Сегодня публикую третью, заключительную, часть фотоотчета о выставке "Десять веков русской архитектуры. Шедевры из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева", которая проходила в Пскове в палатах Постникова с 7 сентября по 27 октября этого года. Первая часть была посвящена
архитектуре древнерусского периода (X - XVII вв.), во второй части речь шла об
архитектурных стилях, утвердившихся в России в ХVIII - начале XIX века (барокко, классицизм, ампир). А сегодня рассмотрим веяния в отечественной архитектуре с середины XIX века до 80-х годов ХХ века - историзм, модерн, авангард, модернизм.....
ИСТОРИЗМ. ЭПОХА РАЗНОСТИЛЬЯ
В середине XIX века в европейском искусстве случается резкий перелом: архитекторы, несколько веков работавшие с античными образцами, впервые решают обратиться к "неклассическому" искусству. В 1830-е годы естественным следствием формирования национальных государств оказывается интерес к собственной истории и искусству.
Одним из проявлений историзма в русской архитектуре становится так называемый "русский стиль". Главный источник вдохновения - "узорочье" XVII века. Фасады зданий, построенных в "русском стиле", хочется назвать "пряничными" из-за обилия мелких ярких украшений. Здесь и резные наличники, и ряды килевидных кокошников, и дыньки, и арки с гирьками. Однако, если присмотреться, то все эти заимствованные из средневековой русской архитектуры элементы покрывают классицистические, симметричные объёмы зданий. Сам факт обращения к национальной традиции невероятно важен, ведь проявлению "русского стиля" предшествовали исследования и поездки в глубь страны архитекторов, которые впервые обратили свой взор на отечественное искусство, отвернувшись от Италии и Греции.
Благодаря индустриализации, росту городов и техническому прогрессу второй половины XIX века в архитектуре появляются совершенно новые типы зданий: фабрики, вокзалы, торговые пассажи и доходные дома. Перед зодчими тем временем встаёт вопрос о том, как они должны быть устроены и оформлены.
В середине XIX века начинает свою работу железнодорожная линия между Петербургом и Москвой. В обоих городах строятся вокзалы по проекту архитектора Константина Тона. Два вокзала очень похожи, различаются лишь масштабом - вокзал в Москве чуть компактнее. Строгие фасады зданий вызывают ассоциации с ренессансными палаццо: стены оформлены изысканными пилястрами, крупные окна в нижнем ярусе напоминают открытые лоджии.
Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве. 1845-1852 гг. Архитектор: Константин Тон
Ж.Жакотте, Обрен по рисунку И.Шарлеманя. Вид на Каланчёвскую площадь.
Середина XIX века.
Бумага, литография, акварель
Храм Христа Спасибеля в Москве. 1837-1860 гг. Архитектор: Константин Тон
Неизвестный автор. Вид со стороны Кремля. 1867 г.
Бумага, хромолитография
В 1837 году, в год 25-летия Бородинского сражения, началось строительство храма Христа Спасителя в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектурное решение собора странным образом соединяет в себе классическое монументальное объёмно-пространственное решение и декор в "русском стиле". Тон словно бы берёт за основу форму Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и буквально "наклеивает" на фасады узнаваемые элементы средневековой русской архитектуры, которые соседствуют с реалистической скульптурой. Храм Христа Спасителя -воплощение в камне государственной политики николаевской России, буквальная визуализация знаменитой триады "Православие. Самодержавие. Народность".
Собор Живоначальной Троицы в Томске. 1844-1900 гг. Архитекторы: Константин Тон, Виктор Хабаров
Неизвестный автор. Открытка. 1900-е годы.
Копия.
Доходный дом братьев Третьяковых в Москве. 1891-1892 гг. Архитектор: Александр Каминский
А. Каминский. Фасад по улице Кузнецкий мост. 1892 г.
Бумага, ткань, тушь, акварель
Главный Торговый дом Нижегородской ярмарки. 1889 г.
Архитекторы: Карл Трейман, Александр фон Гоген, Алексей Трамбицкий
Неизвестный автор. Перспектива фасада. Фотография 1890 года
Копия
Павильон машинного отдела промышленной выставки в Нижнем Новгороде. 1896 г.
Архитектор: Александр Померанцев
Неизвестный автор. Перспектива фасада. Фотография 1896 года.
Копия
Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном. 1892-1903 гг. Архитектор: Леонтий Бенуа
Л.Бенуа. Восточный фасад. 1891 г.
Бумага, тушь, акварель, карандаш
ЦВЕТУЩИЙ МОДЕРН
На рубеже XIX - XX веков по всей Европе гремит нарядный и изысканный стиль модерн, название которого происходит от французского "moderne" - "современный". Модерн можно смело назвать рубежной эпохой в истории архитектуры. Благодаря широкому применению железобетонного каркаса, архитектура получает невиданную доселе свободу объёмно пространственных решений.
Модерн - стиль, отрицающий классическую ордерную систему в угоду изысканному и обильному декору, причём чаще всего растительному: на фасадах распускаются фантастические цветы, в которых прячутся странные животные: совы, летучие мыши и пауки. Декорация выполняется из самых разных материалов: мозаика, фреска, майолика, витраж. Впервые архитекторы не просто возводят здания, но и полностью оформляют его интерьеры: от камина до скамьи в прихожей.
В жилой архитектуре модерн ярче всего проявляется в проектах городских особняков и многоквартирных доходных домов. Подобноя строительство становится всё актуальнее с развитием городов и увеличением числа их жителей. В Москве одним из главных мастеров, специализирующихся именно на доходных домах, был Валентин Дубовской - большой любитель средневековой архитектуры. Не копируя напрямую ни одно историческое сооружение, Дубовской превращает постройки в своего рода фантазии на тему средневековых замков.
Эпоха модерна породила вторую волну интереса к древнерусскому зодчеству. Национально-романтическим направлением модерна в России становится неорусский стиль. Зодчие, в отличие от предшественников, не ставили себе задачу копировать лучшие памятники прошлого. Глубоко изучая и искусно интерпретируя средневековые формы, они задались целью возродить местные традиции и на их основе создать современный национальный стиль. Постройки неорусского стиля отличает живописность силуэтов, ассиметрия, совмещение различных фактур и материалов, часто - гротеск в композиционном построении и в отдельных деталях. Неорусский стиль проявляется в постройках совершенно разного назначения: от особняков и церквей до вокзалов и банков.
Н. Тамонькин.
Изразцовый камин во флигеле городской усадьбы Саввы Мамонтова в Москве
1950 г
Бумага, карандаш, акварель, белила
Промышленник Савва Мамонтов - один из крупнейших меценатов рубежа XIX - ХХ веков. В своём подмосковном имении Абрамцево он собрал настоящий художественный кружок. Лучшие мастера эпохи проводили здесь летние месяцы. Именно в Абрамцеве художник Михаил Врубель неожиданно заинтересовался керамикой. Сам он писал о новом увлечении: "Так этим занят, что и к живописи стал относиться легкомысленно...". Врубель не просто создавал эскизы керамических изделий, но и сам экспериментировал с глазурями, добиваясь особого металлизированного эффекта при обжиге.
Мастерская керамических изделий Абрамцево по эскизу М.Врубеля
Львиная маска для ворот дома Саввы Мамонтова в Москве. 1892 г.
Майолика, глазурь восстанвительная
Дом Зинаиды Морозовой в Москве. 1893-1896 гг. Архитектор: Федор Шехтель
Ф. Шехтель. Правый боковой фасад с крыльцом. 1893 г.
Бумага, тушь, акварель
Фёдор Шехтель - один из крупнейших мастеров архитектуры модерна. Ярче всего он проявил себя как создатель частных городских усадеб - особняков. Шехтель всегда подходил к проекту комплексно, разрабатывая решение фасадов и интерьеров вплоть до мельчайших деталей: рисунка оконных рам, орнамента на обоях и даже формы дверных ручек. Архитектор создавал также и предметы декоративно-прикладного искусства, которые органично дополняли интерьеры его построек.
Дом Зинаиды Морозовой в Москве. 1893-1896 гг. Архитектор: Федор Шехтель
Ф. Шехтель. Скамья-ларь-торшер для столовой. 1893 - 1896 гг.
Картон, тушь, цветная тушь, карандаш, акварель, белила
В. Дубовской. Проект шестиэтажного доходного с двумя эркерами.
Главный фасад. 1900-е гг.
Бумага, тушь, карандаш, акварель
Наряду с модерном в архитектуре начала XX века появилось ещё одно направление - неоклассицизм. Зодчие обратились к искусству второй половины XVIII столетия как к источнику вдохновения. Одним из ярчайших представителей этой тенденции стал архитектор Иван Фомин. По заказу директора Санкт-Петербурского политехнического института князя Андрея Гагарина он разработал проект главного дома его усадьбы. В строгом, почти лишённым декора решений фасадов главного дома явно прослеживается вдохновение постройками Джакомо Кварнеги, Николая Львова и других мастеров эпохи классицизма.
Главный дом в усадьбе Холомки. 1912-1913 гг. Архитектор: Иван Фомин
И.Фомин. Западный фасад. 1912 г.
Бумага, тушь, карандаш, гуашь
(К слову: если вдруг кому-то интересно, как выглядит усадьба в Холомках сегодня, то о ней у меня есть публикация -
здесь).
Казанский вокзил в Москве. 1913-1949 гг. Архитектор: Алексей Щусев
А. Щусев. Перспектива фасада. 1914 г.
Фотобумага, картон, акварель
Проектом всей жизни для архитектора Алексея Щусева стал Казанский вокзал в Москве, над которым мастер работал более тридцати лет. В самом начале пути Щусев долго размышлял о цвете фасадов будущего здания. Вопрос этот настолько волновал архитектора, что по его просьбе фотограф Остроумов сфотографировал выполненный Щусевым чёрно-белый рисунок фасада и распечатал несколько одинаковых снимков. После этого сам Щусев вручную раскрашивал получившиеся фотографии акварелью, подбирая идеальное сочетание цветов.
Церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле в Тульской области. 1904-1913 гг.
Архитектор: Алексей Щусев
А.Щусев. Западный фасад. 1908 г.
Картон, бумага, тушь, акварель
Алексей Щусев начинал как мастер неорусского стиля, в основе которого лежали переосмысление и стилизация архитектуры Средневековой Руси. Будучи большим знатоком истории архитектуры, в начале XX века он создавал церкви, подобные монументальным храмам древних Новгорода и Пскова. Пример этому - храм-памятник на Куликовом поле. Собирая композицию из тяжёлых, приземистых объёмов, Щусев стремился передать ощущение героической древности, символизирующей память о Куликовской битве.
Церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле в Тульской области. 1904-1913 гг.
Архитектор: Алексей Щусев
Макет 1:100
2023
Пластик
(Опять же, к слову: в Пскове есть творение А.В. Щусева. Это
Анастасиевская часовня, возведенная в 1911 году. А в 1913 году она была расписана фресками по эскизам Н.К. Рериха. Об Анастасиевской часовне, о ее непростой судьбе у меня в журнале можно прочитать -
здесь).
АВАНГАРД. С НУЛЯ.
Не случайно стиль, господствовший в архитектуре в 1920 - 1930 годов, получил название авангарда. Термин происходит от французского слова "avant-garde", который обозначает "передовой отряд, ведущий в бой главные силы". Во всех видах искусства ощущалось отрешение от прежних классических традиций, стремительное движение вперёд, желание говорить совершенно новым языком. Архитекторы проектировали не просто новые здания, а новый мир.
Колоссальные перемены во всех сферах жизни, которые повлекла за собой революция 1917 года, привели к рождению новых типов зданий. Архитекторам предстояло придумать самим, как должен выглядеть дом-коммуна, рабочий клуб, ясли и фабрика-кухня. В самом известном доме коммунального типа - в доме Наркомфина архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса - привычные квартиры превратились в компактное ячейки, в некоторых из них даже не было кухонь. Ячейка предназначалась исключительно для сна. Вся жизнь должна была проходить в общественных пространствах: образование - в школах и высших учебных заведениях, приём пищи -в столовой, досуг - в рабочих клубах и домах культуры.
Значительно менялась не только функция, но и облик зданий. Архитектуру эпохи авангарда характеризует максимальная простота форм: голые геометрические объёмы, плоские крыши, длинные "ленточные" окна, практически полное отсутствие декора. Здание обыкновенно представляли собой ассиметричные объёмы, словно динамично разъезжающиеся в стороны.
Архитекторы-авангардисты, мыслящие себя демиургами нового мира, нередко сочетали строительную практику с теоретической работой, стремясь в текстах сформулировать принципы новой архитектуры. Они писали статьи-манифесты, издавали журналы и создавали невероятно смелые проекты, искренне веря в возможность их реализации в самом ближайшем будущем. Советский авангард уже больше века является источником вдохновения для архитекторов по всему миру - принципы, сформулированные в нашей стране в 1920-е годы, активно использовали и мастера модернизма второй половины XX века, и авторы нового тысячелетия
Г. Крутиков. Проект "Город будущего"
Развитый жилой комплекс "Трудовая коммуна". 1928 г.
Копия
Никогда взгляд в будущее не был таким оптимистичным, как в 1920-е годы. Так архитектор Георгий Крутиков в своём дипломном проекте стремился доказать, что уже в недалёком будущем люди смогут жить в парящих в небе домах. На поверхности земли он планировал оставить производственную часть "Города будущего" - сельскохозяйственные и промышленные объекты, а жилую - поднять в воздух. Перемещаться по городу предполагалось специальных капсулах, которые могли ездить по земле, плавать под водой и, конечно, летать.
И.Леонидов. Конкурсный проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности
на Красной площади в Москве.
1934 г.
Копия
Главным двигателем архитектуры в 1920-1930-е годы были конкурсы, участники которых предлагали самые смелые, порой заведомо нереализуемые проекты. В 1934 году был объявлен конкурс на проект здания Наркомтяжпрома, котороя должно было разместиться на Красной площади, на месте Верхних торговых рядов. Никто из участников не поскупился на размеры - все проекты предполагали нечеловеческий масштаб. Архитектор Иван Леонидов предложил возвести три соединённые переходами, стремящиеся ввысь башни.
И.Леонидов. Конкурсный проект здания Народного комиссариата тяжелой промышленности
на Красной площади в Москве.
Фрагмент перспективы с видом Покровского собора. 1934 г.
Бумага, тушь
К. Мельников. Конкурсный проект здания Московского отделения газеты "Ленинградская правда"
1924 г.
Бумага, тушь, карандаш
Собственный Дом-мастерская Константина Мельникова в Москве. 1927-1929 гг.
Архитектор: Константин Мельников
Макет. 2015 г.
Пластик
На фоне развития идеи коммунального жилья особняком стоит Дом-мастерская, который архитектор Константин Мельников построил для своей семьи. С одной стороны этот проект- крайне новаторский. Дом состоит из двух цилиндров, стены "прорезают" 63 шестигранных окна, применяется сложная инженерная конструкция с мембранными межэтажными перекрытиями. Но в то же время, Мельников выступает как консерватор: использует кирпич для стен и дерево для перекрытий, интерьеры наполняет старинной мебелью, разбивает вокруг дома уютный сад. Главный фасад дома украшает нескромная надпись: "Константин Мельников. Архитектор".
Собственный Дом-мастерская Константина Мельникова в Москве. 1927-1929 гг.
Архитектор: Константин Мельников
Макет. 2015 г.
Пластик
И.Голосов. Конкурсный проект Народного дома им. В.И. Ленина в Иваново-Вознесенске
Перспектива. 1924 г.
Бумага на картоне, тушь, гуашь
- Круглые бани в Ленинграде. 1927-1930 гг.
Архитекторы: Александр Никольский, Владимир Гальперин, Александр Крестин, Николай Демков
Неизвестный автор. Вид сверху. Аэтофотосъемка 1930-х годов. Копия
- Клуб им. Ф.Дзержинского в Самаре. 1930-1932 гг.
Архитекторы: Леонид Волков, Николай Телицын
Д.Егоров. Общий вид. Фотография 1934 г. Копия
Рабочий клуб им. Русакова в Москве. 1927-1929 гг.
Архитектор: Константин Мельников
А.Родченко. Вид с востока. Фотография 1929 г. Копия.
- Фабрика-кухня и универмаг Кировского района в Ленинграде. 1928-1931 гг.
Архитекторы: Армен Барутчев, Исидор Гильтер, Иосиф Меерзон, Яков Рубанчик
Неизвестный автор. Общий вид. Фотография 1930-х гг. Копия
- Жилой дом Наркомфина в Москве. 1928-1930 гг.
Архитекторы: Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис
А.Родченко. Фасад. Фотография 1929 г. Копия
- Шаболовская радиобашня в Москве. 1919-1920 гг.
Архитектор: Владимир Шухов.
А.Родченко. Часовой у Шуховской башни. Фотография 1929 г. Копия
1930 - 1950. ДВОРЦЫ ДЛЯ НАРОДА
Советская архитектура середины XX века не вписывается в рамки одного стиля. В этот период странным образом смешиваются неоклассицизм, неоренессанс и ар-деко - стиль трансатлантических лайнеров и американских небоскрёбов. К середине 1930-х годов молодое советское государство постепенно превращается в мощную индустриальную державу, уверенно выходящую на мировую арену. Этому новому статусу уже не мог соответствовать лёгкий, экспериментальный и свободный авангард. Формально, началом этого периода в искусстве можно считать 1932 год, когда выходит ряд программных документов, в которых провозглашается поиск единого художественного языка советского искусства. В живопись и скульптуру возвращаются реализм и классика, а в архитектуре происходит резкий поворот от авангарда к монументальной неоклассике.
Старые города растут, основываются новые - возводятся городские ансамбли, с огромными площадями, парадной застройкой центральных проспектов, жилыми и общественными зданиями. Язык классической архитектуры переносятся практически на все типы построек: колонны и фронтоны теперь украшают сельские клубы, кинотеатры, дворцы культуры, заводские здания, превращая их чуть ли не в античные храмы. Многоэтажные жилые дома стремятся быть похожими на палаццо эпохи Ренессанса: оформленные мощные рустом первые этажи с магазинами и библиотеками, украшенные пилястрами и скульптурами фасады, нарядные карнизы.
Резко меняются масштаб и пропорции в архитектуре. Настоящий символ середины века - знаменитые высотки, которые формируют новый городской ландшафт, занимая место главных вертикальных доминант.
Советская архитектура так называемого "сталинского периода", предназначавшаяся для всех граждан Советского Союза, торжественна и нарядна. Для оформления применяются самые разные материалы и техники: позолота, мозаика, витражи. Истинный расцвет этого направления приходится на время восстановления страны после Великой Отечественной войны, когда в архитектуре отчётливо начинают звучать триумфальные настроения ампира.
М.Минкус. Городская зарисовка со старыми домами и высотным зданием.
1960 г.
Картон, пастель, цветной карандаш
Б.Иофан, В.Гельфрейх, В.Щуко. Проект Дворца Советов в Москве
Технический вариант. Перспектива. 1939-1940 гг.
Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь
В истории советской архитектуры не было конкурса более масштабного, чем конкурс на проект Дворца Советов. Победителем из множества предложенных вариантов был выбран проект Бориса Иофана, Владимира Гельфрейха и Владимира Щуко. На месте Храма Христа Спасителя должен был возникнуть колоссальный, почти 500-метровый небоскрёб со статуей Владимира Ленина на вершине. Благодаря своим масштабам здание должно было стать высотной доминантой всего города. Долгое время все новые постройки, включая знаменитые московские высотки, проектировались с ориентацией на будущий Дворец Советов.
Б.Иофан, В.Гельфрейх, В.Щуко. Проект Дворца Советов в Москве
Технический вариант. Перспектива. 1939-1940 гг. Фрагмент.
Бумага, карандаш, цветной карандаш, тушь
Д.Чечулин, К.Каурков. Конкурсный проект здания Управления Аэрофлота в Москве.
Перспектива. 1934 г.
Копия
В 1934 году за два с половиной месяца архитекторы Дмитрий Чечулин и Константин Каурков создали для Москвы проект здания Управления Аэрофлота. В художественном решении явно прослеживается "авиационная" тема: фасад украшают статуи героев-лётчиков, а венчает здание скульптурная группа с распахнутыми крыльями со звездой - символом гражданского воздушного флота нашей страны. В 1930-е проект реализован не был, однако в 1981 году Чечулин вернулся к образу здания Аэрофлота, работая над проектом Дома Правительства в Москве, которое мы сегодня знаем как "Белый дом".
Школа №210 в Ленинграде. 1939 г. Архитектор: Борис Рубаненко
Б.Рубаненко. Главный фасад. 1940 г.
Бумага, акварель, карандаш, тушь
Д.Чечулин. Проект Мемориала Победы в Великой Отечественной войне на Красной площади
и административное здание в Зарядье в Москве. 1949 г. Копия
Жилые дома завода им. А.Жданова в Ленинграде. 1940 г.
Архитекторы: Андрей Оль, Сергей Бровцев
А.Оль, С.Бровцев. Въездная арка в первый квартал. 1940 г.
Бумага, акварель, карандаш
Типовой кинотеатр на 500 мест. 1946 г. Архитекторы: Александр Хряков, Зоя Брод
А.Хряков, З.Брод. Главный фасад. 1946 г.
Бумага, карандаш, цветной карандаш
МОДЕРНИЗМ. ОТТЕПЕЛЬ
4 ноября 1955 года Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР публикуют "Постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве", что становится новой отправной точкой в развитии советской архитектуры. Именно с этого момента начинает свой отчёт эпоха советского модернизма.
Архитекторы-модернисты используют подходы, прямо противоположные принципам классиков предшествующей, сталинской эпохи. От торжественности вздымающихся вверх высоток - к свободе и лаконичности протяжённых горизонтальных павильонов. От пышного декора -колонн, скульптуры, рельефов, позолоты - к простоте и лёгкости прозрачных стен. Вдохновение архитекторы ищут теперь в искусстве авангарда. Из 1920-х в 1960-е переходит оптимистическая вера в прогресс.
Распространение индустриального и типового домостроения помогает решить главную задачу послевоенного восстановления огромной страны -возвести в кратчайшие сроки в сотнях разных городов необходимое количество жилых домов и общественных зданий для людей, лишившихся крова. Символ эпохи модернизма - жилые микрорайоны растущих городов. Начатое в области жилой архитектуры использование типовых панельных конструкций распространяется и на другие типы зданий.
Художественное осмысление новых строительных технологий - одна из важных черт архитектуры модернизма, ярким проявлением которой становится возведение к 1967 году Останкинской телебашни, в течение девяти лет остовавшейся самой высокой постройкой в мире. Телебашня являет собой не только гений инженера Николая Никитина, но и яркое архитектурное решение. Проект, разработанный командой под руководством Дмитрия Бурдина, предполагает превращение колоссальной башни в подобие космического корабля, что особенно отчётливо проявляется в основании, которое состоит из треугольных железобетонных опор, прорезанных круглыми отверстиями - иллюминаторами.
Останкинская телевизионная башня в Москве. 1960-1967 гг.
Архитекторы: Леонид Баталов, Дмитрий Бурдин
Инженеры: Николай Никитин, Борис Злобин, Владимир Травуш, Виктор Хаджи
1. Неизвестный автор. Вид башни при ночном освещении. Фотография 1960-х годов. Копия
2. Неизвестный автор. Нижняя часть башни. Фотография 1960-х годов. Копия
Быстрее всего архитектура модернизма нашла свое отражение в области жилого строительства. В середине 1950-х годов случается настоящая революция: сначала на окраинах Москвы, а потом по всему СССР появляются типовые дома, известные как "хрущевки". Они решали в первую очередь социальную задачу - "Каждой семье - квартира!". Однако, наравне с сугубо утилитарными пятиэтажками создавались и более сложные с точки зрения архитектуры жилые комплексы.
Н.Остерман, Г.Павлов, Я.Дихтер, Г.Бочаров. Проект жилого комплекса нового быта на 1500 жителей
в квартале №10 Новых Черемушек в Москве.
Жилые дома с блокированными магазинами. Аксонометрия. 1960-1964 гг. Копия.
Лейтмотивом эпохи 1950 - 1960-х годов становятся мечты о космосе. В 1967 году Москва должна была принять Всемирную выставку, объединённую темой "Прогресс и мир". В рамках подготовки к выставке было проведено несколько архитектурных конкурсов, в том числе - на проект главного павильона "Космос". Архитекторы - участники, ожидаемо, предлагали строить павильон похожий на планету или космический корабль. Сложная конструкция павильона должна была демонстрировать новые инженерные решения. Однако, планам не суждено было осуществиться - выставка 1967 года прошла в канадском Монреале.
Г.Градов (НИИ Общественных зданий)
Конкурсный проект павильона "Космос" для Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Москве.
Фасад. 1961-1962 гг. Копия.
Торговый центр в Набережных Челнах. Начало 1970-х гг. Архитектор: Олег Губаревич.
О.Губаревич. Площадь перед тогровым центром.
Начало 1970- годов. Копия.
М. Константинов, И.Минайчева, Л. Покрасс (инженер)
Проект драматическго театра им. А.С. Пушкина с залом на 800 мест в Пскове.
Фасад. 1967-1972 гг. Копия
(К слову: очень удивило меня существование в 1960-х годах планов строительства в Пскове нового здания драматического театра! Я почему-то никогда о них не слышала. И порадовало, что эти планы не были реализованы. Ведь в Пскове очень красивое здание театра, построенное в начале ХХ века по проекту псковского архитектора Эдуарда Гермейера. Интересно, а в каком месте планировалось построить это новое здание?)
В 1960 - 1980-е годы проектированием театральных зданий занимались централизованно в Государственном институте по проектированию театрально-зрелищных предприятий (Гипротеатре). Театр в Великом Новгороде, построенный по проекту архитектора Владимира Сомова, уникален так как спроектирован для конкретного места с учётом городского и природного контекста. Главный вход ориентирован на Волхов -главную водную артерию города. Связь с ландшафтом усиливается и благодаря обильному остеклению - река и небо становится частью декоративного оформления фасада и фойе. А на верхнем этаже размещается кафе со смотровой площадкой, с которой открывается вид на Антониев монастырь и Кремль.
Драматический театр в Великом Новгороде. 1970-1987 гг. Архитектор: Владимир Сомов
Неизвестный автор. Вид с северо-запада.
Слева - архитектор Владимир Сомов.
Фотография 1987 года. Копия.
Драматический театр в Великом Новгороде. 1970-1987 гг. Архитектор: Владимир Сомов
В.Сомов. Интерьер буфета. 1970-е. Копия
Ну вот, на этом я заканчиваю свой обзор замечательной выставки "Десять веков русской архитектуры. Шедевры из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева", которая проходила в Пскове в палатах Постникова с 7 сентября по 27 октября этого года.
Напоминаю, что текст, выделенный курсивом, взят мной из сопроводительных материалов к выставке - © Музей архитектуры им. А.В. Щусева.