.
Уже недалёк тот час, когда ВМФ России один за другим получит два новейших многоцелевых надводных корабля дальней морской зоны вполне приличного водоизмещения (5400 тонн полн.), ни в чём не уступающих лучшим зарубежным аналогам и олицетворяющих собой вершину научно-технического прогресса в области морских вооружений. Предпраздничное настроение несколько омрачает тот факт, что время, проведённое этими кораблями на стапеле, в достройке и на испытаниях, к моменту передачи флоту составит около 12,5 и 9 лет, в то время как при должном усердии ключевых участников процесса Андреевский флаг мог быть поднят на флагштоках всех четырёх строящихся фрегатов пр. 22350 ещё до 2014 года, который, скорее всего, войдёт в историю как год начала Второй холодной войны.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1025205/227305704.3b/0_184c77_472f583e_orig)
"Адмирал Касатонов" у достроечной набережной Северной верфи (фрагмент фото А. Акентьева с vk.com/marinist_spb, 20.12.2017 с подачи A_Sever, sdelanounas.ru, снимок в полном виде − по клику)
"Адмирал Горшков"
Согласно информации, полученной от главы ОСК А. Рахманова и генерального директора Северной верфи И. Пономарёва, судьба головного корабля серии должна сложиться следующим образом. На 03.02.2018 закончила работу комиссия, которая разбиралась в причинах неудачных пусков ЗРК "Полимент-Редут". Был определён перечень необходимых доработок комплекса, которые завершатся предположительно к концу марта, после чего будут проведены тестовые стрельбы (
ссылка 1). В настоящее время фрегат находится на СВ (с 29.12.2017 −
ссылка 2), где он готовится к двухмесячному, хотелось бы верить − действительно завершающему, этапу госиспытаний, намеченному на апрель-май. Рабочий срок сдачи заказа − июнь (
ссылка 3), прогноз Рахманова более осторожен − конец лета. После передачи ВМФ "Адмирал Горшков" "войдёт в состав одного из соединений надводных кораблей Северного флота" (
ссылка 4).
Примечание. Ходят слухи, что во время межфлотского перехода с Севера в СПб на "Горшкове" вышел из строя один из главных двигателей, скорее всего − маршевый дизель 10Д49 производства Коломенского завода (поскольку в использовании форсажного ГТД на переходе особой необходимости нет). Будем надеяться либо на то, что это только слухи, либо на оперативное устранение неисправности одновременно с доводкой "Полимент-Редута".
P.S. Буквально час в час с настоящей записью было опубликовано сообщение, подтверждающее поломку маршевого дизеля Коломенского завода (
ссылка), которое я прочитал только сутки спустя.
"Адмирал Касатонов"
Второй корабль серии почти готов, однако названные гендиректором СВ 98% технической готовности относятся, скорее всего, к заказу в целом за вычетом ЗРК, ибо столь серьёзное изделие даже чисто психологически "весит" явно больше 2%. Понятно, что недоведённый "Полимент-Редут" сдерживает сдачу не только "Горшкова", но и "Касатонова", поэтому испытания последнего планируется провести в два этапа. Сначала (после того, как в феврале на фрегат заселится экипаж) на ЗХИ будут испытаны ГЭУ, электроэнергетика и общекорабельные системы, а после приёмки "Горшкова" и завершения всего комплекса работ по монтажу, пусконаладке и тестированию РТВ (радиотехнического вооружения) "Касатонова", его испытания будут продолжены (
ссылка 3). По части сроков передачи заказа флоту роли поменялись − Пономарёв проявил осторожность, обозначив в планах на 2018 г. лишь первый этап ЗХИ, Рахманов же, напротив, выразил надежду на то, что второй корпус останется в сдаточной программе этого года (
ссылка 5).
Относительно места службы первого серийного фрегата пр. 22350 есть почти полная уверенность в том, что он, как и головной, уйдёт на Север, поскольку ещё 30.10.2017 командующий СФ вице-адмирал Н. Евменов заявил, что "сегодня на Северном флоте формируются экипажи для новейших кораблей класса "фрегат" и "корвет" (
ссылка 6). Под "фрегатом" тогда (как и сейчас) мог подразумеваться только "Касатонов" (с "корветом" не совсем понятно, т.к. оба сдаточных заказа с высокой степенью готовности, "Гремящий" и "Громкий", обещаны ТОФ −
ссылка 8).
"Адмирал Головко"
В своём интервью от 05.02.2018 И. Пономарёв, по сути, уклонился от ответа на вопрос, когда планируется передать флоту "Головко" и "Исакова", подменив его фразой расплывчато-туманного свойства (
ссылка 3). Гендиректора Северной верфи можно понять − маловероятно, что общественность с таким же пониманием отнеслась бы к откровенному ответу, несмотря на то, что нынешний глава СВ не несёт личной ответственности за ситуацию с фрегатами пр. 22350, напротив, всеми силами пытается выправить её и, более того, сделать из позорного завода конфетку (единственное, что можно поставить ему в упрёк − обещание сдать третий корпус в 2019 г. −
ссылка 9).
Тем не менее, хоть и не всегда, но в данном конкретном случае горькая правда лучше неведения, поэтому рискну обозначить за Пономарёва сроки по третьему и четвёртому фрегатам, а заодно − подкорректировать собственный график строительства (
ссылка 11), в котором тоже иногда случаются неточности. Итак, ахиллесовой пятой "Головко" является уже не доводимый методом мозгового штурма "Полимент-Редут", а ДГТА М55Р, первые из которых (именно для третьего корпуса) должны быть поставлены ОДК-Сатурн в 2018 г. (
ссылка 12). Если "Сатурн" выполнит свои обязательства, в 2019 г. произойдёт не передача "Головко" заказчику, а, в лучшем случае, его спуск на воду. С учётом статистики по трём кораблям пр. 11356 (по 22350 таковая, к сожалению, отсутствует), третий фрегат проведёт в достройке и на испытаниях минимум два года. Таким образом, "Адмирала Головко" под Андреевским флагом мы увидим не ранее 2021 г.
"Адмирал Исаков"
Как ни странно, по "Исакову" имеется гораздо более подробная информация, нежели по "Головко", что лишний раз говорит о случайном и бессистемном характере военно-технической информации, попадающей в открытый доступ. Так, от совсем некстати решившего покинуть блогосферу коллеги alexeyvvo (о чём наверняка сожалею не я один) стали известны сроки поставки ДГТА М55Р левого и правого вращения − июль и август 2018 г. (
ссылка 13), правда в действующей закупочной документации этих сроков уже нет (возможно, были перенесены на 2019 г., поскольку поставка четырёх агрегатов для двух заказов в первый же год их серийного производства нельзя назвать лёгкой задачей). В свою очередь, ресурс sudostroenie.info сообщил о договоре между Северной верфью и Балтийским заводом об изготовлении для "Исакова" гребного вала и деталей рулевого устройства в срок до конца 2019 г. (
ссылка 14 с подачи flotprom.ru).
Срок поставки одного гребного вала (на другой, надо полагать, есть отдельный договор), являющегося составной частью ГЭУ, косвенно свидетельствует о сдвиге вправо и поставки ДГТА. В итоге, монтаж ГЭУ может быть выполнен только в 2020 г., спуск заказа на воду − в 2020-2021 г.г., передача ВМФ − в 2022-2023 г.г.
Примечание. На фото, сделанном в эллинге Северной верфи в январе с.г., видно, что формирование корпуса даже "Адмирала Головко" ещё далеко от завершения (не установлены двери, лацпорты, фундаменты и пр.), а на "Адмирале Исакове" и вовсе нет носовой надстройки (только вертолётный ангар и выгородки ЗАК "Палаш"). ■
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/967052/227305704.3b/0_184c75_16b79326_orig)
"Адмирал Головко" (справа) и "Адмирал Исаков" в эллинге Северной верфи, январь 2018 г. (фото от Curious со sdelanounas.ru)