Поездка в Чечню. Ингушетия. Мемориальный комплекс жертвам репрессий.

Aug 22, 2018 14:58

Дорога в Чечню из Пятигорска лежала через Кабардино-Балкарию, Северную Осетию-Аланию и Ингушетию. По времени - в районе 5 часов.
Я очень хотела съездить в Чечню, полюбоваться на красивый отстроенный заново практически с нуля Грозный. Экскурсии в Грозный  из городов КавМинВод проводятся уже достаточно давно - с 2013 года, поэтому маршрут этот уже обкатанный от и до.
Спецом выехали на автобусе с гидом, а не самостоятельно на машине. И не прогадали. Потому что все пять часов до Грозного гид  пятигорчанка Светлана нам что-то рассказывала о нравах и обычаях народов Северного Кавказа, по землям которых мы проезжали.
В автобусе было прохладно, комфортно, за окном стояла жара и в окна било яркое солнце. Как  ни старалась я с собой бороться, но все равно половину времени продрыхла с открытым ртом, откинув  нижнюю челюсть на грудь.
Поэтому, не все, что я помню было на самом деле, возможно, что-то мне приснилось.)
Например, Кабардино-Балкария славится своими яблоневыми садами, которые покрывают потребности страны в яблоках примерно на 1/3.
Но это мне не приснилось, потому что я эти сады видела в инете. И они впечатляют - бесконечные яблони, ровными рядами устремляющиеся к горизонту, накрытые сеткой и оборудованные системой капельного полива.
Поскольку мы проехали порядка 5 кавказских мини-республик, а гид Светлана нам все время что-то рассказывала, то у меня в голове все смешалось в общую кучу - кони, люди, чеченцы, осетины, кабардинцы и т.д....
Например, несмотря на тесное соседство, у малых народов Северного Кавказа все равно много отличий в оформлении домов, в быте, в культуре и т.д.
Пыталась было найти в инете, в традициях какого народа было принято ставить высоченные ворота под крышей (что бы проходила тележка со стогом сена) и рядом малюсенькую калитку  (что бы не забывать кланяться, когда входишь в дом) - так и не нашла, а когда проезжали все эти селения, решила, что быстро найду в инете и не стала фотографировать.
И тем не менее - практически все дома этого селения были оформлены такими воротами и калитками.
В другом селении дома были практически без выходящих на улицу окон. В третьем , наоборот, - куча-мала мелких окон. В традициях этого народа было принято заявлять о достатке рода именно количеством окон.
Еще не помню где, но проезжали селения, где у больше чем половины всех домов были распахнуты калитки и ворота - это означало, что хозяева дома готовы  принять как дорогого гостя любого путника. Тоже очень необычно. Потому что Кавказ в принципе гостеприимен, мне кажется, во всех нациях присутствует культ гостеприимства - но ворота и калитки были открыты настежь только у этой нации (память отшибло у какой)).

О месте женщины в обществе и семье - отдельная тема. Но ни для кого не является секретом, что женщина на Кавказе находится на вторых ролях и все вопросы решает мужчина.
Интересно проходят свадьбы. У чеченцев (могу ошибаться) - невеста является украшением свадьбы и скромно, потупив глаза, присутствует на празднике, который может длиться неделю, а вот жениху присутствовать на собственной свадьбе позорно,  и он скрывается как может.
К тому же девушка, которая выходит замуж и переходит в новую семью, практически разрывает родственные связи с родительской семьей. Считается недопустимым знакомство мужа с ее матерью, семьи не роднятся и не общаются друг с другом.

Гид Светлана рассказала, как ужаснулась ее приятельница Фатима, когда они были свидетельницей сцены, как русская женщина из-за чего-то разгневалась в очереди, да приказным тоном увела мужа, не спрося его решения. "Как так можно вести с мужем, он же должен быть главным в семье!!" - поразилась чеченская женщина, которая работала чуть ли не на трех работах, отдавая все заработанные деньги неработающему мужу, которыми он лично распоряжался как хотел.

Так же женщины не вправе звонить мужьям в то время, которое они проводят в мужской компании, поскольку они кладут свои телефоны на центр стола и застолье тогда оплачивает тот муж, чья жена вдруг позвонит ему на телефон. То есть это и позор для мужчины ( свободное время которого контролирует жена)  и удар по кошельку.

Вот под такие байки, рассказы и проплывающие мимо пейзажи и кавказские селения , мы прибыли в Назрань, в Ингушетию, на экскурсию в "Мемориальный комплекс жертвам репрессий". Как известно, во время войны чеченцев, ингушей, немцев и другие народы сослали в Казахстан, погибло огромное количество людей и это трагическая страница истории ингушского народа.
Комплекс очень красивый.
К тому же чеченцы и ингуши - это практически одна нация, но когда к власти пришли боевики, ингуши не захотели участвовать в этой мясорубке и сохранили мир на своей территории.









Это герой ингушского народа - последний защитник Брестской крепости  лейтенант  Барханоев Умат-Гирей Артаганович, а вообще в защите Брестской крепости участвовало 90 уроженцев Ингушетии.



Рассказывает бывший эсэсовский офицер, сын крупного литовского помещика - Станкус Антанас. Военнопленный, отбыв 25 лет лагерей строгого режима, побоялся преследования соотечественников и остался жить в поселке Малая Сарань Карагандинской области:

«Дело было в середине июля 1941 года. Случилось так, что эсэсовская дивизия стояла недалеко от Брестской крепости в городе Перемышль на реке Буг, разделяющей город на две части - польскую и советскую. Одному полку этой дивизии, в которой служил Станкус Антанас, было предписано очистить Брестскую крепость от оставшихся солдат Красной Армии, защищавших ее.
Но Брестская крепость все ещё сопротивлялась. Все реже и реже раздавались оттуда выстрелы, все меньше и меньше оставалось бойцов. И все-таки немецкая армия ещё несла потери от метких выстрелов из развалин. Израненные защитники Брестской крепости выходили в штыковые атаки с выкриками на непонятном гортанном языке. Многие из них были с типично кавказскими лицами. И хотя каждый из них был по несколько раз ранен, дрались они, как одержимые.
Настало время, когда силы защитников Брестской крепости иссякли. Атаки прекратились. Стало очевидным, что с Брестской крепостью уже покончено, - рассказывал Станкус Антанас. - Мы шаг за шагом обследовали все казематы и подвалы крепости и везде находили только трупы и обугленные скелеты. Не слышно было ни звука. Полчища крыс шныряли под ногами, поедая трупы.
Эсэсовская дивизия готовилась двинуться за наступающими в глубь СССР немецкими частями. Наш генерал выстроил дивизию на изрытом воронками плацу, - продолжал свой рассказ бывший эсэсовец.
Он поздравил всех с взятием Брестской крепости и стал вручать награды, в это самое время из подземных казематов крепости вышел высокий подтянутый офицер Красной Армии. Он ослеп от ранения и шел с вытянутой левой рукой. Правая рука его лежала на кобуре пистолета, он был в рваной форме, но шел с гордо поднятой головой, двигаясь вдоль плаца. Дивизия стояла, застыв. Дойдя до воронки от снаряда, он повернулся лицом к западу. Неожиданно для всех немецкий генерал вдруг четко отдал честь советскому офицеру, последнему защитнику Брестской крепости, за ним отдали честь и все офицеры немецкой дивизии. Красноармейский офицер вынул из кобуры пистолет, выстрелил себе в висок. Он упал лицом к Германии. Вздох прошел по плацу. Мы стояли, пораженные увиденным, пораженные мужеством этого человека.
Когда проверили документы - партийный и военный билеты, - узнали, что он уроженец ЧИАССР, старший лейтенант пограничных войск. Фамилию его я запомнил - Барханоев. Нам приказали похоронить его с подобающими воинскими почестями. Он был погребен под оружейный салют. Не знаю, кто он по вероисповеданию, но мы поставили на его могиле столбик». («Вопросы истории». Ингушетия, выпуск 1, Магас 2004, стр. 109).
История второй мировой войны не знает второго подобного случая, когда фашисты с воинскими почестями хоронили своих врагов. Установлены анкетные данные последнего защитника Брестской крепости - Барханоев Умат-Гирей Артаганович.

Здание мемориального комплекса, обвитое колючей проволокой и кандалами в знак памяти репрессированным народам. Древние надгробные плиты.





В таких битком набитых вагонах ехали люди в ссылку, все вместе - женщины, дети, мужчины.
Многие женщины умерли от разрыва мочевого пузыря, потому что не могли сходить в туалет при мужчинах - это был страшный позор для мусульманки, терпели до разрыва.



Несмотря на то, что с оружием вход запрещен, но на территории комлекса гуляют местные свадьбы, паля из всех оружий. Местные работники прячутся от празднующих в этом самом вагончике, опасаясь шальных пуль.



Далее мы пересекли границу Чечни и двинулись в г. Аргун...

...продолжение здесь

путешествие, Ингушетия, Чечня, фото

Previous post Next post
Up