Туман войны и глаза страха

Mar 06, 2018 08:54

Одна из самых сложных - и интересных - задач в истории: воспроизвести актуальное восприятие той или иной ситуации непосредственными участниками событий. Тяжело, например, понять, что зимой 1904/1905 гг. реноме японского флота и адмирала Того внутри страны было отнюдь не блестящим. Между тем, флот не справился со стоявшей перед ним задачей - уничтожить 1 ТОЭ. Пришлось звать на помощь армию, а армии - заливать кровью склоны горы Высокой. И, как пишет Корбетт, в августе 1904 г., после Шантунга, Того посылал на обстрел позиций русской армии "Ниссин" и "Касуга" - с риском потерять их на минах - по соображениям "политическим", и готов был рискнуть большим, но его остановил японский МГШ. Любопытна и другая ремарка Корбетта - о том, что Цусимское сражение случилось там же, где погибли "Идзумо-мару" и "Хитати-мару", и, тем самым, флот смыл.

На ту же тему - история заказа японских "полулинейных крейсеров" типа "Цукуба" и "Ибуки", равно как и броненосцев типа "Аки".

Ну, во-первых, корабли эти закладывали, принимая в расчёт возможность их участия в войне - каковая, соответственно, могла затянуться, по мнению японцев, на несколько лет. По-видимому, в расчёт принималась и возможность сражения японского флота с соединёнными силами 1 и 2 ТОЭ.

Аt that time [вскоре после "катастрофы 15 мая"] the decisive fleet battle had not yet been fought and although the First Fleet replaced the losses by the armoured cruisers Kasuga and Nisshin, it was absolutely necessary to supplement the battle line to oppose powerful enemy fleet which would come from Baltic sooner or later. The completion and delivery of the battleship Kashima and Katori which had been ordered from Armstrong and Vickers respectively could not be expected... Thus, the building of capital ships to make up the losses could be done only in domestic shipyards and "The Crisis of the IJN" forced authorities into the domestic construction of large ships.

Roughly one month after the events which brought about the crisis, on 23 June 1904, Kure Navy Yard received the order  to build two armoured cruisers but the sailing of the Russian 2nd and 3rd Pacific Fleets, composed of units of the Baltic and Black Sea Fleets [так в тексте], increased the orders for more capital ships from Kure Navy Yard and Yokosuka Navy Yard (one bettleship and one armoured cruiser from each yard) on 26 January (for the battleships) and 31 January 1905 (for the armoured cruisers).

[Перевод]К тому времени решительное линейное сражение ещё не случилось и, хотя потери 1-го флота были восполнены броненосными крейсерами "Касуга" и "Ниссин", было абсолютно необходимо пополнить линию для того, что противостоять могучему вражескому флоту, который должен был прийти с Балтики - рано или поздно. Ожидать достройки и передачи броненосцев "Касима" и "Катори", заказанных Армстронгу и Виккерсу, соответственно, не приходилось... Соответственно, строительство капитальных кораблей для восполнения было возможно только на отечественных верфях и "Кризис ЯИФ" стимулировал руководство [флота] начать строительство крупных кораблей в Японии.

Примерно через месяц после событий, вызвавших кризис, 23 июня 1904 г., флотская верфь Курэ получила заказ на строительство двух броненосных крейсеров, однако плавание 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр русского флота, включавших в себя корабли Балтийского и Черноморского флотов [ну, так-то "Петербург" и "Смоленск"))], вызвало допонлительный заказ крупных кораблей на флотских верфях Курэ и Йокосука (один броненосц и один броненосный крейсер на каждой верфи) 26 января (броненосцы) и 31 января 1905 г. (крейсера) соответственно.


Это - про "туман войны". Теперь - про глаза страха, или почему "Цукуба" и "Икома" строили в Курэ, а не в Йокосуке:

Even though Yokosuka had not yet build a warship larger than the cruiser Matsushima, these two ships should have been constructed there, because of Yokosuka's incomporably greater experience in warship construction, the training standards and skill of the workers, the existing facilities, and the number of machine tools. However, at that time the result of the war  could not been foreseen  and the authorities feared the bombardment of Yokosuka by the Russian Second Pacific Fleet. Thus, the order was given to Kure which was safer in this respect.

[Перевод]Хотя Йокосука ещё не строила военных кораблей крупнее крейсера "Мацусима", эти два корабля следовало строить там, из-за несравнимо большего опыта Йокосуки в строительстве военных кораблей, более высоких стандартов обучения и тренировки рабочих; существующих мощностей, и численности станочного парка [переведём machine tools так]. Однако, в то время исход войны нельзя было предвидеть и руководство флота боялось бомбардировки Йокосуки русской 2-й Тихоокеанской эскадрой. Посему, заказ был выдан верфи Курэ - как более безопасной в этом отношении

Источник: Itani, Jiro; Lengerer, Hans; Rehm-Takahara, Tomoko (1992). "Japan's Proto-Battlecruisers: The Tsukuba and Kurama Classes". In Gardiner, Robert. Warship 1992. London: Conway Maritime Press.

Когда-то, находясь в лирическом настроении, я предположил, что Рожественский, беседуя со Свенторжецким и Семёновым в апреле 1905 г., в ответ на предложение "вернуться" мог бы произнести речь, похожую на знаменитый монолог Уолтера Уайта пред лицом онемевшей Скайлер. И для такого монолога были бы серьёзные основания - жаль, что Рожественский до стандартов Гейзенберга не дотянул.

P.S. Да, в тексте есть противоречия, которые желающие могут обсудить в каментах - с плавным переходом к конспирологической версии "японский флот тупо под сурдинку пробил строительство новых кораблей, а руководство верфи Курэ занесло кому надо"))

дивное, русско-японская

Previous post Next post
Up