Тыква на Рош Ха-Шана

Sep 09, 2014 02:24



Недавно мы путешествовали по Западному Шомрону, по речкам Зарка и Твахин (полный текст здесь:  http://aviezer.livejournal.com/19915.html ). Несмотря на то, что сейчас конец лета и все давно высохло, там,  в ущельях речек,  была сочная зеленая растительность, в основном из тыквенных растений, которые местные арабы выращивают с помощью поливки из многочисленных родников. Иногда даже не совсем понятно, посажены эти овощи или сами случайно выросли на влажном месте и пустили свои стебли во все стороны, заполняя ложе ручья зеленым ковром. Немного выше по течению мы зашли на арабские плантации, чтобы перебраться на другую сторону вади, и оказались в джунглях.



Сначала было такое ощущение, что мы попали в посадки винограда. Такие же террасы на склонах гор, такие же подпорки, которые формируют из стеблей и листьев растения крышу и стены, целые тоннели, не к ночи будь помянуты, лучше назовем их аллеями. И в этих зарослях прямо над головой висели, как груши, молоденькие крепенькие овощи. Их было очень-очень много, а у входа на плантацию стояли полные ведра этого продукта, собранные арабами на продажу.



Что это за овощ? Внешне он очень похож на кабачок, такого же светло-зеленого цвета, немного другой формы, по виду напоминающей бутылку.
Арабы называют этот овощ «кара». Но у него есть еще много других названий - зеленая тыква, тыква балади, иерусалимский кабачок, бутылочная тыква…



Все это я узнала уже дома, когда стала искать материалы об этом растении.

Приближается праздник Рош Ха-Шана, еврейский Новый год. Во многих семьях праздничный ужин будет включать особую церемонию, «седер Рош Ха-Шана», такую как седер Песах или седер Ту Би-Шват. Слово «седер» означает «порядок» и подразумевает порядок молитв, порядок благословлений.
Седер Рош Ха-Шана - довольно старый обычай, ведущий начало еще со времени Мишны и Талмуда. Он включает поедание во время праздничной трапезы символических видов пищи и произнесение молитв. Эта трапеза - первая в новом году, и поэтому она приобретает особое значение в иудаизме.
Виды пищи, которые участвуют в церемонии, носят название «симаним» (знаки), «брахот» (благословения) или «Йехи рацон» - по первым словам благословений.
Большинство благословений включают слова, созвучные названию видов пищи, над которыми они произносятся. Так, например, просьба о том, чтобы удалились враги наши «исталку ойвейну» (лехисталек - убираться, удаляться) по звукам похожа на слова свекла - «селек» в современном языке или «силка» на-арамейском.
Другая группа благословений обыгрывает внешний вид пищи или ее смысл. Например, поскольку в гранате есть много-много зерен, мы просим, чтобы наши права умножились как зерна граната.
Обычай седера, описанный в Талмуде,  включал поедание следующих видов пищи:  «кара», «рубия», «карати», «тамар». Этот список пополнялся другими видами в более поздние времена.
Из всех перечисленных видов легко поддается определению только тамар, финик. Все остальные виды растений выбирались и готовились разными способами у разных общин Израиля.
Например, какой овощ вы или ваши знакомые используют для благословения «кара»? Тыкву? А знаете, сколько видов тыквы существует в мире? И каждая община использует привычный им овощ, сохраняя семейную традицию. Многие представители восточных общин, выходцы из Северной Африки, используют на Рош Ха-Шана именно эту зеленую тыкву, которую мы встретили в Вади Зарка и которая появляется на израильских рынках перед осенними праздниками.
קרעה - это арабское название любого вида тыквы, а не только «нашей». Интересно, что на арамейском языке овощ называется קרא.
В благословении на Рош Ха-Шана обыгрывается слово קרע- разрывать, в том числе и разрывать договор, отменять приговор. Мы желаем, чтобы в этом году все плохое было отменено, и символически съедаем кусочек этого овоща:
יהִי רָצֹון מִלְפָנֶיךָ ה' אֱלֹהֵינּו וְאלֹהֵי אֲבֹותֵינּו שְּתִקְרַע רֹע גְזר דִינֵנּו, ויקָרְאּו לְפָנֶיךָ מַעֲשֵינּו הַטֹובִים.
Но вернемся к теме тыквы. Это семейство  травянистых растений с латинским названием cucurbita включает более 20 видов растений, дикорастущих и культурных, однолетних и многолетних. Наиболее известные нам виды - это  гигантская тыква, долорит, кабачок (это тоже подвид тыквы).
А вот та тыквочка, которая встретилась нам во время путешествия по Шомронским горам называется lagenaria vulgaris. Она прибыла в наши края из Африки, как и многие евреи, а туда  попала из Индии. Это однолетняя ползучая лиана, её молодые нежные плоды едят в сыром виде, в салатах, и в приготовленном виде, а также используют для фарширования. Когда бутылочная тыква высыхает, ее кожура становится твердой, как дерево. В Африке  из нее делали всевозможные поделки, посуду, музыкальные инструменты. В Древнем Китае лагенарию выращивали в садах китайских императоров для изготовления богато украшенных чаш, которые подавали на званых обедах и дарили знатным особам. Ее также называют посудной тыквой, потому что она может принимать самую разную форму - кувшина с узким горлом, бутылки, шара… Посуда из лагенарии получается легкая, прочная и красивая. Ее приятно держать в руках, а горячая пища в ней не обжигает пальцы. Чаши из лагенарии (калебасы) используют для питья матэ - парагвайского чая.
В наших краях ее все же, в основном,  используют в пишу в период осенних праздников. Кто-нибудь из вас ее пробовал? Поделитесь впечатлениями.

6

еврейская традиция, культурные растения, Шомрон

Previous post Next post
Up