Практика эскалации. Борьба в Угольном районе в мае 1915 г. - январе 1916 г. Часть II

Feb 16, 2022 10:42

Продолжение. Начало здесь, окончание - следует. Комментарии отключены - обсудим под третьей частью.


Второй этап: 6/19 июля - 23 августа/5 сентября 1915 г. «Гамидие» и «новики»

На следующий день после подрыва «Бреслау», 6/19 июля, четыре угольщика под прикрытием «Ядигара» и «Нумуне» пришли в Константинополь из Зунгулдака. В тот же день «Гайрет» и «Ядигар» вышли из Константинополя в Зунгулдак. Этот конвой успешно вернулся утром 12/25 июля, избежав накануне вечером встречи с очередной группой «новиков» - вечером 11/24 июля у Зунгулдака появились «Счастливый», «Пылкий» и «Быстрый» (этой группой командовал сам Эбергард, пожелавший лично ознакомиться с условиями «работы» в Угольном районе).  Так, вполне успешно, прошла единственная конвойная операция, в которой участвовали только турецкие эсминцы.

Очередная группа «новиков» - «Беспокойный», «Гневный», «Пронзительный» - вышла в море 15/28 июля. На следующий день «Пронзительный» утопил шедший без охранения пароход «Скирос». Этот успех, по выражению официального немецкого историка, заставил «думать о более надежном конвое для транспортов, чем эскадренные миноносцы».

Так Сушон пришёл к решению использовать крейсер «Гамидие», не выходивший в море с 25 апреля/8 мая. Герой Балканских войн приступил к операциям 22 июля/4 августа - четыре угольщика под прикрытием «Гамидие» и эсминцев «Муавенет», «Нумуне» и «Ташос» совершили переход в Зунгулдак. Эсминцы, как обычно, остались с угольщиками, а «Гамидие» вернулся в Босфор. Обратный переход был назначен на 26 июля/8 августа, но в этот день у Зунгулдака появилась необычно сильная группа наших эсминцев, сразу пять кораблей 1-го и 2-го дивизионов - снова под флагом Эбергарда. После короткой перестрелки с турецкими эсминцами (береговая батарея снова молчала) наш отряд отошёл в море.

Командир полуфлотилии эсминцев - небезызвестный капитан-лейтенант Фирле - справедливо счёл это уловкой и не стал выходить в море. Утром следующего дня, 27 июля/9 августа наш отряд снова появился у Зунгулдака, однако эсминцы и угольщики оставались в гавани. Эбергард, считавший обстрелы гавани эсминцами занятием не вполне полезным, запретил эсминцам вступать в перестрелку с береговыми батареями и вечером того же дня повёл группу в Севастополь. Между тем, Фирле запросил поддержку, и в 18.30 из Босфора - впервые с 27 апреля/10 мая - в море вышел «Гебен». Если бы Сушон знал, кто командует группой эсминцев, немецкий линейный крейсер вышел бы в море раньше.

Угольщики и эсминцы вышли из Зунгулдака в 03.00 28 июля/10 августа. Около 09.00 у о. Кефкен конвой встретился с «Гебеном», а ещё через три часа - с подводной лодкой «Тюлень». Турки заметили перископ, «Муавенет» пошёл в атаку, а пароходы получили приказ идти зигзагом - но на первом лаге головной транспорт, «Зунгулдак», получил торпеду и затонул. Так впервые был потерян угольщик из состава конвоя.

Несмотря на эту неудачу, «Гебен» продолжил операцию - три гружёных транспорта были доведены до Босфора (около 15.00 «Тюлень» выполнил вторую, неудачную, атаку). После этого «Гебен» и эсминцы отвели в Зунгулдак ещё четыре пустых парохода. Наконец, при возвращении в Босфор, 29 июля/11 августа, около 16.00 с «Гебена» снова заметили подводную лодку - это был «Морж», быстро погрузившийся при появлении линейного крейсера. Около 18.00 «Морж» выпустил по «Гебену» три торпеды. Впрочем, дистанция была слишком велика даже по оценке командира лодки - 18-20 кабельтовых - из-за чего «торпеды не дошли».

Так впервые осуществился апрельский план Эбергарда - подставить «Гебен» под атаки подводных лодок. Успеха, впрочем, этот удар не принёс. Тем не менее, Сушон, вынужденный послать в море линейный крейсер из-за появления неожиданно сильного отряда наших эсминцев, пока не был готов регулярно использовать «Гебен» для конвоирования угольщиков.

Стоит заметить, что во время этого выхода Сушон снова упустили шанс нанести сильный удар Черноморскому флоту: 28 июля/10 августа Зунгулдак обстреляли крейсера «Кагул» и «Память Меркурия». Эбергард во второй - и последний - раз решился отправить крейсера в самостоятельную операцию. Риск, как мы видим, был вполе реальным, но обошлось.

Пока же свой бронепалубный крейсер использовал Сушон. Очередная операция стартовала 16/29 августа: «Нумуне» отвёл в Зунгулдак три парохода. Эти пароходы были обнаружены днём 3 сентября/21 августа эсминцами «Гневный» и «Беспокойный», которые сообщили о «находке» в Севастополь. По приказу из штаба флота наши корабли не стали атаковать пароходы в гавани, а демонстративно отошли в море. В ночь с 22 на 23 августа/ с 4 на 5 сентября конвой отправился обратно в Константинополь, и около 05.00 у о. Кефкен соединился с вышедшими навстречу «Гамидие» и «Муавенетом».

Примерно в это же время находившаяся у о. Кефкен «Нерпа» заметила «Гамидие» и «Муавенет». Сразу атаковать не получилось, однако командир лодки решил двинуться за противником, рассчитывая атаковать его на обратном пути. Между тем, около 06.40 конвой обнаружила очередная пара наших эсминцев: «Пронзительный» (брейд-вымпел начальника 1-го дивизиона капитана 1 ранга князя В.В. Трубецкого) и «Быстрый», вышедшая в море 22 августа/4 сентября.

Обстоятельства последовавшего боя  в имеющихся у автора источниках описаны не вполне ясно. По одним описаниям, «Пронзительный» и «Быстрый» обратили «Гамидие» и «милеты» в бегство, по другим - «увели» их от конвоя. Так, или иначе, Трубецкой, пользуясь превосходством в скорости, удерживал противника  на расстоянии около 70 кабельтовых (от 12 000 до 14 000 м по немецким данным), «выключив» из боя 75-мм орудия турецких эсминцев и 120-мм батарею крейсера. В 06.45 «Непра», восстановившая контакт с противником, погрузилась и попыталась выйти в атаку. В 07.10 на «Гамидие» заметили перископ - крейсер повернул на нашу лодку и заставил её уклоняться от таранного удара, лишив возможности атаковать. «Потеряв» позицию, командир «Нерпы» попытался преследовать противника, но к 08.50 стало ясно, что атаковать крейсер не получится.

Срыв атаки «Нерпы» стал единственным успехом турок в этом деле. Огонь «Гамидие» был безрезультатным. Носовое орудие вышло из строя после 1-го выстрела, а кормовое - после 33-го. Таким образом, турецкие корабли оказались фактически безоружными. Впрочем, стрельба «Пронзительного» и «Быстрого» результата так же не имела, хотя наши корабли за время боя - продолжавшегося, по немецким данным, 2,5 часа - выпустили 412 снарядов («Пронзительный» - 280, «Быстрый» - 132). Очевидно, избранная Трубецким дистанция не давала возможности вести точный огонь. Тем не менее, «Гамидие» и эсминцы были вынуждены бросить конвой и спешить к вызванному на подмогу «Гебену», которые в 09.00 вышел из Босфора. Наши же эсминцы в 09.23 легли на обратный курс - к транспортам. Решение было более чем своевременным - от о. Кефкен до Босфора около 70 миль, и если бы погоня продолжалась чуть дольше, «Гебен» смог бы вмешаться в бой - но этого не случилось.

Около 09.50 брошенные суда - угольщики «Сейхун», «Эрезос» и «Иллирия» и буксир - заметили приближающуюся «Нерпу» и поспешили приткнуться к берегу. Подошедшие «Пронзительный» и «Быстрый» уничтожили транспорты. Первый - торпедами, выпустив 7 и добившись 3 попаданий, по одному на пароход. Второй - артиллерией (выпущено 26 снарядов), поскольку его торпеды - 5 штук - в цель не попали. Вместе с транспортами погибло 10 780 т угля.

Около 13.00 «Гамидие» и  эсминцы вернулись к месту боя - на этот раз вместе с «Гебеном». Наши эсминцы к этому времени уже направлялись в Севастополь, оставшаяся же у о. Кефкен «Нерпа» снова попыталась выйти в атаку «Гамидие» - и снова неудачно, турецкий крейсер заметил и обстрелял перископ, после чего ушёл. «Гебен» провёл ночь в море, а днём 24 августа/6 сентября, по пути в Босфор, заметил всплывшую «Нерпу» к северу от Кефкена. Прежде, чем лодка погрузилась, линейный крейсер успел дать с большого расстояния залп из пяти 280-мм орудий - без результата.

Бой 23 августа/5 сентября стал крупнейшим успехом нашего флота в описываемый период. Избранная Трубецким тактика не позволила добиться серьёзного материального успеха в бою с «Гамидие», но дала возможность лишить защиты - и уничтожить - транспорты. При этом решение вести бой на большой дистанции можно считать в целом оправданным - «хрупкие» эсминцы вблизи чужих крейсеров могли стать лёгкой добычей противника, при одном удачном попадании. Таким образом, Трубецкому удалось удачно сбалансировать риск и осторожность, добившись значительного итогового успеха. Действия его противника высокой оценки едва ли заслуживают - особенно пассивное поведение «Муавенета» и «Нумуне», которые не пытались сблизиться с нашими эсминцами, а держались у подбойного борта «Гамидие». Безусловно интересным представляется и общий оперативный замысел: отказавшись от потенциально опасной практики обстрела гавани, штаб флота наконец-то сумел нанести удар по вражескому конвою в море. Тот факт, что удар получился комбинированным, с участием эсминцев и подводной лодки, усиливает позитивную оценку. Каковую, однако, портит спорный результат применения нашими эсминцами торпед.

патриотическим курсом, Первая мировая, линкоры

Previous post Next post
Up