Поправки умершего.
Летом с.г. мы обсуждали "
Бомбардировку" - знаменитый рагром американских аэродромов линкорами "Конго" и "Харуна". В том тексте я упоминал, что набег был частью воздушно-морской операции японского флота, организованной в первой половине второй декады октября 1942 г. для обеспечения доставки подкреплений на Гуадалкана. При этом я не уделил внимания участия в этой операции японских авианосцев, что можно считать частным случаем "ошибки выжившего". Попробую исправиться.
Непосредственное участие в тех боях приняли корабли 2-й дивизии авианосцев, "Хиё" и "Дзюнъё". Корабли своеобразные, перестроенные из лайнеров - но лайнеров, спроектированных с учётом возможности такой перестройки. Ландстром к числу недостатков этих кораблей относит относительно короткую полётную палубу (690 футов) и низкую скорость (25 узлов). Их часто называют "лёгкими" авианосцами, однако это были достаточно крупные (27 000 т) корабли, и при штатном размере авиагруппы в 48 самолётов (21 истребитель, 18 пикировщиков, 9 торпедоносцев) они были близки к "средним" "Хирю" и "Сорю" (54 самолёта), оставляя позади британские "броненосцы" первого поколения. Можно сказать, что "Хиё" и "Дзюнъё" занимали в мировой иерархии авианосцев то же место, что "Конго" и "Харуна" - в мировом линкорном рейтинге. Не первый класс, конечно, но бойцы.
Впрочем, в "оперативной иерархии" в этой истории "Хиё" и "Дзюнъё" ровней линкорам не были. Поначалу они держались поодаль от событий - японцы, очевидно, побаивались рисковать этими кораблями. Утром после "Бомбардировки", 14 октября, они обеспечивали прикрытие отходивших "Конго" и "Харуна", заняв позицию в 200 милях к северу от м. Лунга. На следующий день их истребители выполнили 36 вылетов на прикрытие транспортов, разгружавшихся у Гуадалканала - без особых потерь, без многочисленных побед и с сомнительным результатом. Словом, участие 2-й дивизии авианосцев в операции было практически незаметным, однако ей предстояло взять последний - минорный - аккорд в японской пьесе.
Вечером 16 октября командующий 2-м флотом, вице-адмирал Кондо Нобутакэ, испросил у командующего Соединённым флотом, адмирала Ямамото Исороку, разрешение на использование авианосцев для наступления. Кондо хотел нанести воздушный удар по американским транспортам, которые, как он считал, разгружались у Лунга. Разрешение было получено, "Хиё" и "Дзюнъё" отправились к цели.
Ранним утром 17 октября, в 05.15, 2-я дивизия авианосцев сформировала ударную группу из 36 самолётов: 18 истребителей и 18 торпедоносцев. Последние были вооружены не торпедами, а 800-кг бомбами (почему, автор не знает). Паи "Хиё" и "Дзюнъё" были равны. Один из торпедносцев "Дзунъё" вернулся с полпути из-за технических проблем.
Американская радиразведка, сильно сдавшая после Мидуэя, на этот раз показала себя неплохо. В 01.10, т.е. за 4 часа до подъёма японской ударной группы, генерал Вандергрифт на Гуадалканал получил сообщение о том, что японцы готовятся выполнить атаку силами 36 самолётов - 18 истребителей и 18 бомбардировщиков. Любопытно, что факт присутствия в районе боёв 2-й дивизии авианосцев радиоразведка не установила: американцы считали, что "Хиё" и "Дзюнъё" находятся у Трука, а удар будет выполнен базовой авиацией. Прекрасная, на мой взгляд, иллюстрация "кусочности" разведывательной информации. Так, или иначе, Вандергрифт смог своевременно поднять в воздух 25 истребителей.
Японцы вышли к цели после 7 утра. Обнаружить транспорты не удалось - потому, что их у Лунга не было. Атаковать пришлось пару американских эсминцев - "Аарон Уорд" и "Ларднер" - обстреливавших позиции японцев на берегу. Первыми, в 07.27, по цели отбомбились 9 торпедоносцев "Хиё" - не встретившие американские истребители. Попаданий не было, зато зенитчики "Аарона Уорда" 1 торпедоносец сбили, 1 - повредили, и он позже разбился при вынужденной посадке на аэродром Буин.
Восьмёрка торпедоносцев "Дзюнъё" вышла в атаку в 07.32, выбрав целью "Ларднер". Этим японцам повезло намного меньше: восемь истребителей эскадрильи VMF-121 перехватили их ещё на подходе. До атаки были сбиты 3 торпедоносца, ещё 2 получили тяжёлые повреждения и так же разбились на Буине. До "Ларднера" добрали всего 3 "кейта". Их бомбы в цель так же не попали, а после атаки все они были сбиты теми же самолётами VMF-121. В последовавшей схватке истребителей обе стороны потеряли ещё по одному самолёту.
В 10.25 японские самолёты вернулись к своим авианосцам. Из 17 добравшихся до цели торпедоносцев вернуться смогли только 7, и среди вернувшихся не было ни одного из авиагруппы "Дзюнъё". Энтони Тулли
называет боевой дебют 2-й дивизии авианосцев полным провалом. И с ним трудно спорить.
История хоть и "мелкая", но, на мой взгляд, чрезвычайно богатая иллюстративным материалом. Для начала отметим всю ту же восхитительную "дурость" воздушно-морской войны. Японцы не просто лишились торпедоносной эскадрильи авианосца - они лишились её в атаке на цель, которой не было. Конечно, японцы не то чтобы совсем не попали - но они не попали в шарик.
Описанные события в очередной раз показывают и проблемы с организацией истребительного прикрытия морских целей в 1942 г. Несмотря на наличие "раннего предупреждения", американцы не сумели перехватить группу "Хиё", ни до атаки, ни после, и не смогли полностью сорвать атаку группы "Дзюнъё". При этом они ввели в бой 8 истребителей - из 25, по-видимому, находившихся в воздухе (по этому вопросу уверенности у автора нет). С другой стороны, японские истребители так же не сумели помешать американцам "вырезать" эскадрилью "Дзюнъё". И то, и другое можно назвать отчасти типичным. И именно потому, что истребители боевого воздушного патруля зачастую не могли сорвать атаку вражеских самолётов, но часто наносили противнику тяжёлые потери, авианосные бои в 1942 г. вели к взаимному истощению сторон.
Позволяет ли сказанное считать оправданной осторожность японцев в использовании 2-й дивизии авианосцев? На первый взгляд - да. На взгляд второй - есть сомнения. Использование "Хиё" и "Дзюнъё" для обеспечения истребительного прикрытия 14 и 15 октября не могло принести и не принесло существенных результатов. В то же время агрессивная тактика, атака непосредственно Гендерсон-Филд могла позволить навязать противнику воздушные бои над его же аэродромом, что снижало вероятность атаки на авианосцы - и, одновременно, могло дать возможность закрепить успех "Конго" и "Харуна", превратить частную удачу (конвой всё же дошёл) в успех полный (конвой разгрузился полностью, без потерь). В любом случае, здесь мы снова видим важное: авианосцы не помогли японцам ни завоевать господство в воздузе, ни справиться с "аэрофобией", сковывавшей все их действия в операции.
Впрочем, вернёмся к собственно атаке авианосцев. Ричард Франк в рассказе об этом эпизоде отмечает, что "Дзюнъё" лишился своей торпедоносной эскадрильи буквально за несколько дней до решительной авианосной баталии, боя у Санта-Крус. Потеря была тем более существенной, что у японцев торпедоносцы по факту оказались самым эффективным ударным средством, пикировщики страдали от слабости вооружения (не более чем 250-кг бомба). Впрочем, драматизм этой ситуации был скрашен пожаром: 21 октября на "Хиё" что-то загорелось, корабль пришлось отправить на ремонт, в бою у Санта-Крус он не участвовал, а перед уходом передал "Дзюнъё" 3 истребителя, 1 пикировщик и 5 торпедоносцев. Тем не менее, как таковой, факт иллюстрирует ещё один важный тезис (который, впрочем, куда как лучше иллюстрировать на примере сражения за Лейте): универсальность авианосцев, которая считается их достоинством, одновременно снижала их капитальную ценность. Да, палубную авиацию можно использовать для решения различных задач по поддержанию, реализации или оспариванию господства на море. Однако, когда дело дойдёт до борьбы за завоевание этого господства, в самый важный день и час, авианосец может быть ослаблен предыдущей работой в должности "прислуги за всё" - или вовсе оказаться не там, где нужно. И такие случаи военно-морской медицине известны.
В операции 11-17 октября авианосцы "Хиё" и "Дзюнъё" оказались довеском. Конечно, тот факт, что два стареньких японских линкора оказались главными звёздами этой операции, и добились успеха в борьбе с американской авиацией, в то время как авианосцы не преуспели, следует считать курьёзом. Но лучше - сказкой. Той самой, в которой и намёк, и урок.