Уважаемые читатели, я начинаю серию ЖЖ-публикаций по проблематике "Исследование девиаций современной социальной среды в образовательном пространстве (Из опыта Работы ГОУ СОШ № 587 Западного административного округа города Москвы)"
Многомерные и динамичные процессы в политической, экономической, социальной, технологической и культурной сферах, которыми характеризуется современная жизнь, неизбежно связаны с необходимостью постоянного мониторинга качества и содержания процессов, протекающих в различных социальных институтах. Образование является тем социальным институтом, который аккумулирует в себе весь спектр современных актуальных проблем, к нему апеллирует наибольшее число социальных групп, к нему сегодня предъявляются самые объемные требования со стороны государства, общества, личности.
Образование как исторически определенный элемент социализации включает в себя как обучение, так и воспитание в его целенаправленных и социально организованных проявлениях. Социализация - процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей своего общества, обучение - одна из форм социализации - относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием целенаправленного общественного воздействия. Образование выступает одной из институциализированных, социально организованных форм социализации - процессом и результатом усвоения тех социальных норм и культурных ценностей, с помощью которых индивид приобретает и реализует модели поведения, необходимые для эффективного участия в жизни общества.
Одним из важнейших условий эффективности работы образовательного учреждения является привлечение родителей, разделяющих указанные ценности и цели и построение взаимодействия с семьями учащихся школы на основе сотрудничества и партнерства. В школе, как в любом другом социальном институте, люди собираются вместе, чтобы делать то, что порознь делать нерационально, целенаправленно выбирая средства достижения необходимого результата. Благодаря управлению совместная деятельность становится не стихийной и хаотичной, а целенаправленной и организованной.
Динамичный процесс развития рыночной ориентации, которая распространяется на все сферы социального бытия, заставляет обратить особое внимание на принципы и условия формирования партнерских отношений и в области образования. Более пятнадцати лет в сознание российского общества внедряется понимание того, что образование - это вид услуги, особого рода интеллектуальный товар. Экономические формы существования современного образования в полной мере соответствуют данным представлениям, однако восприятие школы со стороны реальных потребителей образовательных услуг во многом остается традиционным. Национальные и региональные программы и проекты в области образования все больше внимания уделяют решению этой сложной проблемы. Так, в Целевой программе развития образования «Столичное образование - 5» на 2009-2011 годы в г. Москве принципы социального партнерства заложены в качестве основы для развития системы столичного образования в современных условиях. В процесс формирования региональной политики в области образования, формулировки гражданского заказа на образовательные услуги, в процесс совершенствования управления современной школой включились и родительская общественность, и другие гражданские институты
[1].
[1] Городская целевая программа развития образования «Столичное образование - 5» на 2009-2011 годы, Москва, 2008, с.3