Размышления о судьбе Б-585

Feb 20, 2018 19:30



Как известно, 22.04.2010 большая (дизель-электрическая) подводная лодка (ПЛБ) Б-585 "Санкт-Петербург", головной корабль пр. 677, была передана ВМФ в опытную эксплуатацию, о которой известно очень мало. С 2010 по 2013 г.г. Б-585 ежегодно принимала участие в парадах на Неве в День ВМФ, 17.10.2013 завершила переход на Северный флот, где в 2014 г. также поучаствовала в параде (ссылка 1), в 2015-2017 г.г. праздники прошли без неё. Единственным значимым событием, получившим освещение в СМИ, стали успешные стрельбы крылатой ракетой [3М54 комплекса "Калибр"] по морской мишени, выполненные в Баренцевом море 17.11.2016 (ссылка 2).



Б-585 "Санкт-Петербург" (фото от Vedi из сообщения от 30.04.2015 на forums.airbase.ru)


В конце прошлого года один из гостей моего журнала, ссылаясь на достоверный источник, сообщил, что Б-585 "уже много лет уходит на Север на лето, и возвращается в Питер для переделок на зиму". Должен признаться, что эта новость несколько удивила меня, поскольку с 2014 года (когда я начал отслеживать события, касающиеся кораблей основных классов ВМФ России) мне ни разу не попадались фотографии "СПб" в Северном море или на Балтике, сделанные натовскими моряками или нашими шипспоттерами, равно как и сообщения о прибытии Б-585 на Адмиралтейские верфи, в Кронштадтский морской завод, либо в ломоносовский 28 военный завод (СРЗ ВМФ).

Никаких следов таинственной лодки не удалось обнаружить и с помощью СКАП − автоматизированной системы служб капитана Большого порта СПб, где скрупулёзно фиксируются и гражданские суда, и военные корабли. Поиск по названию в разделе "Суда в порту" (на причалах и стоянках) (ссылка 3) даёт 22 судозахода подводной лодки "Санкт-Петербург", окончание последнего из которых (№214631) датировано 19.09.2013, когда Б-585 отошла от причала в Кронштадте и прошла на выход в море (ссылка 4) − дата выхода из Кронштадта соответствует началу межфлотского перехода на СФ по ссылке 1. У меня нет причин не доверять своему гостю, однако полученная от него информация о регулярных МФП "Санкт-Петербурга" требует подтверждения. Ежегодные дальние переходы туда и обратно (2х2200 миль) вряд ли пошли бы на пользу материальной части ПЛ ближней морской зоны, к тому же на Севере хватает своих СРЗ.

Имеет смысл привести три цитаты с весьма полезной информацией из интервью гендиректоров Адмиралтейских верфей и ЦКБ МТ "Рубин" А. Бузакова и И. Вильнита.

Цитата 1: "Если не вспомнить, в каких условиях создавалась подводная лодка "Санкт-Петербург", тогда не будет понятно, почему... затянулась опытная эксплуатация, в которой корабль сейчас находится. На момент строительства практически отсутствовало ритмичное финансирование и реальные деньги на проведение опытно-конструкторских работ. Были приняты вынужденные решения об испытании первых образцов ОКР уже в составе корабля. А их было очень много, и в результате лодка оказалась своего рода испытательным кораблём, на котором доводилось вновь созданное оборудование" (А. Бузаков − ссылка 5).

Цитата 2: "Некоторые СМИ сообщали, что подводная лодка "Санкт-Петербург" может быть модернизирована. Это так? − Возможно, это одна из версий дальнейшего использования этой лодки. Могу сказать, что на ней будет проведён плановый доковый ремонт, после этого ["СПб"] продолжит опытную эксплуатацию, потому что осталось несколько параметров, по которым пока не удалось получить замеры. Ну а дальше флот уже решит, как использовать корабль" (А. Бузаков, 11.08.2017 − ссылка та же).

Цитата 3: "По итогам опытной эксплуатации ["Санкт-Петербурга"], а также с учётом того, что за это время появились новые радиоэлектронные средства и другие системы, "Рубин" создал улучшенный проект, по которому сейчас строят два корабля этого класса" (И. Вильнит − ссылка 6).

Завершить программу опытной эксплуатации Б-585 обещали и в 2014, и в 2015, и в 2016 г.г. (ссылка 8, ссылка 9, ссылка 11), после чего обещать перестали, по всей видимости, благоразумно рассудив, что очередное обещание рискует окончательно превратить эпопею с первой лодкой четвёртого поколения в дурной спектакль. Между тем, в минувшем октябре стало известно, что строительство тех самых двух кораблей улучшенного проекта продвигается довольно бодрыми темпами − секции первой серийной лодки ("Кронштадта") уже состыкованы в единый корпус, производился монтаж трубопроводов и различных систем жизнеобеспечения, шёл монтаж электрооборудования и линии вала, осуществлялась погрузка выдвижных устройств. На другом заказе ("Великие Луки") сформированы носовая и кормовая секции корпуса, произведены гидравлические испытания обеих секций ( ссылка 12). "Кронштадт" планируется спустить на воду в этом году, передать ВМФ − в 2020 г., "Великие Луки" − скорее всего, годом позже (ссылка 5).

Принимая во внимание изложенное выше, попробуем спрогнозировать дальнейшую судьбу Б-585. Думается, что ключевым словом здесь является "модернизация". После докового ремонта и выполнения необходимых замеров их результаты будут учтены в конструкции первой серийной лодки (а по сути, головной пр. 677.1). По опыту "Горшкова" и "Макарова" госиспытания "Кронштадта" будут продолжаться до победного конца (до полного соответствия ТТЗ) и могут затянуться, скажем, на год. В этом случае автоматически сдвинется вправо сдача "Великих Лук", на которых будут выполняться те же доработки, что и на "Кронштадте". Скорее всего, одновременно "Рубин" выполнит техпроект модернизации "СПб" с целью доведения его ТТХ до уровня 677.1, после чего будет разработана РКД и начаты работы по обновлению Б-585 (на АВ или в КМЗ). В результате, где-то к 2025 г. мы будем иметь (предположительно, в составе СФ) группировку из трёх-пяти (ссылка 13) однотипных ПЛБ 4-го поколения (с одним минусом из-за отсутствия ВНЭУ). ■

P.S. Коллега Алексей Никольский любезно предоставил ссылку (которую я пропустил), подтверждающую мои предположения. В его комментарии есть и другие интересные факты по теме записи.

ПЛБ пр. 677, Кораблестроение

Previous post Next post
Up