.
Продолжение темы сравнения военных флотов ведущих морских держав. Приведены более развёрнутые по сравнению с ранее опубликованными (
ссылка 1) статистические данные в "стандартной" форме (по аналогии с данными по ВМС США -
ссылка 2). Учтено всё, что принято называть capital ships (боевые корабли основных классов) плюс фрегаты и десантные корабли от 2 000 т полн. (по аналогии с ВМФ РФ с той разницей, что корветов, подпадающих под это условие, в ВМС НОАК нет), а также все ДЭПЛ (от 1 600 т надв.), т. е. та компонента ВМС, которая способна в той или иной степени проецировать силу на удалённые регионы мира.
Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Исключение сделано для 21-го фрегата пр. 54A (532 "Цзинчжоу") и 4-го ДВКД пр. 071 (988 "Имэншань"), переданных 05.01 и 01.02.2016, которые фигурируют как "новорожденные" (с возрастом 0,00). Наименования кораблей даны в русской транскрипции по системе Палладия, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, в честь которых было произведено имянаречение. Наименование типов кораблей дано по кодировке НАТО как в русском, так и в латинском написании, которое очень часто встречается в справочниках по флотам.
11 статистических наблюдений:
1) бросается в глаза неполнота, неточность и неопределённость данных (в отношении дат, наименований подводных лодок, наименований и бортовых номеров строящихся кораблей), что вызвано непрозрачностью китайского военно-морского строительства - сродни тому, что имело место в советские времена, когда граждане СССР узнавали о корабельном составе своего ВМФ из справочника Jane's Fighting Ships; в этом смысле современная Россия, несмотря на известные пережитки прошлого (
ссылка 3), может дать Китаю очень большую фору.
2) как уже говорилось ранее (ссылка 1), по суммарному полному водоизмещению ВМС НОАК догнали ВМФ РФ и, по сути, разделили с нами вторую ступень пьедестала почёта, уступая мировому лидеру (ВМС США) в 4 раза;
3) по суммарной численности корабельного состава Поднебесная заметно опередила нас и уже догоняет (и, наверное, скоро догонит) США, которые, как известно, заморозили численность своих ВМС на уровне 300 вымпелов с учётом кораблей и судов, оставшихся за рамками настоящего исследования (ссылка 3, табл. 2);
4) при той (несколько условной) разбивке на типы (проекты), которая принята в итоговых статистических таблицах, по средней серийности (отношению общего количества кораблей к числу их типов) Китай почти вдвое уступает США (6,5 против 12,6), но при этом в 1,5 раза превосходит Россию (4,1); судя по отдельным заявлениям представителей ГК ВМФ РФ, проблема разнотипности корабельного состава ("флота образцов") хорошо понимается и будет постепенно преодолеваться - думается, что того же мнения придерживается и китайское морское начальство;
5) среднее водоизмещение кораблей ВМС НОАК (4 660 т полн.) соответствует фрегату (у ВМС США - крейсеру, у ВМФ РФ - эсминцу), откуда следует, что военный флот Китая образца 2016 г. в целом представляет из себя региональный флот дальней морской (не океанской) зоны, о чём свидетельствуют и довольно редкие трансокеанские походы китайских боевых кораблей;
6) на сегодняшний день китайские ВМС, наверное - самые юные на планете: средний возраст их корабельного состава составляет всего 12,6 лет (США - 19,2 лет, РФ - 24,6 года), а доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет) зашкаливает - 39,5% (США - 21,4%, РФ - 12,6%);
7) пополнение атомных подводных сил - самая проблемная задача китайского кораблестроения по причине невозможности приобретения прототипов и хорошо засекреченных новейших технологий; лодки строятся долго, соответствие построенных современным требованиям (особенно по уровню шумности) вызывает большие сомнения; о затруднениях в данной области косвенно свидетельствует и средний возраст многоцелевых ПЛА, соизмеримый с таковым у ПЛА ВМФ РФ (20,1 против 22,9) при вдвое более молодом корабельном составе в целом;
8) добившись блестящих результатов в строительстве крупнотоннажных грузовых судов (1-2 место в мире наряду с Южной Кореей), китайцы до сих пор не научились строить большие боевые корабли (более 7 000 - 7 500 т полн.), что и немудрено - эта задача на порядок сложнее, а ДВКД пр. 071 (25 000 т) по своей конструкции гораздо ближе к грузовому судну, нежели к тяжёлому крейсеру (справедливости ради следует отметить, что "семьдесят первый" весьма функционален и недурён собой);
9) по причинам, изложенным в п.п. 7-8, нелегко даётся китайцам и первый национальный авианосец - несмотря на периодические заявления на данную тему (крайние -
ссылка 4,
ссылка 5) и на, казалось бы, весьма убедительные снимки с верфи в Даляне (включая спутниковые), до сих пор нет достоверных официальных подтверждений того, строится он или всё ещё проектируется; стоит напомнить, что "Ляонин" достраивался в Китае около 7 лет и уже 3,5 года находится в опытной эксплуатации - у китайских инженеров, моряков и лётчиков было достаточно времени, чтобы разобраться с конструктивными и функциональными особенностями ТАВКР пр. 11436 и палубного истребителя Су-27К, однако, судя по вялотекучести процесса создания нового корабля и освоения имеющегося - так до конца и не разобрались;
10) танкодесантные корабли (по-нашему - БДК) являются вторым из наиболее пожилых (плохообновляемых) подклассов в китайском флоте - средний возраст 17,0 лет (хотя в сравнении с нашими 34,0 - просто дети); пока неясно, принято ли решение строить вместо ТДК более вместительные и универсальные ДВКД и ДКД, либо корабли прежнего архитектурно-конструктивного типа нового проекта;
11) информация по срокам постройки кораблей ВМС НОАК крайне скудна и приблизительна - даты (годы) закладки в источниках, как правило, отсутствуют вовсе, поэтому судить о возможностях китайского кораблестроения приходится в основном по ритмичности вступления в строй новых заказов, и она впечатляет: разрозненные данные по отдельным проектам дают срок строительства эсминца 2,5-3,5 года, что заметно лучше наших сегодняшних "достижений" (даже по фрегатам) - лишний повод поскорее подтянуться до уровня тех, кого мы совсем недавно учили строить корабли. ■
P.S. Наращивание морской мощи Китая, конечно же, не может длиться вечно - наблюдаемый в последние годы лавинообразный рост корабельного состава должен прекратиться, когда: а) будут заменены все морально устаревшие корабли из наследия советско-китайского ВТС и собственные "пилотные проекты"; б) будет достигнут приемлемый баланс сил с ВМС Японии, Южной Кореи и 7-м флотом ВМС США; в) управление слишком большим флотом станет затруднительным для китайских флотоводцев, в отличие от американских не имеющих опыта планирования операций с участием большого количества корабельных соединений; г) расходы на флот станут обременительными для государственного бюджета (возможности которого даже у одной из величайших экономик мира далеко не безграничны).
Исходные данные: в полном виде (4800 пикс. по вертикали) - по клику