.
Должен признаться, что какое-то время находился в плену стереотипного восприятия Су-33 как "чистого" истребителя или самолёта завоевания господства в воздухе - заблуждения сродни пониманию "Осы-М" или "Кинжала" как чистых ЗРК, а "Раструба" как исключительно противолодочного оружия. Зёрна сомнения посеял в комментариях коллега
wotanhotter, а взошли они в ходе размышлений о взаимодействии "Кузнецова" и "Де Голля". Пролистав в сотый раз книгу Фомина, я с удивлением обнаружил, что видел в ней только то, что хотел видеть,. т. е.. всё, .кроме вооружения, которое палубный супер-истребитель в случае необходимости может применить по наземным целям.
Варианты бомбовой нагрузки Су-33 (фрагмент схемы из книги А. Фомина "Су-33. Корабельная эпопея")
Приведённая выше схема наглядно иллюстрирует тот факт,. что изящная,. аэродинамически совершенная,. высокоманевренная и скоростная машина, если понадобится, легко превращается в довольно вместительный бомбовоз, способный нести на внешней подвеске .8 ФАБ-500 (4 тонны) или 28 ФАБ-250 (7 тонн бомб) .(НУРСы по понятным причинам не рассматриваются). Для подвески авиабомб используются штатные балочные держатели: однозамковые БД3-УСК-Б и многозамковые ("шестиместные") МБД3-У6-68, которые в свою очередь крепятся к подкрыльевым пилонам. Само собой разумеется,. что при наличии "бомбовых" вариантов боевой нагрузки,. есть и соответствующие .прицельные приспособления. Весь вопрос в их соответствии современному уровню техники.
По имеющимся данным, российские Су-24М, воюющие в Сирии, оснащены системой (точнее - специализированной вычислительной подсистемой) СВП-24 - уникальным компьютерным устройством, позволяющим довести точность попадания свободнопадающих бомб почти до уровня высокоточного оружия .(путём сбора и обработки массива информации,. касающейся местонахождения носителя и цели, параметров движения носителя и атмосферных условий). СВП-24, разработанная компанией "Гефест и Т" (г. Жуковский), имеет целый ряд версий, привязанных к конкретным типам самолётов_ и вертолётов (Ту-22М3, МиГ-27, L-39, Ка-52) .и предлагается на экспорт под девизом "летательным аппаратам 3-го поколения - интеллект 5-го".
Результаты научно-технической деятельности "Гефест и Т" на МАКС-2009 ("Авиация и космонавтика", №5/2010)
Возникает вопрос: .если есть СВП-24-22, СВП-24-27, СВП-24-39, .почему бы не быть и СВП-24-33, .благодаря которой чистый истребитель можно было бы быстро и недорого "переклассифицировать" в истребитель-бомбардировщик? Специалисты "Гефеста" без преувеличения творят чудеса, о чём говорят следующие факты: "при модернизации Су-24М облик самолёта и оборудование кабины не меняются. Замене подлежат лишь блоки прицельно-навигационного комплекса, причём новые блоки выполняются в меньшей размерности, но с теми же самыми посадочными местами и разъёмами, что позволяет выполнять доработку самолётов в строевых частях"; "продолжительность модернизации одного самолёта... составляет 10-14 дней", "по отзывам личного состава, освоившего самолёт Су-24М с СВП-24, в зависимости от уровня подготовки, достаточно выполнить один-три полёта"; по данным
alexeyvvo, стоимость модернизации одного самолёта в 2012 г. составляла порядка 30 млн. руб. (
ссылка 1) - дешевле только даром.
С учётом того, что СВП-24 была принята на вооружение (снабжение?) ВВС РФ в октябре 2008 г., у другого потенциального заказчика (МА ВМФ) было достаточно времени, чтобы оценить прорывное изделие по достоинству и запустить процесс его адаптации к Су-33. Суть адаптации, которая для "Гефеста", без сомнения, не является экстремально сложной задачей, заключается в сопряжении "железа" и "софта" СВП с системой управления вооружением "Сухого" (СУВ-27К) и его пилотажно-навигационным комплексом ПНК-10К, включающим в себя и спутниковый навигатор А-737 (
ссылка 2), который, по имеющимся данным, строевые Су-33 получают в ходе плановых ремонтов на КнААЗе [1-217].
Результатом подобной мини-модернизации стало бы появление на палубе "Кузнецова", причём ещё вчера, достаточно эффективного ударного самолёта, способного работать по точечным, визуально ненаблюдаемым целям с так называемого свободного манёвра без выхода на "ниточку" (боевой курс) и с кабрирования (без захода в зону объектовой ПВО противника). Если никаких усовершенствований в этом направлении до сих пор не сделано и даже не начато, остаётся только выразить неудовольствие нерасторопностью профильного довольствующего органа в структуре Минобороны,. играющего в этом случае роль тормоза в наращивании боевого потенциала палубной авиации.
СВП-24 для МиГ-27, Ту-22М3 и Су-24М на МАКС-2009 (фото А. Карпенко)
Для оценки возможности применения Су-33 против ИГ, помимо их технического оснащения надо знать, умеют ли (учатся, тренируются) лётчики отдельного корабельного истребительного полка не только вести воздушный бой, выполнять перехват, взлетать с трамплина и садиться на палубу, но и бомбить? Пресс-служба Министерства обороны отвечает на этот вопрос утвердительно: "В ходе полётов пилоты выполняют элементы сложного и высшего пилотажа, учебно-боевые упражнения по перехвату воздушной скоростной высоколетящей цели,. воздушного боя,. боевого применения комплексов вооружения по наземным целям" (28.02.2012) (
ссылка 3).. Можно предположить (выразить надежду), что перед грядущей боевой службой данному элементу боевой подготовки уделяется особо пристальное внимание (
оригинал).
N.B. Даже если на борту авианосца не будет ни одного МиГа, а на Су-33 - ни одного высокоточного прицельного устройства, даже если их пилоты за оставшееся до выхода время не овладеют в должной мере навыками работы по берегу, бомбить ИГ они всё равно смогут. Утверждать подобным образом позволяет особый боевой приём, освоенный строевыми лётчиками фронтовой авиации после поступления в войска Су-24М с СВП-24.. Заключается он в использовании "Гефеста" (неофициальное войсковое наименование модернизированного самолёта) в качестве лидировщика, ведущего в плотном строю группу самолётов без СВП (в нашем случае - Су-33) - ведомые в этом случае выполняют сброс бомб одновременно с ведущим.. Использование в одном боевом порядке Су-24М и Су-33 позволяет одновременно нарастить силу бомбового удара и "прикрыть бомбардировщики от возможных атак самолётов противника" [2-37].
В ходе своей восьмой БС "Кузнецов" может (и должен) наконец продемонстрировать миру, что у России есть не только РВСН, РПКСН, Ту-160 и крылатые ракеты большой дальности, но и палубная авиация, способная решать широкий спектр боевых задач (ПВО, разведка, штурмовка) на большом удалении от своих берегов. Нужен первый опыт и первый успех (пусть даже совсем скромный), всё остальное - самолёты, приборы, лётчики-штурмовики (-универсалы) - приложится в самом недалёком будущем. Но лучше, чтобы всё было по-взрослому уже сейчас - и Миг-29К, и СВП-24-33, и отличные оценки (зачёты) по практическому бомбометанию в лётных книжках пилотов 279 окиап.. Можно считать сказанное предновогодними пожеланиями ВМФ РФ, у которых, на мой взгляд, есть неплохие шансы сбыться (хотя бы частично). ■
Источники (через дефис может быть указан номер страницы)
1. А. Фомин "Су-33. Корабельная эпопея", М., РА Интервестник, 2003.
2. М. Никольский "Путь к совершенству", Авиация и космонавтика, №5/2010, стр. 34-38
3. М. Никольский "20 лет на передовом рубеже", Авиация и космонавтика, №3/2012, стр. 1-5
Боевой порядок Су-24М с СВП-24 и Су-27 с бомбовой нагрузкой (фото из журнала "Авиация и космонавтика", №5/2010, стр. 37)