Часто вижу тезис: «Пропаганда говорит только то, что люди и так хотят слышать». Так ли это? И да, и нет. Давайте разберемся.
Начнем с того, что у людей много разных психологических потребностей, в том числе заложенных от природы. Возьмем, например, потребность идентифицировать себя с определенной группой и испытывать от принадлежности к ней положительные эмоции, в том числе сравнивая ее с другими группами (проще говоря, делить людей на «своих» и «чужих»). Эксперименты показали, что этот эффект наблюдается даже у грудных младенцев, а взрослые, случайным образом разделенные на две команды, очень быстро начинают считать «своих» более умными, интересными и привлекательными. Очевидно, что речь идет о некой базовой установке, которая присутствует у нас с рождения.
Вот, к примеру, племена охотников и собирателей, живущие в джунглях Амазонии, которые книжек не читают и телевизор не смотрят. Каждое племя убеждено, что именно они - настоящие люди, а все остальные - не очень. Эти племена говорят на разных диалектах одного языка, но в каждом из них уверены, что именно у них язык правильный, а остальные его коверкают. Другой пример: помню, в девяностые смотрел по телевизору какой-то американский художественный фильм. В одном из эпизодов участница конкурса красоты (положительный персонаж) произносит со сцены вдохновенную речь о том, что США - это лучшая страна в мире, другой такой просто нет и ей очень повезло родиться в такой замечательной стране. Все рукоплещут, в итоге ее выбирают королевой красоты. Нет, это была не сатира.
Как мы видим, такая потребность у людей действительно существует, причем в совершенно разных культурах. Другой вопрос, что она сама по себе довольно общая, ее конкретные воплощения могут быть очень разными. Пропаганда может говорить: «Мы - самая читающая страна в мире, это очень круто, давайте читать больше хороших книжек!» А может… сами понимаете.
Итак: пропаганда, чтобы быть эффективной, действительно должна опираться на определенные реально существующие потребности, желания, чаяния людей. Но она не является простым отражением, служанкой этих потребностей и чаяний. Она их активно направляет, формирует, а главное - придает им конкретную форму, которая может быть принципиально разной. Она объясняет человеку, как именно он должен реализовать свои потребности и желания, и делает это весьма искусно и изобретательно - не забывайте, что механизмы пропаганды совершенствуются уже много веков, причем в условиях весьма щедрого финансирования.