Некоторые принципы научного руководства

Jun 18, 2021 19:06

По итогам чтения, комментирования, защит курсовых и выпускных работ задумался я о своем опыте научного руководства. Он, конечно, не самый большой - как и у многих молодых преподавателей, число моих подопечных поначалу ограничивалось одним-двумя не самыми сильными студентами. Существенно выросло оно только в последние шесть-семь лет. В прошедшем учебном году под моим руководством писались полтора десятка курсовых, шесть выпускных работ и одна магистерская диссертация.

И все же кое-какие выводы я сделать смог. Выводы, которые касаются в первую очередь меня самого как научного руководителя.

1. Наиболее целесообразная стратегия - принимать всех студентов первого и второго курса бакалавриата, которые обращаются ко мне и чья сфера интересов хоть как-то совпадает с моей. Ну, после небольшого собеседования, разумеется. Потому что первое впечатление иногда бывает обманчивым. Первый год совместной работы - своего рода испытательный срок, по итогам которого обе стороны решают: продолжать сотрудничество или нет.

2. В случае малейшего сомнения всегда надо отказываться от дальнейшего сотрудничества. Это правило, продиктованное горьким опытом. Ни разу не было такого, чтобы вывод, сделанный по итогам первого года научного руководства, потом оказался неверным. "Давать еще один шанс" бессмысленно, если у меня как научного руководителя появляется хоть малейшее желание расстаться со студентом - надо расставаться.

3. Студенту всегда надо объяснять все, начиная с самых азов. Даже если кажется, что он эти азы прекрасно знает. Даже если он их действительно знает. Потому что вероятность упустить что-то "очевидное" очень велика.

4. На выпускном курсе руководить максимум пятью, в самом крайнем случае шестью студентами. Качественно работать с большим количеством выпускных работ невозможно, особенно на финальном этапе.

преподавание

Previous post Next post
Up