Leave a comment

gibloe_delo August 3 2021, 13:29:37 UTC
Спасибо! Про подводный аспект Ютланда, признаться, и не знал до этого.
Ну и я бы предположил, что на англичан (впрочем, на немцев тоже) очень сильное впечатление произвело потопление Абукира, Хога и Кресси. Видимо, одни хотели подобного всеми силами избежать, а другие - повторить.

Reply

naval_manual August 3 2021, 13:41:19 UTC
>Про подводный аспект Ютланда, признаться, и не знал до этого.

Да, это всегда мимоходом произносится. И это я оставил за скобками британские лодки.

>на англичан (впрочем, на немцев тоже) очень сильное впечатление произвело потопление Абукира, Хога и Кресси

Конечно, как и другие успехи лодок. Но, с одной стороны, причины этой катастрофы были ясны с самого начала - и их устранили. С другой - Джеллико соответствующие опасения высказывал и до этой истории.

>одни хотели подобного всеми силами избежать, а другие - повторить

Повторить обе стороны хотели, и британцы преуспели больше - их лодки, в отличие от немецких, в дредноуты попадали, не раз. Правда, не при Ютланде) Это, кстати, можно считать аргументом в пользу осторожности Джеллико.

Reply

kim_noir August 3 2021, 15:46:21 UTC
Ну вот французы с какого-то момента броненосцы в Адриатику водить перестали. Задолго до Ютланда. Потому как не надо ставить свои силы туда, где их будет удобно бить, а толку от них будет немного. Потерять "Жан Бар" было б весьма неудачным развитием событий.

Reply

naval_manual August 3 2021, 16:09:28 UTC
>Потому как не надо ставить свои силы туда, где их будет удобно бить, а толку от них будет немного.

Да, это бесспорно.

Reply

kim_noir August 3 2021, 19:59:45 UTC
И до кучи. Ну, вспоминая Гордона с его "человек, способный выиграть войну за один день".
То, что Джеллико опасался подводных лодок - прямо соответствует тому, что Шеер на них надеялся. То есть командующие _с обеих сторон_ полагали засаду ПЛ опасной для линейного флота, а вовсе не один только "great worrier" :-)

Reply

naval_manual August 3 2021, 20:26:29 UTC
Да, это так.
Но вот это и показывает настроение ума. Вот Джеллико осенью 1914-го думает: "если немец бежит - значит, заманивает меня на мины и подлодки". А мог бы думать так: "если немец побежит - я погоню его на наши мины и подлодки". И я не хочу сказать, что один ход мысли верен, а другой - нет. Но возможны оба.
И Шеер, да, мог бояться лодок - но, скорее, не боялся. Кроме того, в 1914-1915 гг. немцы при действиях против ГФ потеряли, сколько помню, четыре лодки - с нулевым результатом. О трёх случаях Джеллико знал. При этом Шеер пытается повторить, а Джеллико... ну, не похоже, что относится к лодкам спокойнее.

Reply

valdim_rogge August 4 2021, 09:27:33 UTC
Получается, что Шеер похрабрее Джеллико был. Как минимум, в вопросе подводной угрозы.

Reply

naval_manual August 4 2021, 13:20:01 UTC
Или беспечнее.

Reply

kim_noir August 4 2021, 09:39:51 UTC
Ну тут можно много вилами на воде писать. Например, что у Джеллико был опыт Гельголанда - когда попытка задействовать ПЛ в сочетании с большими горшками едва не привела к катастрофе. Ну или что Шееру было куда проще выманивать англичан в море чем наоборот - и, соотвественно, планировать засаду. Ну или что внезапное убегание англичан от немцев для заманивания было куда менее есественно чем наоборот. Или что для организации не выманивания, а загона на сови лодки требовался уровень координации не факт что вообще в ту пору надёжно достижимый. Или что Шеер и так был в слабейшем положении, и потерпеть поражение ему было "не так страшно".
Но всё это не мешает учитывать, что вера в "лодка опасна для линкора" не была уделом одного только Джеллико, а была более менее общей для командующих большими флотами. Независмо от того. мешала она им или воодушевляла.

Reply

naval_manual August 4 2021, 14:33:11 UTC
>вера в "лодка опасна для линкора" не была уделом одного только Джеллико, а была более менее общей для командующих большими флотами.

Это верно, да.

Reply


Leave a comment

Up