Пропев оду британской морской мощи, Альфред Т. Мэхэн, похоже, оказал британцам медвежью услугу. После того, как географический детерминизм (в приверженности которому Мэхэна обвиняют, думается, не совсем справедливо) стал важным элементом теории морской силы, островное положение Британии рассматривалось - за пределами Британии - как безусловное
(
Read more... )
Comments 64
Reply
Да я не столько про спасал. Тут важнее другое. Во второй половине XIX в. французы - в теории - могли заморить британцев голодом, а британцы французов - нет. Это было асимметричное преимущество континентальной державы.
Образно говоря, была такая партия в шахматы, в которой французы ставили на кон месячную зарплату, а британцы - два уха и глаз. В такой ситуации понятно, от кого ждать попыток "красивой игры", а от кого - унылой обороны.
>останется американский флот
Вот у американцев ситуация действительно практически беспроигрышная. С другой стороны, именно в силу глобуса они долгое время не имели флота, соответствующего экономическим и промышленным возможностям.
Reply
Reply
Ох уж эта английская диаррея!) И овсянка им не впрок.
Delcasse had by the spring of 1893 decided on a plan to send an expedition to Fashoda on the White Nile. A first expedition was launched, but later called off. A second expedition, commanded by Captain Marchand, was authorised by the French cabinet in November 1895. A year later Great Britain decided to begin the reconquest of the Sudan and a large Anglo-Egyptian army, commanded by General Kitchner, started a slow progress towards the upper Nile. Signals of the future confrontation between France and Great Britain due to colonial rivalry were already evident. A few months before Marchand’s departure, in March 1895, Sir Edward Grey, then under-secretary at the Foreign Office, gave a public warning in the House of Commons that a French expedition to the Upper Nile would be considered an unfriendly act. Still, successive French governments took little account of the possible outcome of the Fashoda expedition.Глаза и уши, в итоге, уцелели. Но с честью вышло ( ... )
Reply
Что до пассажа "зря завидовали" - ответ нет, не зря. Противостояние державе выделяющей средства на спасение от национальной катастрофы - за счёт средств выделяемых лишь на предотвращение печального события при правильных действиях с обеих сторон возможно лишь при гораздо большем суммарном объёме средств на предотвращение всякого. Что, в общем, и было продемонстрировано дальнейшими событиями.
Reply
Но если первое, отчасти, верно в применении к французам, то со вторым - проблемы и с французами (на уровне оперативных планов), и с немцами. Идея Фурнье о создании угрозы высадки принята не была. При том, что такая угроза, в сочетании с концентрацией броненосцев на севере, легко могла привести к стягиванию британских броненосцев в Канал, туда, где орды миноносцев.... Но в Тулоне, оно, конечно, надёжнее, и вообще, там же итальянский флот грозит... непонятно, чем, правда. Но грозит.
>возможно лишь при гораздо большем суммарном объёме средств
"два наших крейсера на каждый их" - Вы мне на эту фразу в своё время указали) Взять ту же историю с "концом блокады". Для французов это "Ух ты, пляшем!", для британцев - "надо крепко думать и больше строить".
Reply
И да, это хороший способ - без зазора переходить с наличия средств на их применение и наоборот.
> Но в Тулоне, оно, конечно, надёжнее, и вообще, там же итальянский флот грозит... непонятно, чем, правда. Но грозит.
"Ассиметрия работает в обе стороны". Для французов Фашода - печальное событие, а проигрыш войны Тройственному союзу - национальная катастрофа. И ставку на средиземноморский флот как главный броненосный - делали ещё с Оба как минимум.
>"два наших крейсера на каждый их"
Ещё раз - при суммарном объёме средств. Да, хорошо когда противник должен отпускать по два мильона на крейсера на каждый наш соотвествующий мильон. Но когда тебе приходится параллельно отпускать ещё мильон на крепости на границе, и два мильона на пехтуру с пушками - то тут уже сложнее, не находите? Я уж не буду говорить что да, два к одному по крейсерам даст - допустим- паритет в озхотена транспорты-охоте на ( ... )
Reply
При ограниченных силах возможностей немного, но если не использовать те, что есть - будет Скапа-Флоу.
>Да, хорошо когда противник должен отпускать по два мильона на крейсера на каждый наш соотвествующий мильон. Но когда тебе приходится параллельно отпускать ещё мильон на крепости на границе, и два мильона на пехтуру с пушками - то тут уже сложнее, не находите?
Тут, конечно, сложнее - и надо считать. Хотя нежелание французского флота разыграть "русскую карту" в данном случае тоже, скажем так, показательно. Ну, когда мильон не твой, а друга - и враг на него ещё два мильона должен выделить.
>из известной статьи у меня как-то больше сложилось впечатление что не "крепко думать", а "положиться что старый трюк сработает и в новых условиях" на протяжении изрядного времени.
Ну, как же:
not that blockades are impossible but that the methods of blockade adopted must be modified in accordance with the experience gained
И так же:
Under the altered ( ... )
Reply
Reply
А её надо готовить заранее, а не в тот момент, когда британский флот лишился господства.
>А готовить одновременно и флот, способный разбить английски и армию с десантным флотом очень дорого.
Десантный флот тогда - отнюдь не "очень дорого", французы такой даже держали некоторое время, и доками амфибийного дела себя показали.
А что будет делать британский флот, если в Шербуре сидит 150 тыс. французских туристов, в Дюнкерке и Бресте черно от миноносцев, а пар "построил мост через Канал"?
Reply
Но да - посомтреть "что будет" было бы интересно. Лучше через портал в параллельную реальность.
Reply
Исчерпывающую характеристику Обу-экономисту дал Ропп)
Reply
Reply
Reply
//Зря. Мир настолько эволюционировал от паровой эпохи, что для понимания современности стоит учитывать весь эволюционный процесс. Больше базовых точек для компиляции.
такие центры европейской силы, как Париж или Вена, появились в качестве центров силы задолго до появления паровоза
//Реки они конечно вносят коррективы, но, вспомним герб Парижа и учтем, что главное в хорошей реке
то что на впадает в хорошее море, правда иногда это море контролируют неадекваты вынуждая смещать города в глубь континента. Но главное, что реки хорошо обеспечивают связь север-юг и обратно, но крайне отвратительно, без каналов, запад-восток.
Reply
Так я не против - сил/времени нет, с одной стороны. Чтение книг вселенского размаха (типа этой или этой) вызвало больше вопросов, чем дало ответов - с другой.
Reply
Leave a comment