Немного Мэхэна от Эбергарда

Feb 10, 2022 08:32

План меняется.

В продолжение документальной темы - рапорт командующего Черноморским флотом адмирала А.А. Эбергарда на имя Начальника Штаба Верховного главнокомандующего генерала Н.Н. Янушкевича от 9 (22) мая 1915 г. В этом рапорте Эбергард предлагает отказаться от бомбардировок Босфора, организованных в связи с Дарданелльской операцией, в пользу операций в Угольном районе. С любопытной мотивацией. Смотрим.

Командующий Черноморским флотом. Часть оперативная. Мая 9 дня 1915 г. №640. Рейд Севастопольский.

Совершенно секретно. Начальнику Штаба Верховного Главнокомандующего.

В конце апреля обстановка на Черноморском театре значительно изменилась под влиянием двух факторов:

Уход 5 Кавказского корпуса, который не мог не стать известным в Турции, показал нашему противнику, что в ближайшее время нельзя опасаться десанта со стороны России.

Бой 27 апреля, наглядно доказавший полную исправность линейного крейсера "Гебен", прекрасное состояние его крупной артиллерии и наличие хода в 26 узлов, ещё более успокоил Турцию в отношении нашего десанта.

При этих условиях полагаю, что наши демонстрации и бомбардировки как у Босфора, так и в других местах побережья, имевшие прежде большое значение для наших союзников, временно потеряли его.

Представляя в тоже время значительный риск, как вследствие необходимости разделения наших сил при бомбардировке, так и вследствие возможности подорвать наши суда на минах, демонстрации эти надлежало бы временно прекратить, тем более, что необходимые для этих операций пароходы-тральщики затрудняют и осложняют движения флота как на ходу, так, особенно, во время боя.

Временем, остающимся до возможности снова угрожать десантом или до действительной высадки десанта, следует воспользоваться для возможного ослабления неприятельского флота.

Для этого, пользуясь угольным кризисов в Турции и разрушая угольные порта, а также действуя на сообщения Босфора с угольным районом, следует выманивать неприятельский флот на наши подводные лодки.

С этою целью я действую энергично и непрерывно в районе Килимли-Босфор и, как результат этого, уже теперь появились сведения о том, что Турция проектирует посылку в Зонгулдак 18 больших угольщиков под конвоем всего флота.

Это создаст выгодную для нашего флота обстановку боя, при которой линейный крейсер "Гебен" не может, пользуясь своею скоростью, выйти в желательный момент из боя.

Наметив этот план для действий флота в ближайшее время, прошу Ваше Высокопревосходительство представить о нём ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ Верховному Главнокомадующему.

Адмирал А. Эбергард

Начальник Штаба Вице-Адмирал Плансон

Флаг-Капитан Капитан I ранга Кетлинский

Для начала отметим известное "бюрократическое мастерство" Эбергарда. Решив отказаться от предложенной ему Ставкой задачи - демонстраций и бомбардировок у Босфора - командующий Черноморским флотом извещает начальство о фактическом изменении плана. Соответствующий рапорт был представлен уже после выхода флота 30 апреля (13 мая) - 5(18) мая 1915 г., целью которого уже было "прекратить подвоз угля в Константинополь и вызвать в море турецкий флот".

Далее обратим внимание на оценку Эбергардом обстановки. Заметим, что он, вообще говоря, ошибался в своих предположениях о германо-турецких настроениях. Угроза нашей атаки со стороны Босфора сказывалась на турецких операциях в Дарданеллах как минимум до лета 1915 г., когда очередная отправка войск из района Босфора на Галлиполи была задержана по "русской причине". Сушон же был удручён итогом боя 27 апреля/10 мая 1915 г., после которого активные операции "Гебена" в Чёрном море прервались более чем на год. Однако, мы можем предположить, что указанные соображения были не причиной, а поводом для изменения плана, каковой сам Эбергард, очевидно, считал более продуктивным.

Само же изменение плана было фундаментальным. На протяжении всего периода командования Эбергарда - как до 9(22) мая 1915 г., так и после - деятельность Черноморского флота почти целиком подчинялась идее Корбетта о контроле над коммуникациями. Сначала перед Эбергардом стояла задача обеспечить наше побережье от высадки десанта и одновременно мешать туркам снабжать и подкреплять 3-ю армию на Кавказском фронте. В дальнейшем Ставка ставила перед Эбергардом задачу собственно нарушения подвоза угля, потом - прикрытия наших войсковых перевозок на Кавказ. Ни в одном из этих случаев флот противника не был объектом воздействия. Поставленная 4/17 февраля 1915 г. задача действий у Босфора для поддержки союзников хоть и не была напрямую связана с защитой или атакой коммуникаций, тем не менее, не была прямо связана и с действиями против германо-турецкого флота.

Сам Эбергард на дело смотрел несколько иначе. Он, вообще говоря, и походы к Босфору рассматривал как способ вызвать турок на бой. В представленном же выше документе он высказал в явном виде идею об ослаблении неприятельского флота как цели ближайших действий флота. Это - мэхэнианская идея "об истинном объекте". Примечательно, что Эбергард при этом рассматривает сразу два варианта достижения цели: атаки подводных лодок и принуждение противника к невыгодному бою в присутствии транспортов.

Вообще, действия Черноморского флота под командованием Эбергарда в ноябре 1914 г. -- мае 1915 г. внешне очень похожи на действия Соединённого флота под командованием Того в феврале-марте 1904 г. Эбергард, кажется, старался хорошо ответить выученный урок, не упуская деталей. Включив в свой арсенал и безусловно успешные приёмы (активные минные постановки), и приёмы "переменной" эффективности (бомбардировки береговых объектов), и приёмы, оказавшиеся неудачными (атака брандеров). Стоит отметить и сходство подхода к управлению рисками у Эбергарда и Того: и тот, и другой демонстрировали высокое искусство баланса, сочетая активность флота с надёжным обеспечением от случайностей (в приведённом выше документе обратите внимание на пассаж про тральщики, которые Эбергард водил к Босфору).

Однако, при внешнем сходстве, эти действия всё же имели принципиальное отличие. Объектом Того во всех его атаках был наш флот. В действиях Эбергарда той же стройно целенаправленности - к сожалению, не было. Это не отменяет того факта, что Эбергарду удалось добиться многого, но заставляет сожалеть о том, что он не добился большего. Возможность, вообще говоря, была. Это доказывает отложенная - и, к сожалению, неполная - реализация высказанных Эбергардом идей. В конце 1915 г. - начале 1916 г. активные действия нашего флота в Угольном районе позволили "подставить" "Гебен" под атаки подводных лодок и принудить его к третьему бою с нашими линкорами.

Корбетт, Первая мировая, Мэхэн

Previous post Next post
Up