Мужчины и женщины: куда движемся

Mar 19, 2009 12:15

Чрезвычайно ценная вещь - контринтуитивный факт. Он несет в себе указание на потенциальную дыру (изъян) в наших представлениях о взаимосвязи и механике событий. В такие дыры заглядывать полезно. Вдумчивый наблюдатель обрадуется такому факту, ибо тот приоткрывает ему возможность узнать о действительности больше, чем ему известно.

О психологических различиях между мужчиной и женщиной известно многое. Для этого даже не нужно знакомиться с научной литературой. Представляется довольно очевидным и характер изменений некоторых мужских и женских личностных черт в ходе эволюции современного общества. Которое все сильнее отдаляется от древних социумов, где эти особенности были сформированы.
В современных т.н. развитых обществах женщины наравне с мужчинами претендуют на общий рынок труда, их социальная роль перестала быть связана исключительно с домашним хозяйством и заботой о детях. В свою очередь, рост благосостояния и сферы услуг все меньше требует от мужчин качеств первобытного охотника и воина. Логика прогресса, таким образом, предполагает постепенное сближение женского и мужского психотипов по мере размывания границ социальных ролей.

Как раз в этом месте происходит испытание интуиции. С начала 2000-х годов стали накапливаться данные, порождающие сомнения в стройности таких построений. Психологи изучали личностные особенности мужчин и женщин, характерные для разных регионов мира, и получали противоположную картину: чем дальше то или иное общество продвинулось в уравнивании гендерных ролей, прав и возможностей, тем более выраженной в нем оказывалась психологическая разница между полами. Иными словами, уходящий на заработки муж и жена-домохозяйка из страны архаичной культуры, где сохраняется социальное неравенство женщин и мужчин, по индивидуальным психологическим характеристикам оказываются друг к другу ближе, нежели супруги, проживающие, скажем, во Франции или Дании.

Широкомасштабное исследование, опубликованное в 2008 году известным психологом Дэвидом Шмиттом (David P. Schmitt) с соавторами, подтверждает и усиливает указанную зависимость. Анализ проводился в 55 странах, охватывающих все континенты и базовое разнообразие культур, на основе принятой среди специалистов т.н. пятифакторной модели личностных черт (Big Five Inventory). Вывод авторов однозначен: в более благополучных и социально развитых странах, где гендерные барьеры и стереотипы минимальны, психологические профили мужчин и женщин различаются между собой сильнее, чем где-либо.

Такой результат представляется парадоксальным. В традиционных, экономически отсталых обществах распределение социальных ролей закреплено наиболее жестко. Требования, предъявляемые ролями мужчины и женщины, весьма различны. Тем не менее, это обстоятельство приводит к наибольшему психологическому сходству между ними.

Авторы отмечают, что разрыв между полами по мере продвижения к современной модели общества растет засчет отклонения мужского психотипа. [Примечательно, что диморфизм по показателям роста и систолическому (верхнему) кровяному давлению также более выражен в развитых странах]. Это согласуется с известной в биологии закономерностью - наибольшая изменчивость наблюдается у самцов. Мужчины традиционных культур, где распространено гендерное неравенство, в целом более осмотрительны, беспокойны, менее напористы и уверены в себе по сравнению с мужчинами развитых стран, где женщины свободно претендуют на те же роли и рабочие места. Проще говоря, мужчины традиционных, архаичных культур оказываются наиболее приближены к «женскому» психотипу.

Объяснение столь неожиданных результатов д-р Шмитт предлагает искать в характере социальных стрессов, сопровождающих жизнь людей в этих странах. По его мнению, разнообразные правила и ограничения, иерархические отношения, фиксированные социальные роли служат препятствием для полноценного развития личностных черт, доставшихся современным людям от первобытных предков. По мере снятия такого рода барьеров и стрессов естественные индивидуальные особенности получают возможность проявиться. Мужчин, как более вариативную половину популяции, это затрагивает в наибольшей степени. Таким образом, выходит, что современные западные культуры психологически оказываются ближе к древним обществам охотников-собирателей, нежели иерархические традиционные.

Итог данных исследований можно сформулировать следующим образом: социальное освобождение женщин привело к психологическому освобождению мужчин. Столь контринтуитивный вывод заставляет задуматься, насколько глубоко мы представляем то, как на нас воздействует цивилизация.

* * *
"Why Can't A Man Be More Like A Woman? Sex Differences in Big Five Personality Traits Across 55 Cultures" -- Jounral of Personal and Social Psychology, 2008
As Barriers Disappear, Some Gender Gaps Widen - NY Times, Sept. 2008

см. также:
http://nature-wonder.livejournal.com/141509.html

human, evolution, антропология

Previous post Next post
Up