно. ■
Примечание 3. Корабли, принимавшие участие в парадах 30.07.2017 перечислены в записи по
ссылке 10.
Примечание 4. Статистика по БДК "Сирийского экспресса" до 05.10.2017 включительно приведена в записи по
ссылке 12 (05.10 БДК СФ "Александр Отраковский", вышедший из Североморска 13.09, пройдя Босфор, вошёл в Чёрное море). После этого было выполнено (начато) ещё 12 рейсов: 1) 08-25.10 "Азов" (ЧФ); 2) 11-22.10 "Ямал" (ЧФ); 3) 14-29.10 "Цезарь Куников" (ЧФ); 4) 22.10-01.11 "Отраковский"; 5) 24.10 Босфор прошёл "Минск" (БФ), вышедший из Балтийска примерно 04.10; 6) 05-17.11 "Ямал"; 7) 08-18.11 "Минск"; 8) 11-27.11 "Отраковский"; 9) 12-22.12 "Минск"; 10) 23.12-01.01? "Ямал"; 11) 25.12-05.01 "Отраковский"; 12) 27.12-07.01 "Куников" (
ссылка 13,
ссылка 14).
Примечание 5. Информация о фактах демонстрации флага взята главным образом из сообщений Министерства обороны России (а также транслировавших её центральных информационных агентств), в отдельных случаях − с прочих интернет-ресурсов (сайтов, блогов, форумов, соцсетей) по военной и военно-морской тематике.