Летопись "Сирийского экспресса"

Oct 18, 2017 20:30


.
02.10.2017 в газете "Взгляд" была опубликована моя статья под редакционным заголовком "Российские десантные корабли создали "дорогу жизни" для Сирии" (ссылка 1). Предлагаю вниманию читателей её авторскую версию − немного исправленную, дополненную, со ссылками и, самое главное (то, чего не позволяет газетный формат) − с таблицами, в которых перечислены все известные мне рейсы БДК ВМФ России в Сирию, командировки кораблей с удалённых флотов и дана обобщающая статистика (значимые корректуры набраны тёмно-синим шрифтом).



БДК "Королёв" (БФ, б/н 130) и "Александр Отраковский" (СФ) входят в Мраморное море, 01.10.2015 (фото Yörük Işık, twitter.com)


Военная операция вооружённых сил России в Сирии, которая началась два года назад, была бы невозможна без "Сирийского экспресса" − регулярных челночных рейсов наших больших десантных кораблей по маршруту Новороссийск−Тартус. Во время обострения российско-турецких отношений один известный стамбульский блогер, несколько утрируя, заявил, что в случае блокирования Босфора и Дарданелл сирийская группировка ВС РФ окажется примерно в том же положении, что и 6-я полевая армия генерал-фельдмаршала Паулюса в Сталинграде (ссылка 2).

Чтобы разобраться в происхождении общепринятого теперь словосочетания "Сирийский экспресс", пришлось бы провести серьёзное историко-лингвистическое исследование. Одни источники утверждают, что термин был введён в обиход российскими СМИ (не называя ни даты, ни авторства), другие считают, что он был позаимствован за рубежом, третьи говорят об устном народном творчестве военных моряков. Очевидно одно: неофициальное наименование крупнейшей военно-транспортной операции российского Военно-Морского Флота уходит корнями в 16 августа 1942 года, когда из Рабаула на Гвадалканал вышли четыре японских эсминца и три транспорта с десантом и припасами − первый рейс "Токийского экспресса", который функционировал около полугода (до 03.02.1943).

Следует отметить, что с точки зрения экономической эффективности БДК плохо подходят для грузоперевозок. В гражданском судостроении есть такое понятие как коэффициент использования водоизмещения по чистой грузоподъёмности, равный отношению массы перевозимого груза к полному водоизмещению. При рассмотрении проектов этот параметр часто фигурирует как основная характеристика транспортных (прежде всего, грузовых) судов. У сухогрузов общего назначения его значение находится в пределах 0,45-0,61 (в среднем − 0,53) [В. Ашик "Проектирование судов", Судостроение, Л., 1985, стр. 24], у БДК пр. 1171 (спроектированных в значительной степени по гражданским нормам) он равняется по разным данным 0,22-0,23, а у БДК пр. 775 и вовсе 0,11-0,13. Таким образом, с учётом количества задействованных в "Сирийском экспрессе" на регулярной основе кораблей пр. 775/1171 (10/2) эффективность грузоперевозок большими десантными кораблями почти в четыре раза (3,85) ниже, нежели у обычных сухогрузов. Однако, как нередко бывает на практике, жизнь вносит в трезвый расчёт свои коррективы.

Началом гражданской войны в Сирии принято считать 15.03.2011, когда разрозненные и случайные антиправительственные выступления переросли в массовые акции протеста, а затем и в вооружённое восстание против государственной власти в рамках проекта спецслужб США и их сателлитов под названием "Арабская весна". Однако Россия не бросила Сирию на произвол судьбы и продолжала военно-техническое сотрудничество с легитимным правительством Б. Асада, используя для поставок соответствующих грузов зафрахтованные гражданские суда. Всё осложнилось, когда 10.05.2011 регламентом Совета Евросоюза №442 в качестве ответной меры на жёсткие действия официального Дамаска в отношении участников протестного движения был введён первый пакет антисирийских санкций. В регламенте, в частности, говорилось:

"Странам-членам ЕС вменено в обязанность инспектировать направляющиеся в Сирию воздушные и морские суда третьих стран (при наличии согласия государства флага судна, как это предусмотрено международным правом), если у стран-членов имеется подозрение, что перевозимый груз содержит оружие или оборудование для подавления протестов. Данная мера будет применяться в аэропортах, морских портах государств ЕС, а также в их территориальных водах. В случае выявления [таких] грузов они будут задерживаться. Более того, самолёты и суда, следующие в Сирию через территорию Евросоюза, должны будут предоставлять дополнительную информацию перед прибытием и отправлением всех грузов" (ссылка 3).

Первым звонком (первым заявлением еврочиновников о серьёзности своих намерений) стал безрезультатный досмотр кипрской береговой охраной и таможенной службой небольшого (55-метрового) грузового судна "Чариот", зашедшего в Лимасол 10.01.2012, чтобы переждать шторм и заправиться топливом. Несмотря на то, что по агентурным данным на борту находилось оружие и боеприпасы для Асада, киприоты то ли не смогли, то ли не захотели досмотреть судно (скорее, второе − у нас с ними взаимная симпатия), и его отпустили на все четыре стороны (ссылка 4). Следующим инцидентом, переполнившим чашу терпения военно-политического руководства России, явилась попытка досмотра российского сухогруза "Алаид", шедшего, как и "Чариот", под "удобным" (в коммерческом смысле) флагом (ссылка 5), предпринятая властями Евросоюза близ берегов Шотландии 18.06.2012. По имеющимся данным "Алаид" вёз в Сирию отремонтированные вертолёты и кое-что ещё, согласия на досмотр на сей раз дано не было, судну пришлось вернуться в Мурманск (ссылка 6, ссылка 7), а каких-то 20 суток спустя заработал "Сирийский экспресс".

Как уже говорилось выше, использование десантных кораблей для перевозки грузов экономически не оправданно, но зато даёт практически 100-процентную гарантию того, что груз будет доставлен по назначению. БДК являются военными кораблями (если быть точным − боевыми надводными кораблями), которые согласно статье 95 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. "пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага", а в территориальном море (статья 32) − с учётом ряда нюансов, касающихся суверенных прав прибрежных государств (ссылка 8) (под иммунитетом, как известно, понимается неприкосновенность, в том числе − от осмотров и задержаний). Ещё жёстче трактует понятие иммунитета (не употребляя при этом самого термина) Корабельный устав ВМФ России, в первых строках которого (ст. 2) говорится: "Ни одно иностранное государство не имеет права вмешиваться в жизнь корабля (судна) Военно-Морского Флота. Всякая попытка в этом направлении должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Два первых БДК "Сирийского экспресса" − "Цезарь Куников" и "Николай Фильченков", вышли из Севастополя под погрузку в Новороссийск по разным данным 01/02.07.2012. Согласно источнику "Интерфакса-АВН", 08.07.2012 "Куников" "получил приказ следовать в Средиземное море", а 11.07 прошёл Черноморские проливы и вышел в СЗМ (ссылка 9). "Фильченков" либо шёл с ним в одном ордере, либо с некоторым временным интервалом (это не имеет большого значения, т. к. в дальнейшем оба корабля оперировали вместе в сопровождении вышедшего 10.07 из главной базы ЧФ СКР "Сметливый"). Одновременно (10.07) из Североморска вышел конвой в составе трёх БДК ("Александр Отраковский", "Георгий Победоносец" и "Кондопога") и прикрывавшего их на всякий случай БПК "Адмирал Чабаненко" (ссылка 10), а из Балтийска − СКР "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый". 17.07 "Чабаненко" сдал вахту сторожевикам и ушёл домой (ссылка 11), а объединённый отряд боевых кораблей СФ-БФ 02.08 приступил к выполнению задач в Восточном Средиземноморье, отработав перед этим взаимодействие с ОБК ЧФ в центральной части СЗМ (ссылка 12).

В целом, получились довольно масштабные межфлотские манёвры, главной целью которых, по всей вероятности, было скрыть (завуалировать) сразу два рейса зарождавшегося "экспресса". Что везли черноморские БДК неизвестно, а вот на борту североморских кораблей наверняка находился груз неудачливого "Алаида", вернувшегося в Кольский залив 23.06.2012. Если это предположение верно, оно лишний раз косвенно демонстрирует разницу в грузоподъёмности и грузовместимости между морскими транспортными судами и десантными кораблями −  "Алаид" дедвейтом 9000 тонн, чистой грузоподъёмностью (по очень грубой оценке) 7700 тонн и наибольшей длиной 122 м против трёх 112,5-метровых БДК с грузоподъёмностью по 500 т (в сумме 1500 т) и не слишком просторным танковым трюмом. При этом, в первом случае миссия оказалась невыполнимой, во втором всё прошло гладко. БДК ЧФ вернулись в пункт постоянного базирования 28.07.2012, североморцы − 29.08.2012. В том году было выполнено ещё четыре рейса (итого девять) − 11.11 "Саратов", примерно 21.11 "Новочеркасск" (в октябре он уже был с дипломатической миссией в СЗМ, но его заход в Тартус − под вопросом), 27.12 "Николай Фильченков" и "Азов". С 2013 года "Сирийский экспресс" начинает набирать обороты.

Турецкие шипспоттеры (на turkishnavy.net и twitter.com/yorukisik) уже несколько лет активно занимаются мониторингом военно-морского трафика в проливе Босфор, кроме того, немало полезных сведений содержится и в сообщениях пресс-службы Минобороны России. Согласно информации из названных источников, систематизированной и приведённой в божеский вид автором настоящей статьи, за всё время функционирования "Сирийского экспресса" было выполнено в общей сложности 320 рейсов БДК пр. 775 (267) и 1171 (53), что в переводе на полную грузоподъёмность равняется 186 500 тоннам военных грузов. По годам картина получается следующая: 2012 − 9 рейсов (разминка), 2013 − 63, 2014 − 54, 2015 − 83, 2016 − 77, 2017 (за 9 месяцев) − 34. Ежемесячно в среднем выполнялось 5,5 рейса, в 2015 г. − 6,9. Пик приходится на предгрозовые сентябрь- октябрь 2013 г. (когда Обама собирался бомбить Сирию) − по 10 рейсов и на сентябрь-октябрь 2015 г. (подготовка и начало военной операции ВС России) − 10 и 12 соответственно.

Распределение рейсов по принадлежности кораблей к тому или иному флоту выглядит так: львиная доля ("контрольный пакет акций") приходится на ЧФ − 174 (54%), что совсем не удивительно, за ним следует БФ − 88 (28%), далее СФ − 47 (15%), и наконец ТОФ − 10 (3%), одному БДК пр. 775 удалось скрыть свой бортовой номер и действительное наименование от бдительных стамбульских наблюдателей. Командировок было 19 (с учётом недавно начавшейся боевой службы "Отраковского") − 9 с Балтики, 8 с Севера и 2 с Тихого океана. Средняя продолжительность командировки (за вычетом первых трёх 50-дневных с СФ по принципу "туда и обратно") − 297 суток (около 10 месяцев). Топ-5 самых выносливых БДК и экипажей возглавляет североморский "Александр Отраковский" (588 сут.), за ним идут "Александр Шабалин" (БФ, 392 сут.), "Калининград" (БФ, 343 сут.), "Георгий Победоносец" (СФ, 335 сут.) и "Минск" (ок. 300 сут.).

Маршрут БДК ЧФ прост: Севастополь (пункт постоянного базирования) − Новороссийск (пункт погрузки) − Черноморские проливы − Тартус. Расстояния: Севастополь−Новороссийск 220 миль (18 часов на 12 экономических узлах), Новороссийск−Босфор 460 миль (1 сутки 15 час.), длина проливной зоны (Босфор − Мраморное море − Дарданеллы) 164 мили (14 час.), Босфор−Тартус 820 миль (2 сут. 20 час.), Новороссийск−Тартус 1280 миль (4 сут. 11 час.). В среднем рейс от Босфора до Босфора занимает 10 суток, от Новороссийска до Севастополя (если на обратном пути БДК не загружен, скажем, военной техникой, требующей заводского ремонта на российских предприятиях) − около 13 суток.

Для кораблей, командированных с других флотов, первый и последний рейс, разумеется, гораздо длиннее и дольше: Балтийск − Тартус (вокруг Дании) 4400 миль (15 сут. 7 час.), причём не исключено, что грузиться приходится не в Калининграде, а где-нибудь в Усть-Луге; Североморск − Тартус 4900 миль (17 сут. 2 час.); наконец, Владивосток − Тартус 8300 миль (28 сут. 20 час.). Думается, что беспримерная экспедиционная операция ТОФ, в которой принимали участие БПК "Адмирал Пантелеев", БДК "Пересвет" и "Адмирал Невельской", состоявшаяся 19.03-25.12.2013, была своего рода экспериментом на людях и технике на предмет мобилизации наличных сил всех флотов. Люди и техника выдержали, но вряд ли стоит ждать скорого повторения чего-то подобного − у БДК ТОФ хватает задач в своём беспокойном регионе, они далеко не молоды, и их ресурс следует поберечь. Что касается кораблей пр. 775 СФ и БФ, то им ходить в СЗМ придётся − чтобы не застаиваться у причала и немного разгрузить черноморских коллег (тем более, что даже командировка длиною в год с базированием на российской территории − совсем не то, что полугодовая боевая служба где-нибудь в Индийском океане).

В начале сентября с. г. возникли некоторые сомнения относительно дальнейшей судьбы проекта под названием "Сирийский экспресс" (07.09.2017 автор даже опубликовал короткую заметку на эту тему в одном из выпусков своего "Калейдоскопа" − ссылка 13). Дело в том, что на протяжении предыдущих трёх месяцев активность БДК была близка к нулю: в июне − один рейс, в июле − два, в августе − снова один. Возникли вполне законные подозрения, что ВМФ передал, передаёт или собирается передать гражданским грузоперевозчикам одну из своих задач, которую он добросовестно выполнял более пяти лет (на сегодняшний день − 5 лет, 3 месяца и 10 дней), тем более, что фотографии зафрахтованных Минобороны "мирных" сухогрузов, контейнеровозов и ролкеров, идущих в Сирию с разнообразными грузами стали всё чаще попадаться на глаза. Однако, как бы опровергая подобные "неправильные" мысли, 15.09.2017 Босфор прошёл "Ямал", 19.09 − "Азов", 20.09 − "Цезарь Куников", а 25.09, проследовав Гибралтарским проливом, в СЗМ вошёл "Александр Отраковский", покинувший Североморск 13.09. Таким образом, на 27.09.2017 в Средиземном море единовременно находилось четыре российских БДК, что не так уж далеко от среднемесячного значения.

Думается, что пока в Сирии окончательно не установится прочный мир и порядок (на долгие годы, если не на века), "Сирийский экспресс" в первоначальном его понимании будет работать. Даже если гражданские морские транспортные суда возьмут на себя значительную часть грузоперевозок на данном направлении, обязательно будут такие грузы, которые лучше перевозить, обладая абсолютным иммунитетом (под Андреевским флагом), например − новейшие (совсекретные) образцы вооружения и военной техники, предназначенные для испытаний в боевых условиях. А после того, как закончится война, и когда старые-добрые БПК пр. 775 будут заменены кораблями новых проектов и исключены из боевого состава ВМФ России, один из них обязательно должен стать кораблём-музеем в Тартусе или Латакии, чтобы будущие поколения сирийцев не забывали о том, кто спас их страну от уничтожения. ■

P.S. Все "сентябрьские" БДК ЧФ ненадолго вернулись в Чёрное море ("Ямал" 27.09, "Азов" 28.09, "Куников" 29.09), а 05.10 курсом на север прошёл Босфор и командированный "Отраковский". В октябре деятельность "Сирийского экспресса" продолжилась − 08.10 в направлении Средиземного моря проследовал "Азов", 11.10 "Ямал", 14.10 "Куников". Кроме того, 09.10 в исключительной экономической зоне Бельгии был замечен БДК БФ "Минск" ( ссылка 14), судя по всему, направляющийся в СЗМ. Если так, то, следуя со средней скоростью 10 узлов, из Балтийска он мог выйти числа 5-го и пройти Гибралтар 15-го, а прибытия в Тартус надо ожидать где-то в понедельник-вторник (23-24.10).









Средиземное море, БДК

Previous post Next post
Up