1. Grindadrap: бессмысленная жестокость европейских аборигенов2. Карта недели: пашни Земли3. Карта дня: аэрозольное загрязнение Земли4. Антропогенное потепление климата меняет не только экосистемы суши, но и морского дна
. В частности, в Арктике бентосные сообщества арктической зоны быстро отступают к северу, сменяясь субантарктическими, что существенно подрывает кормовую базу моржа. Негативные изменения выявлены и в Антарктике (помимо
сокращения количества криля и следующего отсюда падения численности пингвинов рода Pygoscelis). Исследование
Craig R. Smith et al. (2011) показывает резкий рост численности крупных красных «крабов» (систематически они ближе к ракам-отшельникам и родственны нашему камчатскому «крабу»)
Neolithodes yaldwini,
н/сем. Lithodoideaa, открытых только 5 лет назад. Рост численности этого вида в составе бентоса происходит именно там, где шельфовые воды достаточно прогрелись, и по мере повышения температуры воды (идущем со скорость около 0,10С в десятилетие) распространяется на новые районы.
Так, во впадине Палмера (район
моря Уэдделла, 120 км от границы континентального шельфа) вода уже достаточно тёплая - 1,40С, и там на участке подводная камера учла ~ 40 крабов на участке чуть больше 2 км на глубине <850 м. Если экстраполировать, вся впадина (14 х 8 км) населена уже 1,5 млн. крабами, каждый из которых настоящее экосистемное бедствие, ибо не только выедает червей и других обитателей толщи грунта, но и полностью перерывает его, разрушая специфическую структуру последнего. Это плотность районов коммерческого крабового промысла, вроде Алеутских островов или о.Южная Георгия в Субантарктике.
Крабы вырывают ямы до 20 см. глубиной, чем фактически ликвидируют «жизненное пространство» своих жертв, а не просто съедают их, что гораздо хуже. [Сходным образом действовал
наш дождевой червь в Северной Америке: исходно таких червей в местных лесах не было, опад перерабатывался медленно, в основном двупарноногими многоножками (из мезофауны; а также грибами и микроорганизмами). Кивсяков было много видов и разных, тогда как в Европе в той же нише абсолютно доминируют суперпотребители опада - дождевые черви-люмбрициды. Поэтому опад в коренных лесах С.Америки имел сложную ярусно-ячеистую структуру при большой толщине, а завозившиеся наши червяки всё это ликвидировали: на счастье аборигенной фауны, они не очень распространялись с сельхозугодий в коренные леса и другие коренные биомы.
Кроме того, интродуцированные дождевые черви, поедая опад, сокращают запас углерода, чем ухудшают способность экосистем данной территории выводить углерод из круговорота = противодействовать парниковому эффекту, и добавляют в атмосферу много дополнительных парниковых газов.].
По мере прогревания шельфовых вод красный антарктический краб будет расселяться на меньшую глубину - 400-600 м.: в популяции много беременных самок, так что воспроизведение идёт полным ходом.