Снарядный вопрос. Немного эмоций

Apr 04, 2019 09:38


Переходим к разоблачению.

"Снарядный вопрос" - проблема во многом эмоциональная. Проблема впечатления, складывающегося как у досужего, так и у причастного. Впечатления, cформированного, во-первых, здравым смыслом, обычно обрабатывающим простое и понятное: русские проигрывали, русские корабли тонули, в русских снарядах было мало взрычасти. И, во-вторых, впечатления, сформированного сенсорным голодом. Повреждения русских кораблей описаны подробно и зачастую проиллюстрированы. При сопоставлении таких описаний со скупыми строчками из "ОВД", статьи Кэмпбелла или даже русского перевода реферата медицинского описания возникает сильный дисбаланс восприятия.

Вот, например, описание одного из попаданий в броненосец "Пересвет" в бою у м. Шантунг, взятое из приложенной к мемуару В.Н. Черкасова "Копии с вырезки из артиллерийского формуляра...":

18) 12-дм снаряд попал под средний каземат, вышиб два болта основания и погнул основание. Болты заклинили пушку, и их пришлось рубить. Осколки избили пушку и станок, погнули прицельную коробку, ранили двух комендоров. Осколки снаряда, попавшие в нижнюю батарею, вывели из строя седьмую и девятую 75-мм пушки, перебили направляющие третьего 6-дм и третьего 75-мм элеваторов, побили массу ружей в пирамидах, перебили направляющие четвертого 75-мм элеватора и попортили четвертый 6-дм элеватор, попортили рефрижератор и т. п. У седьмой пушки - большие забоины, разбито резервуарное кольцо, сломана масленка, шток накатника разбит пополам, разбит манометр, прицел сломан, сломаны двуплечный рычаг, рама и зацеп затвора, избит передний бугель и погнут вал подъемного механизма. У девятой пушки - забоины, разбито резервуарное кольцо, согнут стержень прицела, сломан вал подъемного механизма.

Имеется и фотография:



А вот описание одного из попаданий в "Сикисима" из перевода статьи Кэмпбелла:

В 14.58 12" снаряд попал в нижний край каземата №6. Часть броневых плит была разбита, а подъемник боеприпасов разрушен. Вся прислуга была убита или ранена, однако само орудие не получило повреждений. Взрыв снаряда произошел в каюте, расположенной на главной палубе под казематом.

Описание не безошибочное (снаряд не пробивал брони, а так же, как и в приведённом выше случае, попал в "наплыв" под казематом; вся прислуга орудия №6 была убита, без "или"). И, что важнее в нашем случае -  описание куда как менее подробное. Едва ли кто-то, не одарённый "опытным рассудком" Н.Л. Кладо, поймёт, что на саомм деле именно во втором случае речь идёт о попадании, причинившем более обширные структурные повреждения, и намного более тяжёлые потери (пострадали 24 человек, из них 13 были убиты - одно из самых "кровавых" попаданий русских снарядов в японские корабли в той войне).

К сравнению этих двух попаданий мы, вероятно, обратимся ещё раз позже. Пока зафиксируем: дисбаланс подробностей и "видеоряда" - серьёзная проблема. Исправить её парой рук в полной мере, наверное, невозможно (хотя некоторые усилия в этом направлении и были предприняты). Сегодня я просто попробую поиграть в В.Н. Черкасова - дать пару подробных, по возможности, описаний и несколько красивых, по таланту, картинок. Сначала я хотел предложить примеры из трёх главных сражений - Шантунг, Ульсан, Цусима - однако подвиг Иессена был описан ранее, повторяться не хочется, а дополнительные подробности и картинки, хоть и имеются, но в недостаточном количестве. Поэтому ниже пять примеров: один из боя у м. Шантунг, четыре - из сражения в Цусимском проливе.

Попадание 152-мм снаряда в крейсер "Касуга" в бою у м. Шантунг

Это попадание упомянуто в "русском реферате" медицинского описания следующим образом:

В 6 ч. 25 мин. пополудни снаряд в 125 миллиметров, попав в "Касуга", взорвался в офицерском буфете и ранил 4 человек.

Описания попадания в других русскоязычных источниках я не встречал. Оно могло бы выглядеть так:

В 18.25 снаряд калибром 152-мм пробил верхнюю палубу позади кормовой башни 203-мм орудий и разорвался в офицерском буфете. Внутри помещения всё было уничтожено взрывом. Вентиляционная шахта на 37-м шпангоуте, в нос от места попадания, справа от диаметральной плоскости, была перебита между средней и верхней палубами. Так же была повреждена продольная каютная перегородка у противоположного борта, люк на средней палубе, бимс на 43-м шпангоуте (в корму от места попадания), повреждения получила система затопления погреба боезапаса, осколки снаряда повредили ружейную стойку на нижней палубе (разбито 17 винтовок).  В месте взрыва возник пожар.

Из состава экипажа 2 человека получили тяжелые ранения, ещё 2 - лёгкие.

Снаряд ударил в палубу под довольно большим углом - 20 градусов. По рапорту командира корабля, в момент попадания дистанция составляла 7 300 м. В этот момент боя большая часть русских кораблей продолжали стрелять по "Микаса", некоторые переносили огонь на "Фудзи" и "Сисикисма". Можно предположить, что попавший в "Касуга" снаряд был выпущен из правой носовой башни "Полтавы" - эта башня была заклинена в положении "на траверз", и стрелять в это время могла только по концевым японским кораблям.




Схема 1 (кликабельно). Повреждения крейсера "Касуга"

Попадание 152-мм снаряда в крейсер "Идзумо" в Цусимском сражении

Этот случай так же упомянут в реферате:

27-го числа в 2 ч. 27 мин. пополудни снаряд в 152 млм., пройдя сквозь сетки средней части верхней палубы справа, взорвался и убил 2 человек из прислуги 152 -млм  орудия №5 и ранил тяжело 2-х других человек, нанеся вместе с тем не тяжёлые раны гардемарину Какубари Эйзабуро и одному матросу. В то же время два человека, занятые подачей снарядов, были ранены более или менее тяжело.

Вот как это описание можно описать теперь:

В 14.27 снаряд калибром 152-мм пробил фальшборт в коечных сетках у 98-шпангоута, напротив средней дымовой трубы, и разорвался на верхней палубе, при попадании в горловину рукава для погрузки угля ямы №3. Размеры пробоины в верхней палубе, по рапорту командира корабля, составили 1,2х0,8 м, по чертежу от верфи Йокосука: 4'6"x2'9". Горловина была разбита. Осколки снаряда изрешетили среднюю и кормовую часть 36-футового катера, нижнюю часть средней дымовой трубы, кожух дымовых труб и вентиляторов, зона осколочных повреждений в направлении полёта снаряда по длине корабля превышала 10 м. Было разбито основание расположенного рядом с местом попадания 47-мм орудия №1, легко повредили расположенное справа, в нос от места попадания 152-мм орудие №5.

Прислуга орудия №5 была полностью выведена из строя: 2 человека убиты (в том числе "№1"), остальные 4 - получили тяжёлые ранения; Кроме того, легко ранен был корабельный гардемарин.

Судя по тому, что попавший в корабль снаряд прилетел с направления примерно на 1 румб в корму от траверза, он мог быть выпущен с "Ослябя" (возможно, единственное попадание с этого корабля в бою), с расстояниия 5 000 ... 6 000 м. Возможно, автором был "Сисой Великий" или "Наварин".




Схема 2 (кликабельно). Повреждения крейсера "Идзумо"




Схема 3 (кликабельно). Поражение расчёта орудия №5 осколками снаряда: красным обозначены убитые, синим - раненые тяжело, жёлтым - раненые легко

Попадание 254-мм или 305-мм снаряда в крейсер "Якумо" в Цусимском сражении

Это попадание, насколько мне известно, в русскоязычных источниках не упоминалось. Найти достаточно подробного описания так же не удалось, однако картинка достаточно любопытна. Итак:

В 14.26 крупнокалиберный снаряд разовался на верхней палубе крейсера Якумо, ближе к правому борту, в нос от башни главного калибра. В палубе образовалась пробоина размерами 8'x5'6". Рядом с местом попадания было разорвано соединение борта с вехренй палубой. Осколки снаряда сделали несколко выбоин на стволе левого орудия носовой башни главного калибра.

Потерь это попадание не причинило.

Снаряд попал в "Якумо" с корабля, находившегося далеко позади траверза - иными словами, с одного из кораблей 3-го броненосного отряда. Вероятно, это был 254-мм снаряд одного из броненосцев береговой обороны, выпущенный с расстояния 6 000 ... 7 000 м.




Схема 4 (кликабельно). Повреждения крейсера "Якумо"

Попадание 305-мм снаряд в крейсер "Адзума" в Цусимском сражении

Этот случай известен достаточно хорошо - не так часто русские снаряды выводили из строя орудия главного калибра на японских кораблях. Вот как он описан у Кэмпбелла:

В 14.30 правое кормовое 8" орудие было выведено из строя 12" снарядом, который также проделал большую пробоину в юте.

Вот что говорится в реферате медицинского описания:

В 2. ч. 50 мин. граната в 305 мм ударила в пушку в 203 мм по правому борту сзади и, пройдя верхню палубу, не взорвавшись, упала в море, серьёзно ранив на пути одного матрова в кают-кампании старших офицеров, кондуктора Накамуру Каведзиро, находившегося в каземате пушки в 203 мм, и 2 людей на первой палубе.

Не знаю, кто делал этот перевод, но он ужасен (каземат 203-мм пушки), и в нём - ошибки. Возможно, ошибки есть и в исходнике. Так или иначе - снаряд, на самом деле, взорвался, а описание повреждений (не полное) могло бы выглядеть так:

Около 14.50 305-мм снаряд задел снизу ствол правого 203-мм орудия в кормовой башне. Ствол был сплющен и сильно выгнут вверх, орудие вышло из строя. Снаряд, срикошетив, ударил в верхнюю палубу рядом с башней и разорвался либо при ударе, либо сразу после того, как пробил палубу. Деревянный настил палубы был повреждён на протяжении 20 футов 6 дюймов, длина пробоины в палубе достигала 14 футов, ширина от 4 футов 9 дюймов до 2 футов.

Продольная перегородка кабинета командира корабля, расположенного по левому борту, была разорвана от верхней до нижней палубы (ширина разрыва от 6’6” у верхней палубы до 2’9” на уровне нижней палубы). Головная часть и осколки снаряда пробили левый борт в кабинете командира, в 6 местах: 2 крупные (2’x2’; 1’6”x1’9”) и 4 мелкие пробоины (размерами от 3” до 9”). Так же в 6 местах была пробита перегородка буфета командира корабля, в корму от места попадания, при этом 3 пробоины имели размеры более 1 фута. Ещё один крупный осколок пробил вентиляционный раструб над верхней палубой (пробоина 1’x1’6”). Повреждения получили элементы силового набора корпуса, на броне башни остались многочисленные отметины.

Осколками снаряда был смертельно ранен 1 человек из расчёта  76-мм орудия №16, кормового на средней палубе по левому борту, он умер от ран через четыре дня после сражения. Пострадали ещё 3 человека, в том числе командир кормовой башни, получивший травму головы.

Снаряд был выпущен с корабля, находившегося примерно на румб впереди траверза «Адзума» - скорее всего, с «Императора Александра III». Дистанция в момент попадания составляла 4 000...5 000 м.




Схема 5 (кликабельно). Повреждения крейсера "Адзума"

Попадание 75-мм снаряда в крейсер "Иватэ" в Цусимском сражении

Этот случай в наших источниках, насколько мне известно, так же не освещался. Случай интересный - хотя и отметим сразу, что не типичный - я немного касался этого вопроса в соответствующей теме на "Цусимских форумах". Сами по себе повреждения были незначительны, но он даёт представление о потенциальных возможностях русских снарядов, даже 75-мм.  Примерно так:

В 14.47 75-мм снаряд попал в переднюю дымовую трубу, на высоте примерно 22 фута от палубы, пробил правую стенку трубы (размер входной пробоины по рапорту командира 3"x7", есть схемы, где указано 8"x7") и разорвался внутри. Осколки снаряда  пробили левую и заднюю стенки трубы более чем в 20 местах, сделав в том числе несколько крупных пробоин неправильной формы (21"x8", 14"x8", 7"x4" и т.п.). Была перебита труба для отработанного пара. Несколько крупных осколков, двигаясь в направлении, перпендикулярном направлению полёта снаряда, попали в крышу каземата №2 - носового каземата на верхней палубе по левому борту. В броневой крыше осталиось 7 выбоины, две - глубиной 2 дюйма (при толщине крыши 1 дюйм), причём одна - видимо, сквозная. Установленное на крыше каземата 76-мм орудие №4 получило повреждения, которые были исправлены через 25 минут.

Потерь этот снаряд не причинил.

Характер разлёта осколков указывает на то, что снаряд был выпущен с корабля, находящегося впереди траверза "Иватэ" - по оценке в рапорте командира корабля, с курсового 50 градусов. Таким образом, это был 75-мм снаряд одного из броненосцев 1-го броненосного отряда. Дистанция в момент попадания не превышала 4 500 м.




Схема 6 (кликабельно). Повреждения правой стенки носовой трубы "Иватэ"




Схема 7 (кликабельно). Повреждения левой и задней стенок передней трубы "Иватэ" и рисунок донышка русского снаряда




Схема 8 (кликабельно). Повреждения крыши каземата №2

Заключение

Делать обширные обобщения по приведённым выше примерам не стоит - но и цель была иной. Такие примеры могут говорить только о том, что русские снаряды могли причинять заметные повреждения конструкциям японских кораблей при попадании в небронированные их части. С учётом сказанного ранее так же можно добавить, что действие снарядов было типичным (за исключением случая №5): взрыв при попадании в горизонтальную преграду (вне зависимости от того, была ли эта преграда первой или второй на пути снаряда). При попадании в трубу "Иватэ" снаряд разорвался по прохождении первой вертикальной преграды, однако угол встречи с преградой был острым (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости  - на что указывает положение осколочных пробоин, существенно ниже входной пробоины). Фугасное действие можно назвать заметным, осколочное действие - специфическим, с образованием крупных осколков, наносящих повреждения на большом расстоянии от места взрыва.

снарядный вопрос, русско-японская

Previous post Next post
Up