Боевой лонгрид.
В описаниях Ютланда действиям подводных лодок обычно уделяют мало внимания. Это вполне понятно. Тем не менее, стоит ещё раз отметить, что в немецком плане подводные лодки занимали особое место. Собственно, главная цель похода к Скагерраку состояла в том, чтобы подставить под удар подводных лодок линкоры Джеллико и линейные крейсера Битти. Кроме того, само по себе масштабное использование больших подводных лодок в совместной операции с линейным флотом было - с некоторыми оговорками - пионерским решением. В связи с этим полезным представляется посвятить немецким подводным лодкам отдельный текст.
Приведённое ниже описание составлено, главным образом, по вторичным источникам. Основные -
Таррант и
Стафф, с вкраплениями
Фроста и
Кэмпбелла. Поскольку основным источником является Таррант, время указано центральноевропейское (надеюсь, нигде не напутал). Схемы
отсюда. Ссылки я решил не расставлять, на вопросы по конкретным данным с удовольствием отвечу в комментариях. В целом фактология текста вторична, здесь нет новых открытий. Цель - сфокусировать внимание на подводных лодках и обсудить их действия, не отвлекаясь на грохот тяжёлой артиллерии.
План и развёртывание
Общая идея активного использования подводных лодок против линкоров Гранд-Флита была вынужденной. В конце апреля 1916 г. руководство Германии, под давлением США, решило отказаться - во второй раз - от попытки развернуть неограниченную подводную войну у берегов Великобритании. Это было ударом для командующего Флотом открытого моря, вице-адмирал Рейнхарда Шеера. Шеер был сторонником и инициатором безжалостной, тотальной борьбы с британской торговлей, поскольку, по его мнению, только это давало Германии шансы на победу в войне. Действия подводных лодок в соответствии с нормами призового права он считал неэффективными и опасными. Получив телеграмму Адмиралштаба о том, что этих норм всё же следует придерживаться, Шеер отозвал находившиеся на коммуникациях подводные лодки Флота открытого моря. Теперь им предстояло действовать в Северном море против боевых кораблей Королевского флота, став частью развёрнутого Шеером "линейного наступления".
План использования подводных лодок против Гранд-Флита был разработан при подготовке запланированного Шеером нам май обстрела Сандерленда. Собственно обстрел должны были выполнить линейные крейсера I разведывательной группы вице-адмирала Франца Хиппера. Главные силы Шеера должны были занять позицию в 50 милях к востоку от Фламборо-Хед, мыса в центральной части восточного побережья Англии - примерно в 100 милях к юго-востоку от Сандерленда.
Эта операция должна был стать самым смелым предприятием Флота открытого моря с начала войны. Выбранный для обстрела пункт находился всего в 100 милях к югу от Росайта - базы "Флота линейных крейсеров" вице-адмирала Дэвида Битти. Для сравнения - Ярмут и Ловестофта, атакованные 25 апреля 1916 г., находились в 300 милях от Росайта. В этом случае Битти физически не успевал перехватить противника. При атаке на Сандерленд ситуация была иной. При этом база главных сил Гранд-Флита - Скапа-Флоу - была в 250 милях от Сандерленда, то есть достаточно далеко для того, чтобы адмирал Джон Джеллико мог лично вмешаться в дело. Таким образом, схема новой операции давала Шееру шанс атаковать своими главными силами часть сил противника.
Общая, относительно простая схема использования подводных лодок - для минных постановок и "засад" у британских баз - возникла сразу. Однако, для её успеха Шееру нужна была уверенность в том, что Битти и Джеллико в день обстрела Сандерленда будт в своих базах. Иными словами, немецкий флот должен был появиться у Сандерленда внезапно, и при этом нужно было избежать случайного совпадения немецкой операции с выходом Гранд-Флита в море. Основания опасаться были: буквально через несколько дней после обстрела Ярмута и Ловестофта британский флот организовал атаку аэропланов на базу цеппелинов в Тондерне (недалеко от границы с Данией), при поддержке главных сил Гранд-Флита.
Шеер хотел обеспечить себя от случайностей воздушной разведкой - "цеппелинами". Начальник подводных лодок Флота открытого моря, капитан 2 ранга (фрегаттен-капитан) Герман Бауэр предложил использовать подводные лодки для предварительной разведки центральной части Северного моря. Шеер принял предложение Бауэера, и 13 мая план операции оформился окончательно. Он включал так:
- три минных заградителя должны были поставить по 22 мины каждый у Ферт-оф-Форт (Росайт), Мори-Ферт (Кромарти, база 2-й линейной эскадры) и к западу от Оркнейских островов (Скапа-Флоу);
- десять подводных лодок должны были в течение пяти дней, предшествующих операции, должны были вести разведку центральной части Северного моря: каждая лодка в секторе 120х20 миль, вытянутом с юго-востока на северо-запад;
- к утру Дня Д те же десять подводных лодок должны были быть развёрнуты у Ферт-оф-Форт (8 лодок) и Скапа-Флоу (2 лодки), при этом лодки должны были держаться в секторах протяжённость около 100 миль, командиры сами решали, стоит ли приближаться к берегу, или отойти подальше;
- одна подводная лодка должна была выполнить рекогносцировку у Сандерленда;
- две подводные лодки должны были занять позиции к северу от голландского о. Терсхеллинг, для прикрытия "южного" фланга флота;
- две малые подводные лодки должны были занять позиции у р. Хамбер, к югу от Фламборо-Хед;
- одна малая подводная лодка должна была выполнить диверсию в Ферт-оф-Форт.
Всего в операции долэны были принять участие 19 подводных лодок: 13 "больших", 3 "больших" минных заградителя; 3 "малых" подводных лодки. Днём Д было назначено 23 мая. Командирам подводных лодок было предписано соблюдать максимальную скрытность. Предполагалось, что непосредственно в начале операции Флота открытого моря все лодки получать соответствующий условный сигнал. Начальник подводных лодок должен был выйти вместе с флотом, на крейсере "Гамбург" из состава IV разведывательной группы, "приписанной" к линкорам Шеера. Кроме того, для связи так же использовался находившийся в устье Эмса старый крейсер "Аркона", и береговые радиостанции.
События 13-30 мая
Для минных постановок были назначены три подводных заградителя типа UEI - U72, U74 и U75. Первой, 13 мая, в море вышла U74 и, данным uboat.net, погибла 17 мая от взрыва собственных мин на подходах к Ферт-оф-Форт. Вышедшая в море 23 мая U72 с задачей так же не справилась: 26 мая, когда лодка была всего в 100 милях от Мори-Ферт, топливные цистерны дали течь. Поскольку это демаскировало лодку, в том числе при движении в подводном положении, её командир решил отказаться от выполнения задачи и вернуться в базу. Наконец, U75 вышла в море 24 мая и 29-го успешно выставила мины к западу от Оркнейских островов. Однако, из-за ошибки в определении места, заграждение было поставлено несколько севернее, на фарватере, которым пользовались крейсера и эсминцы, но не линейные корабли Гранд-Флита.
Развёртывание главных сил началось 16-17 мая - в море вышли U24, U32, U43, U44, U47, U51, U52, U63, U66, U70. Все они - за исключением U47 - осмотрели назначенные сектора в центральной части Северного моря, и к утру 23 мая заняли позиции у британских баз: U43 и U44 у Скапа-Флоу, остальные - у Росайта.
Назначенная для рекогносцировки Сандерленда U46 не смогла вовремя выйти в море из-за неисправности машин. Её работу пришлось выполнять U47. Осмотр Сандерленда прошёл успешно, лодка донесла о том, что известные фарватеры свободны от мин, и к 24 мая заняла позицию севернее Росайта.
Из двух лодок, назначенных для патрулирования у о. Терсхеллинг - U22 и U67 - в назначенный день, 22 мая, в море смогла выйти только U67. Впрочем, недостачу удалось восполнить: вместо U22 в тот же день на новую позицию вышла U46. Назначенные на позицию у р. Хамбер UB21 и UB22 вышли в море 21 мая и 23 мая прибыли к месту назначения.
Рисунок 1 - Схема развёртывания (кликабельно)
Диверсия у Ферт-оф-Форт не удалась. Получившая эту задачу UB27 ко входу в залив вечером 23 мая. Однако, из-за неполадок с двигателями, командир лодки направился в залив Св. Эндрю, к северу от входа в Ферт-оф-Форт. День 24 мая лодка провела на дне, за это время экипаж устранил неполадки. Вечером того же дня UB27 попыталась проникнуть в залив. Двигаясь на перископной глубине за торговым судном, лодка сумела пройти незамеченной линию дозора у о. Мэй, однако ранним утром 25 мая она намотала на винты противолодочное заграждение. Пришлось снова лечь на дно. В ночь с 25-го на 26-ое экипаж сумел освободить винты, однако один из них оказался повреждён, и командир UB27 принял решение возвращаться на базу.
Таким образом, на этапе развёртывания по техническим причинам одна лодка (U74) погибла, одна (U72) вынуждена была отказаться от выполнения задания, две (U46, U22) не смогли выйти по назначению. Наконец, UB27 так же испытывала технические проблемы и в итоге не выполнила задачу. Впрочем, технические проблемы помешали и главным силам. Дата обстрела Сандерленда - 23 мая - была выбрана с учётом ожидаемого срока завершения ремонта "Зейдлица", подорвавшегося на мине 24 апреля. Ремонт был закончен в срок, однако испытания отсеков на водонепроницаемость вечером 22 мая закончились неудачей. Шеер не хотел идти в море без "Зейдлица" и перенёс операцию на 29 мая.
Между тем, 24 мая находившаяся у о. Терсхеллинг U46 была дважды атакована британской E23. В первой атаке, в 13.15, британская лодка успела выпустить две торпеды и сделать выстрел из пушки прежде, чем U46 - счастливо уцелевшая - погрузилась. Во второй атаке - между 19.40 и 20.00 - E23 выпустила ещё две торпеды, опять мимо. U46 оставила позицию 30 мая, из-за неисправности перископа, и после её возвращения в базу с "Арконы" на "Остфрисланд" была отправлена следующая телеграмма:
«Аркона» «Остфрисланду», 20.02. Начальнику подводных лодок и командующему Флотом открытого моря. U46 шесть раз замечала вражеские подводные лодки в квадрате 150-гамма у маяка Терсхеллинга. В одном случае была обстреляна из пушек, и в другом была атакована торпедами. В дневное время в этом районе почти невозможно находиться на поверхности из-за подводной угрозы. Кроме того, в этом районе так же много дрейфующих мин. U46, после замены перископа, готова к операциям в южной части Северного моря. U22 готова к операциям. [Командир] 3-й полуфлотилии подводных лодок.
Таким образом, на "южном фланге подводного флота" немецкие подводные лодки столкнулись с противодействием противника. Возникли аналогичные проблемы и на севере. Ещё одна лодка - U66 - так же оставила назначенную позицию на северных подходах к Росайту "из-за чрезвычайно усилившихся противолодочных патрулей". Командир U66 решил занять позицию к востоку от Мери-Фёрт - решение, чуть позже оказавшееся относительно удачным. В тот же день U43, на подходах к Скапа-Флоу, безуспешно атаковала группу британских эсминцев. Торпеда была замечена находившимся неподалёку британским тральщиком - тем самым, британцы получили сигнал о немецких подводных лодках. Впрочем, британская служба радиоразведки зафиксировала факт выхода в море немецких подводных лодок 16 и 17 мая, а уже 18 мая Джеллико получил сообщение о том, что в Северном море действуют "исключительно крупные силы вражеские подводных лодок".
Поначалу британцы посчитали это началом крупной операции на коммуникациях. Тем не мене, эсминцы и лёгкие крейсера совершили несколько выходов в море для противолодочного поиска. Кроме того, загадочная история случилась 27 мая. В этот день четыре вооружённых траулера Петерхедского патруля (мыс на восточном берегу Шотландии) провели якобы успешный бой с немецкой подводной лодкой - долго время считалось, что так была потоплена U74. С кем в действительности встретились траулеры, не очень понятно, однако это в любом случае способствовало "противолодочной настороженности" Джеллико.
Словом, непредвиденная задержка с "Зейдлицом" привела к потере внезапности в действиях подводных лодок. Однако на этом проблемы не закончились. Хотя "Зейдлиц" и был отремонтирован 28 мая, выйти в этот день в море Шеер не решился: плохая погода мешала использовать "цеппелины", а их участие Шеер считал обязательным. Между тем, подводные лодки должны были оставить свои позиции у британских баз уже 1 июня.
В сложившейся ситуации нужно было либо отменять операцию вообще, либо принять паллиативное решение. Шеер выбрал второй вариант - теперь крейсера Хиппера предстояло совершить рейд в Скагеррак. Известия об этом должны были заставить британский флот выйти в море - под удар подводных лодок. Это было гораздо менее опасное решение - опять же, Битти и Джеллико не успели бы перехватить немцев, если бы находились в базах в тот момент, когда Хиппер появился бы у южных берегов Норвегии. Кроме того, в этом случае один фланг операции был "прикрыт" Ютландским полуостровом. По этому, новому, плану и решено было действовать. Таким вот затейливым образом крупнейшее сражение паровой броненосной эпохи стало результатом нежелания Шеера дать пропасть "подводному добру".
События 31 мая
Кодовый сигнал Шеера о начале операции - 31 Gg. 2490 - был передан в эфир в 16.40 30 мая. Однако, из десяти лодок, находившихся у британских баз, его получили только две - U32 и U66. Между тем, как показали дальнейшие события, эта информация могла быть критически важной.
Командир U32 - лодки, занимавшей центральный сектор у Ферт-оф-Форт - получив известие о начале операции, решил занять позицию относительно далеко от берега, в 80 милях к востоку от о. Мэй. Его резоны были просты: коль скоро британцы знают о присутствии вражеских подводных лодок, они попытаются выйти из базы в тёмное время суток. Этот расчёт оказался верным - хотя и случайно. Около 04.40 31 мая U32 заметила и безуспешно атаковала два британских лёгких крейсера. Во время атаки перископ лодки заклинило в поднятом положении, что выдало противнику позицию лодки. Тем не менее, U32 успела "нырнуть", избежав тарана "Фаэтона". Всплыв на перископную глубину в 05.10, U32 заметила пару линейных крейсеров, идущих юго-восточным курсом в сопровождении эсминцев - это была 2-я эскадра линейных крейсеров. Занять позицию для атаки U32 не могла, однако, как только противник скрылся из виду, всплыла и передала в эфир сообщение о контакте. Эта радиограмма - транзитом через "Аркону" - была принята на "Фридрих дер Гроссе", флагмане Шеера, в 06.50.
U66 первый британский корабль - броненосный крейсер типа "Дюк оф Эдинбург" - заметила около 06.00. Атака не удалась - прежде, чем лодка заняла позицию, противник отвернул и скрылся в тумане. Затем был замечен лёгкий крейсер типа "Бодицея" в сопровождении эсминцев. U66 начала готовиться к атаке на новую цель, когда из тумана появились сразу 8 линейных кораблей - это была 2-я линейная эскадра, вышедшая из Кромарти, Мори-Ферт. Немецкая лодка в третий раз попыталась выйти в атаку, и снова безуспешно - завеса эсминцев заставила её уйти на глубину. U66 так же донесла о встрече с линейными кораблями противника - эта радиограмма, так же через "Аркону", была получена на флагмане Шеера в 07.48. Однако в ней содержалась смутившая Шеера информация о том, что британские линкоры идут на север.
Подводная ловушка - ради которой Флот открытого моря отправился к Скагерраку - не сработала. Из десяти лодок только две увидели корабли противника, и только одна атаковала - лёгкие крейсера, не линкоры, и без успеха. Это во многом объяснялось изменением плана развёртывания: при движении в восточном направлении и Битти, и Джеллико пересекали только один сектор подводной завесы. При развёртывании на юг - как могло бы быть при обстреле Сандерленда - британцы шли бы вдоль немецкой грбёнки, шансы на встречу с подводными лодками при этом были бы много больше.
Перегруппировка
Несмотря на неудачу, Бауэр и Шеер не теряли надежды отыграться. В 20.45 начальник подводных лодок решил ввести в дело свежие силы: он приказал «выдвигаться в северном направлении» U67 (на позиции у Тершеллинга), U53 (на стоянке у Гельголанда) и находившемуся в устье Эмса U19, U22, U46, U64. Это распоряжение не дошло до U67 (лежавшей на грунте после британской атаки) и U53. Приказ Бауэра приняли только на "Арконе", в 21.10, и вскоре после 22.00 U19, U22, U46 и U64 вышли в море.
Между тем, вскоре после полуночи немецкий лёгкий крейсер «Эльбинг», уклоняясь от атаки британских эсминцев, получил тяжёлые повреждения при столкновении с дредноутом «Нассау». Шеер, обеспокоенный судьбой корабля, в 06.15 запросил Бауэра, можно ли послать подводные лодки для защиты «Эльбинга» (крейсер к тому времени уже затонул). К этому времени «Гамбург» лишился радиосвязи - антенна была сбита в бою с лёгкими крейсерами 2-й эскадры (запрос Шеера был передан с помощью прожектора). Поэтому Бауэр в 06.20 предложил Шееру самостоятельно приказать лодкам 3-й флотилии идти на помощь "Эльбингу". Соответствующий приказ был принят на "Арконе" в 06.54, однако, по утверждению Тарранта, лодки 3-й флотилии получили его только в 09.00, а до U46 он и вовсе не дошёл.
В 08.20 с "Гамбурга" на "Фридрих дер Гроссе" было отправлено предложение задержать лодки у британских баз ещё на один день, до 2 июня - если это возможно. Бауэр так же предлагал направить U24 и U32 на юг, к устью реки Тайн (Ньюкаслу). U24 и U32 приняли это сообщение, ретранслированное через "фридрих дер Гроссе" и береговые станции, и сменили позиции - совершенно зря. На U70 и U43 сообщение, по Тарранту, не получили, однако они оставалась на позиции до 2 июня, так же как U44, U47 и U52. Три другие лодки - U51, U63 и U66 - 1 июня снялись с позиций и отправились в базу.
Наконец, в 10.15 на флагмане Шеера приняли отправленное в 09.30 сообщение от главной станции радиоразведки в Ноймюнстере: в 08.15 поврежденный британский корабль в квадрате 027-бета (примерно 100 миль к северу от Терсхеллингга), курс запад-юго-запад. Это была почти точная информация о положении получившего торпедное попадание "Мальборо", направлявшегося в устье Хамбера. В 10.43 Шеер передал эту информацию командиру 3-й полуфлотилии, с приказанием выслать подводную лодку для атаки британского корабля.
Атаки 1 июня
Распоряжение Шеера относительно "Мальборо" запоздали, однако случай помог немцам. U46, не "слышавшая" приказ идти на поиски "Эльбинга", обнаружила британский линкор вскоре после того, как Шеер получил сообщение радиоразведки. "Мальборо" шёл зигзагом, со скоростью 10-12 узлов, в сопровождении лёгкого крейсера "Фирлесс". U46 выпустил торпеды с расстояния около 3 000 м. На "Мальборо" торпеды заметили в 11.52 - они прошли на расстоянии около 350 м от линкора. Командир U46 посчитал невозможным дальнейшее преследование, главным образом из-за волнения и ветра. Немецкая официальная история, в изложении Тарранта, списывает это на истощение сил после длительного и напряжённого патурля у Терсхеллинга.
Примерно за час до этого возможность потопить британский дредноут упустила U51, не получившая приказа Бауэра и возвращавшаяся на базу. Ей встретился другой британский линкор, накануне вышедший из строя - "Уорспайт". Он шёл на 19 узлах, зигзагом и - без эскорта. Командир U51 сумел подойти к цели намного ближе, чем командир U46 - около 10.35 U51 дала залп с дистанции около 600 м. Одна торпеда не вышла из аппарата, вторая - по рапорту немецкого командира - выскочила на поверхность, что и позволило "Уорспайту" уклониться от атаки. Интересно, что, по рапорту командира "Уорспайта", на линкоре не заметили перископ, и не предпринимали мер по уклонению от атаки - просто рядом с кораблём вдруг прошли две торпеды. Так, или иначе, эта атака тоже не удалась.
Командир "Уорспайта" сразу же увеличил скорость до 21-22 узлов и запросил эскорт. В 12.42 с линкора увидели первую пару спешащих на помощь эсминцев, и одновременно - перископ подводной лодки. Это была U63, так же возвращавшаяся домой. Она не успела занять позицию для атаки и с трудом уклонилась от таранного удара "Уорспайта". За сим последовало преследование со стороны британских эсминцев - такое же бесплодное, как и атаки немецких подводных лодок.
Рисунок 2 - События 1 июня (кликабельно)
Обсуждение
Прежде всего, стоит отметить, что Шеер и Бауэр приняли в принципе верное решение организовать взаимодействие линкоров и подводных лодок на оперативном, а не тактическом уровне. Попытка использовать лодки непосредственно на поле боя - чего опасался Джеллико - могла привести к непредсказуемым результатам. При этом небольшая скорость движения лодок в надводном положении сковала бы Флот открытого моря.
Общая схема операции, с засадами у баз противника, выглядела очевидной, и могла бы дать неплохие результаты. Кажущееся разумным решение Бауэра о проведении предварительной разведки центральной части Северного моря во многом предопределило неудачу затеи. Шеер попал в цейтнот и вынужден был изменить план всей операции, что, как мы видели, существенно уменьшило шансы подводных лодок на успех. Однако, само по себе это можно назвать скорее ожидаемым следствием попытки согласовать действия линейного флота, подводных лодок и "цепеллинов".
Сами события, вкратце описанные выше, являются хорошей иллюстрацией - можно сказать, энциклопедией - трудностей, мешающих действиям подводных лодок, особенно времён Первой мировой. Сложности со связью, проблемы с технической надёжностью, заивисимость от погоды и, наконец, уязвимость даже перед лицом лёгких сил - всё это сказалось на ходе и итоге операции. Собственно, именно эти сложности, противопоставленные высокой огневой мощи, и превращали подводные лодки в "оружие случая": они могли добиваться больших успехов, но результат был почти непредсказуем.
Этот тезис неплохо подкрепляется общим итогом операции: немецкие поводные лодки 5 раз видели британские линкоры или линейные крейсеры. При этом 4 встречи - 80%! - были результатом отклонения от плана, по тем или иным причинам. Только в двух случаях из пяти немецкие подводные лодки сумели атаковать цель, и обе атаки оказались безуспешными. Всего же, с учётом введённых в дело 1 июня, немцы использовали 23 подводные лодки. Даже если оставить за скобками 3 подводных минных заградителя, то получится, что 75% лодок действовали вхолостую.
К тем же выводам можно прийти, поместив эти события в более широкий контекст. Шеер организовал взаимодействие с подводными лодками и в апреле, во время набега на Ярмут и Ловестофт. Однако, тогда для поддержки операции были использованы только два больших минных заградителя - и малые лодки Фландрской флотилии. Действия заградителей окончились полной неудачей - оба вернулись в базу из-за поломок. Лодки Фландрской флотилии, со своей стороны, добились определённых успехов: им удалось повредить лёгкий крейсер и потопить подводную лодку, ценой потери одной своей. Однако использование той же Фландрской флотилии во время Ютландской операции оказалось вполне безрезультатным: из трёх малых заградителей, вышедших к британским базам, один вынужден был вернуться из-за поломки; а из восьми развёрнутых в Хуфдене (южный угол Северного моря) лодок ни одна не добилась успеха, и только одна (!) видела 8 эсминцев Гарвичских сил, прошедших прямо через "ловушку".
Стоит вспомнить и набег на Сандерленд 19 августа 1916 г. В этом случае Бауэр и Шеер попытались учесть уроки Ютланда. Начальник подводных лодок вышел в море не на лёгком крейсере, а на линкоре "Принцрегент Лутитпольд", имевшем лучшие средства связи. Собственно же подводные лодки теперь образовали две подвижные завесы в центральной части Северного моря, а не засады у баз. Это принесло определённый результат - удалось потопить два лёгких крейсера - однако его тоже можно назвать относительно скромным, тем более что один из крейсеров был потоплен уже при возвращении Гранд-Флита в базы.
Наконец, и во время Второй мировой попытки использовать подводные лодки при проведении крупных операций против вражеского флота давали существенный разброс результатов. Это мог быть очень крупный успех - как во время сражения в Филиппинском море - или почти полная неудача, как у немцев при захвате Норвегии. Иными словами, проблемы, с которыми столкнулись Шеер и Бауэр, не были "болезнями роста", это были неустранимые проблемы использования дизель-электрических подводных лодок против линейного флота.
Впрочем, нельзя не заметить, что незначительный материальный эффект компенсировался стратегическими и оперативными результатами. Джеллико был очень восприимчив к подводной угрозе. Этим тоже объяснялись неудачи немцев. Их подводные лодки сталкивались с активными противолодочными действиями противника, линкоры Гранд-Флита имели надёжную противолодочную охрану - если только не оказывались выбитыми из строя. Наконец, британский флот всегда использовал противолодочный зигзаг.
Всё это не давалось британцам бесплатно. Проблема обеспечения линейного флота достаточным количеством эсминцев и крейсеров встала в полный рост в 1917 г., когда потребовалось ввести систему конвоев. Движение зигзагом снижало оперативную подвижность флота, что сказалось в том числе и 31 мая 1916 г. Наконец, после событий августа 1916 г. Джеллико, как известно, и вовсе решил отказаться от походов в южную часть моря - за исключением особых случаев - и даже отказался от выхода в море в октябре 1916 г., подозревая, что линкоры Шеера он поймать не сможет, а вот торпеды с подводных лодок вполне.
В какой степени страхи Джеллико были оправданы, сказать сложно - хотя и можно утверждать, что они были преувеличены. Однако такая ошибка в оценке потенциала противника тоже является следствием специфики "оружия случая": кто-то склонен переоценить его потенциал, кто-то - недооценить. С одной стороны, немецкие подводные лодки при Ютланде были безвредны. "Ничего страшного" - вполне разумный вывод по итогам этих мучений. С другой - на поставленных U75 у Оркнейских островов минах 5 июня 1916 г. подорвался - и затонул - крейсер "Хэмпшир". На борту "Хэмпшира" погиб направлявшийся в Россию лорд Китченер. Таким образом, немецкие подводные лодки в Ютландской операции добились грандиозного успеха - только он был неожиданным и незапланированным.