"Левые" заказы военных верфей

Oct 13, 2017 23:59


.
В любой области человеческой деятельности (будь то сфера хозяйствования или составная часть структуры вооружённых сил) есть основные и второстепенные (вспомогательные) элементы. Во фронтовой авиации, к примеру, основными элементами являются истребители, истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики (в известной степени, также штурмовики и ударные вертолёты); вспомогательными − разведчики, постановщики помех, учебно-боевые, транспортные и беспилотные летательные аппараты. Основные элементы сухопутных войск − это танки, САУ, РСЗО и тактические ракетные комплексы; вспомогательные − ЗРК, ПТУР, миномёты, боевые машины, предназначенные для поддержки танков, транспортировки и поддержки пехоты, техника инженерных войск и пр.



Судно тылового обеспечения пр. 23120 "Эльбрус", построенное на Северной верфи (фото RussianArms с forums.airbase.ru)


Согласно Корабельному уставу Военно-Морского Флота России (ст. 1), корабельный состав ВМФ подразделяется на боевые корабли (ПЛ, НК, и катера), корабли специального назначения (разведывательные, учебные и др.), морские и рейдовые суда обеспечения. Важнейшими среди них являются боевые корабли основных классов − ракетные и многоцелевые ПЛ (атомные и неатомные), авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты, большие корветы и мореходные десантные корабли, которые определяют боевой потенциал флота, его способность проецировать силу на удалённые районы Мирового океана и, как следствие, место (статус) ВМФ в ряду военных флотов морских держав.

Безо всякого сомнения, Военно-Морской Флот не может нормально функционировать без кораблей охраны водного района, спецназначения и судов обеспечения, а также без береговой инфраструктуры на территории России, пунктов МТО за рубежом, системы морской космической разведки и целеуказания и не только. Всё это надо финансировать, разрабатывать, производить и поддерживать в работоспособном состоянии, не забывая при этом о безусловном приоритете создания боевых кораблей основных классов, без которых флот − не флот.

Нет ничего плохого в том, что преуспевающие верфи помимо основной продукции выпускают что-то ещё, менее значимое − как, например, Адмиралтейские (АВ), способные сдавать минимум по две ДЭПЛ в год и параллельно строить спасательные суда ("Игорь Белоусов", пр. 21300, 5000 т полн.), ледоколы ("Илья Муромец", пр. 21180, 6000 т) и патрульные корабли ледового класса ("Иван Папанин", пр. 23550, 8500 т), или Севмаш, который вот-вот должен выйти на те же две лодки в год (но каких!) (ссылка 1) и обладающий при этом возможностями для производства энергоблоков для приливных электростанций (ссылка 2), стационарных нефтедобывающих платформ для работы на арктическом шельфе (по типу "Приразломной") и даже элитных океанских мегаяхт для инозаказчиков (ссылка 3). Впрочем, СМП сейчас не до этого − по крайней мере до 2025 г. оно целиком и полностью загружено работой по линии госпрограммы вооружений.

Совсем другое дело, когда непрофильными заказами по своей инициативе или под давлением ОСК и заказчика загружаются судостроительные заводы, у которых дела по основной тематике идут посредственно или откровенно плохо. Наиболее яркими примерами тут являются Северная верфь, которая ассоциируется прежде всего со строительством боевых надводных кораблей среднего водоизмещения (СКР, фрегатов, БПК, эсминцев) и головное предприятие ЦС "Звёздочка", основным назначением которого является ремонт атомных подводных лодок. ПСЗ "Янтарь", безусловно, не относится к двоечникам и троечникам, однако обстоятельства сложились таким образом, что и он попал в эту компанию.

"Северная верфь"

Первенец надводного кораблестроения новой России корвет пр. 20380 "Стерегущий" был заложен на СВ 21.12.2001, головной фрегат пр. 22350 "Адмирал Горшков" − 01.02.2006 со сдачей по контракту в 2009 г. (!). В 2008-2009 г.г. руководство верфи добилось присвоения СВ статуса единственного поставщика кораблей классов "корвет" и "фрегат" (позднее благоразумие восторжествовало, и статус был понижен до "основного поставщика"). Запустив для виду вялотекущий процесс строительства корветов и фрегатов для своего флота (на сегодня передано заказчику: первых − четыре, вторых − ноль) Северная верфь развернула бурную внешнеэкономическую деятельность.

Параллельно со "Стерегущим" было построено два эсминца пр. 956ЭМ для ВМС НОАК (2002-2006 г.г., 8450 т полн.), в среднем − за 3,68 года. Для сравнения: 2350-тонный головной корвет строили 5,9 года (что и понятно − все силы были брошены на "золотовалютных" китайцев), "Сообразительный" (заложен 20.05.2003) 8,4 года, "Бойкий" и "Стойкий" 7,7-7,8 года, в среднем 7,45 года. Одновременно (2005-2006) СВ порадовала одного норвежского заказчика двумя насыщенными корпусами судов снабжения морских буровых платформ пр. VS 470 MkII (дедвейт 3500 тонн, полное водоизмещение порядка 5500-6000 тонн), а вскоре и другого, собрав в 2009 г. корпус судна пр. VS 485 (4900/7500-8500 тонн). В 2010-2011 г.г. норвежцам было передано ещё по одному судну пр. VS 470 и 485, но теперь уже "под ключ" (ссылка 4).

Кроме того, по линии ВТС Северной верфью было отремонтировано и модернизировано две пары кораблей ВМС Алжира, каждая из которых состояла из фрегата (СКР) пр. 1159Т (1670 тонн полн.) и ракетного корвета (МРК) пр. 1234Э  (680 тонн): первая 10.2007-11.02.2011 (по плану − до конца 2009 г.), вторая 04.12.2008 − 11?.2012 (на 15.11.2012 заканчивали программу сдаточных испытаний в Кронштадте). Работы по третьей паре, которая должна была прибыть в ремонт 15.11.2012, судя по всему, ещё не закончены (в начале марта с.г. корабли прибыли в Балтийск для прохождения испытаний, 14.09.2017 фрегат б/н 903 замечен на СВ). Таким образом, ремонт кораблей малого водоизмещения (3 ранга) занимает на Северной верфи в среднем порядка четырёх лет (4,06), в то время как средний срок их постройки (1159Т на Зеленодольском СЗ им. Горького, 1234Э на рыбинском СЗ "Вымпел") в 1978-1984 г.г. составил менее двух лет (1,94).

На фоне изложенного выше слова пресс-службы СВ звучат какой-то издёвкой: "активная экспортная политика российской судостроительной промышленности способствует поддержанию высокого научно-технического потенциала отрасли и сохранению её способности по созданию передовой военно-морской техники для нужд собственного государства" (ссылка 5). Одновременно становятся понятными успехи немецкого и китайского судпрома на алжирском рынке, который в значительной степени традиционно ориентирован на российское оружие. Преступная бездарность руководства Северной верфи и её непосредственных кураторов во власти, ставшая причиной срыва серийного строительства фрегатов и корветов как для нужд ВМФ России, так и на экспорт, позволила ThyssenKrupp Marine Systems и China Shipbuilding Trading Corporation в марте 2012 г. заключить с Алжиром контракты на поставку кораблей данных классов (двух MEKO A-200 AN и трёх C28A с опциональной возможностью удвоения обеих серий). Китайцы построили три 3000-тонных корвета за 4,4 года со дня подписания контракта, немцы управились с двумя 3700-тонным фрегатами за 4,7 года.

Прекрасно осознавая, что программа по основной тематике завода провалена, помимо перечисленных непрофильных заказов менеджмент СВ продолжал набирать новые. Ещё не был передан заказчику один из выдающихся долгостроев в новейшей истории судпрома − "судно связи" (средний разведывательный корабль) пр. 18280 "Юрий Иванов" (4000 тонн полн., строился с 27.12.2004 по 30.12.2014 − 10 лет и 3 дня), как 14.11.2013 заложили однотипный "Иван Хурс" (спущен на воду 16.05.2017, на 08.09.2017 готовился к вселению экипажа). Немногим ранее (29.06.2012) был подписан контракт на три судна тылового обеспечения пр. 23120 (9500 тонн полн.) для трёх флотов − СФ, ТОФ и ЧФ: головной "Эльбрус" заложен 14.11.2012, спущен 26.06.2015, проходит госиспытания на СФ, передача ВМФ ожидается 10.2017; "Всеволод Бобров" заложен 18.12.2013 (почему-то как морской буксир МБ-75), спущен на воду 14.11.2016, передача в 2018 г.; "Капитан Шевченко" заложен 24.07.2014. Для многоцелевого боевого корабля водоизмещением 9500 тонн пять лет в постройке − нормальный срок, но для судна тылового обеспечения − неприемлемый.

Если выразить содеянное "Северной верфью" с даты закладки "Стерегущего" в тоннах полного водоизмещения построенных и почти построенных заказов (с учётом кораблей и судов, завершающих испытания, но без учёта насыщенных корпусов для норвежцев и ремонтов в интересах ВМС Алжира) получится удивительная картина, а именно − доля основной продукции (боевых надводных кораблей в виде 4-х корветов и одного фрегата) будет в три раза меньше "левых" заказов (двух эсминцев для ВМС Китая, двух судов снабжения для норвежцев, одного разведчика и одного судна обеспечения для ВМФ России). При этом, суммарная выработка за неполных 16 лет просто смехотворна − 11 кораблей и судов общим весом около 59000 тонн (0,7 корабля/судна и 3700 тонн в год). На сегодняшний день СВ в полной мере заслуживает звания "позор отечественного кораблестроения". Вся надежда на Пономарёва.

"Звёздочка"

Сначала о хорошем (случившемся за последние три года). 23.09.2015 после ремонта с модернизацией головное предприятие Центра судоремонта "Звёздочка" (Северодвинск) передало флоту ПЛБ пр. 877 Б-459 "Владикавказ", 24.12.2016 заказчику был передан отремонтированный и частично модернизированный РКР пр. 1164 "Маршал Устинов", 06.04.17 было завершено ВТГ (восстановление технической готовности) АПКР пр. 949А К-266 "Орёл".

Далее о грустном. "Владикавказ" провёл в заводе 6,86 года (с 12.11.2008). С учётом того, что госконтракт на проведение работ был заключён только в 2011 г. (ссылка 6), срок сокращается до 3,86 года, однако, для сравнения: Адмиралтейские верфи потратили на постройку ПЛБ пр. 636.3 из второй тройки для ЧФ в среднем менее двух лет (1,92) − ровно в два раза меньше. Срок окончания ремонта "Устинова", пришедшего в завод 30.06.11, переносился дважды − с 2014 на 2015, затем на 2016 г. Причины, конечно же, были самые разные − "проектант устранился, документация сгинула в Николаеве, ГТГ флот забрал, "ПЗ" нового так и не сделал вовремя, экипаж ремонтные заявки рисует, границ не видя, контрагенты сроки срывают, объём работ за контрактный ценник на 200 с лишним процентов вылез, да и сами мы [ЦСЗ] немножко му**ки" (ссылка 7), но, по-любому, пять с половиной лет − это слишком. На "Орле", принятом "Звёздочкой" 15.11.2013, случился пожар (07.04.2015) и, несмотря на обещание сдать корабль "в соответствии с контрактными сроками... в IV квартале 2016 года" ( ссылка 8), сделано это было во II кв. 2017 г. (3,39 года в ремонте против 3,95 в постройке).

Сдавать по одному основному боевому кораблю в год (в переводе на полное водоизмещение получается ок. 9400 тонн) для мощного судоремонтного предприятия, предназначенного прежде всего для ремонта атомных подводных крейсеров (среднее водоизмещение которых в целом по ВМФ России 13000 тонн) − как-то не очень серьёзно, особенно с учётом солидного портфеля заказов по многоцелевым лодкам, набранных "Звёздочкой" в последние годы. На сегодняшний день в цехах и акватории ЦСЗ, а также в ВМБ в ожидании отмашки на ремонт находятся: ПЛАК К-328 "Леопард" (пр. 971, СФ, с 29.06.2011 − 6,29 года), К-461 "Волк" (971, СФ, с 14.08.2014 − 3,16 года), К-391 "Братск" (971, ТОФ, с 26.09.2014 − 3,04 года), К-295 "Самара" (971, ТОФ, с 26.09.2014 − 3,04 года), ПЛАБ Б-239 "Карп" (пр. 945, СФ, по крайней мере с 17.03.2014 − 3,57 года, контракт на ремонт двух лодок пр. 945 заключён в начале марта 2013 г.), Б-276 "Кострома" (945, СФ, Видяево). Даже с учётом того, что по "Барракудам" (пр. 945) Минобороны, скорее всего, дало задний ход, и им уже не суждено выйти в море (ссылка 9), скорейший ввод в линию четырёх ПЛАК, которых нашим подводным силам не хватает катастрофически, следует считать первостепенной задачей "Звёздочки", на решение которой должны быть брошены все силы. Тем не менее, к великому сожалению, драгоценные силы и средства расходуются на что попало ( оригинал).

20.11.2011 (вскоре после прибытия "Леопарда") в Центре судоремонта заложили морской транспорт вооружения пр. 20180ТВ (6300 тонн полн.) "Академик Ковалёв" со сроком сдачи в конце 2014 г. ( ссылка 10). "Ковалёв" относится к довольно сумбурной серии судов обеспечения, начало которой положило спасательное буксирное судно (СБС) пр. 20180 "Звёздочка", заложенное 03.09.2004 и переданное ВМФ (СФ) 24.07.2010. В конце 2012 г. (20.12) был заложен третий заказ − "Академик Александров", теперь уже по проекту 20183 (5400 тонн полн.), который пресс-службой ЦСЗ именовался СБС ( ссылка 11), в то время как на закладной доске значилось "морское судно обеспечения" (ссылка 12). В конечном итоге, 11.05.2017 из эллинга было выведено, а 16.05 спущено на воду уже ОИС (океанографическое исследовательское судно), передача которого заказчику (ГУГИ) намечена на IV кв. будущего года ( ссылка 13). Наконец, 23.07.2015 почувствовавший вкус к судостроению ЦСЗ заложил второй транспорт вооружения "Академик Макеев" (без сюрпризов не обошлось и тут − индекс проекта изменился на 20181) ( ссылка 14), а в планах − пятое судно линейки 20180 "Академик Лавёров" ( ссылка 23).

Сроки постройки "левых" заказов не впечатляют ("Звёздочка" − 5,89 года; "Ковалёв", переданный ТОФ 18.12.2015 − 4,08 года; "Александров" и "Макеев" − не менее 5 лет). При этом, о масштабах разбазаривания трудовых ресурсов говорит такая фраза: "в общей сумме на борту и в цехах для достройки "Александрова" задействовано порядка пятисот человек" (29.06.2017, ссылка 15) − людей, которые, по сути, сняты с пр. 971. И это ещё не всё.

В 1999 г. на верфь пришёл РПКСН пр. 667БДРМ К-64 для ремонта и переоборудования в корабль специального назначения (ПЛАСН), в 2002 г. были вырезаны ракетные отсеки, в конце 2008 г. (13.12) заключён контракт с ЦКБ МТ "Рубин" на техническое сопровождение работ (ссылка 16), и в течение 8 лет (с 2009 г. по 26.12.2016 − ссылка 17) "Звёздочка" была дополнительно загружена заказом ГУГИ, известным сейчас как БС-64 "Подмосковье" − пусть и не для ВМФ, но хоть для себя (для Министерства обороны Российской Федерации).

В отличие от БС-64, два заказа, которыми сейчас активно занимается "Звёздочка", служат под чужим флагом − это ДЭПЛ пр. 877ЭКМ ВМС Индии "Синдукесари" (доставлена 15.06.2016 на борту голландского судна-дока Rolldock Star) и "Синдурадж" (14.09.2017, Rolldock Storm), ожидаемая продолжительность среднего ремонта с продлением срока службы − два с небольшим года ( ссылка 18). Военно-техническое сотрудничество (особенно с такими постоянными клиентами, как индусы) − это, конечно, хорошо, но куда же бедному крестьянину ВМФ России податься? Ведь помимо семи небоеспособных ПЛАК пр. 971, двух ПЛАБ пр. 945 и двух пр. 671РТМК (итого 11 из 17 − 65%), есть ещё три (из пяти) ПЛБ СФ, нуждающихся в том же самом ремонте с продлением срока службы − Б-177 "Липецк", Б-471 "Магнитогорск" и Б-808 "Ярославль", причём Б-808 должна была прибыть в ЦСЗ в IV кв. 2016 г. (ссылка 20), но вместо неё прибыла "Синдукесари".

"Янтарь"

Прибалтийскому судостроительному заводу "Янтарь", зарекомендовавшему себя во времена СССР с самой лучшей стороны, в постперестроечный период, как и многим, пришлось перебиваться случайными заработками, к числу которых можно отнести и вторую тройку фрегатов пр. 11356 для ВМС Индии. Медлительность Северной верфи дала "Янтарю" второй шанс в виде госзаказа на шесть СКР пр. 11356Р для Черноморского флота, выполнить который на одном дыхании от начала до конца помешал геополитический форс-мажор. Уверен, что в его отсутствие и с учётом того, что второй корабль серии (первый серийный) "Адмирал Эссен" был построен за 4,90 года ("Макаров" не в счёт, т. к. на нём доводили ЗРК), на второй тройке завод вышел бы на 4,00 года, а может быть и меньше. Убеждён также, что в скором времени у "Янтаря" дела пойдут в гору, и он станет одним из основных поставщиков кораблей класса "фрегат" для ВМФ России. Что касается "левых" заказов, то в данном случае они перечислены не в упрёк, а лишь для полноты картины.

С 1992 года до закладки "Григоровича" (18.12.2010), не считая откровенной мелочёвки в виде корпусов с частичной достройкой, помимо трёх индийских фрегатов (28.07.2007-11.06.2008) на "Янтаре" было заложено всего пять заказов: два многоцелевых сухогруза пр. 17380 для Эстонии (первый 1993, 18050 тонн), пограничное (природоохранное) судно пр. 6457С (шифр "Спрут") ПС(ППК)-823 (27.05.2002, 830 тонн полн., заказчик ПС ФСБ, базирование в Мурманске), научно-исследовательское опытовое судно пр. 11982 "Селигер" (08.07.2009, 1040 тонн, ГУГИ, ЧФ) и ОИС пр. 22010 ("Крюйс") "Янтарь" (08.07.2010, 5740 тонн, ГУГИ, СФ). После начала строительства СКР для ВМФ России завод не отвлекался ни на что другое (кроме постройки по-быстрому 06.06.12-05.13 корпуса экзотического аварийно-спасательного ледокола "Балтика" пр. Р-70202 для Росморречфлота) − до тех пор, пока завершение постройки серии не было сорвано в результате блестящей операции ЦРУ США на Украине. В итоге (не от хорошей жизни), пришлось снова "пойти налево" − 19.03.2016 состоялась закладка ОИС пр. 02670 "Евгений Горигледжан" на базе СБС МБ-305 для ГУГИ, 09.06.2016 − ОИС "Алмаз" по изменённому проекту 22010 (тоже для ГУГИ), 08.07.2016 − первого траулера-сейнера пр. SK-3101R (Норвегия) для рыболовецкого колхоза на Камчатке, 21.04.2017 − судна обеспечения аварийно-спасательных работ пр. 23700 "Воевода" (7500 т) для Минпромторга.

В последнем номере заводской газеты "Вперёд!" (от 10.10.2017) гендиректор "Янтаря" Э. Ефимов высказал неправильную (весьма вредную) мысль: "Перспективы по загрузке у завода неплохие. Ведутся переговоры с рыбодобывающими компаниями, и есть надежда на подписание нового контракта. Стапель "Буревестник" отлично подходит для строительства небольших рыболовных судов. С 2019 года открывается перспектива получить контракты от Минобороны на строительство вспомогательных судов, так как мы утверждены как единственный исполнитель подобных заказов. Кроме того, Главное управление глубоководных исследований МО РФ намеревается построить ещё судно типа "Алмаз", в планах ведомства его закладка намечена на 2019 год" (ссылка 21). По поводу траулеров-сейнеров (тем более, на простаивавшем долгое время "Буревестнике") возражений нет, а вот суда снабжения для ВМФ пусть строит кто-нибудь другой − как уже говорилось ранее, Прибалтийский завод − птица куда более высокого полёта. Впрочем, скорее всего, гендиректор просто лукавил, забыв о том, что в той же газете (от 27.06.2017) уже сообщалось, что "в ближайшее время "Янтарь" сосредоточится на строительстве фрегатов проекта 11356" (ссылка 22, стр. 2, "Перспектива").

Хочется верить, что рано или поздно (лучше рано) в Минобороны, Адмиралтействе, Минпромторге, ОСК и "на местах" (в заводоуправлениях) поймут (осознают с кристальной ясностью) недопустимость доминирования непрофильной продукции над основной на важнейших военных верфях страны, без которых невозможно усиление боевого потенциала нашего ВМФ и укрепление позиций России в Мировом океане и в мире в целом. ■



Эсминец пр. 956ЭМ "Нинбо" ВМС НОАК, построенный на Северной верфи (фото из Jane's Fighting Ships 2009-2010, источник: Ships of the World 2006-12)



Судно снабжения морских буровых платформ пр. VS 470 MkII, построенное для норвежского заказчика на Северной верфи (фото с сайта СВ)



Судно снабжения пр. VS 485 MkII, построенное для норвежского заказчика на СВ (фото с сайта ОСК)



Фрегат (СКР) пр. 1159Т "Раис Корфу" ВМС Алжира, модернизированный на СВ (фото с militaryparitet.com)



Корвет (МРК) пр. 1234Э "Салах Раис" ВМС Алжира, модернизированный на СВ (фото с forums.airbase.ru)



Средний разведывательный корабль (СРЗК) пр. 18280 "Юрий Иванов", построенный на Северной верфи (фото А. Акентьева)



Спасательное буксирное судно (СБС) пр. 20180 "Звёздочка", построенное на одноимённом предприятии (фото с forums.airbase.ru)



Морской транспорт вооружения пр. 20180ТВ "Академик Ковалёв", построенный в ЦС "Звёздочка" (фото с bastion-karpenko.ru)



Океанское исследовательское судно пр. 20183 "Академик Александров", ЦС "Звёздочка" (фото Минобороны России)



ДЭПЛ "Синдурадж" ВМС Индии на борту судна-дока Rolldock Storm, Северодвинск (фото из блога пресс-службы ЦС "Звёздочка")



Научно-исследовательское опытовое судно пр. 11982 "Селигер", построенное на ПСЗ "Янтарь" (фото с forums.airbase.ru)



Океанское исследовательское судно (ОИС) пр. 22010 "Янтарь", построенное на одноимённом ПСЗ (фото с forums.airbase.ru)



Проектное изображение судна обеспечения аварийно-спасательных работ пр. 23700 "Воевода", строящегося на ПСЗ "Янтарь" (илл. с сайта предприятия с подачи bmpd)

Судоремонт, Северная верфь, ЦС "Звёздочка", ПСЗ "Янтарь", Кораблестроение

Previous post Next post
Up