Псков. Выставка "Зеркало псковской печи" в палатах Постникова. Часть 2

Jul 14, 2023 14:10

Продолжаю свой рассказ о выставке "Зеркало псковской печи", которую можно увидеть в палатах Постникова в Пскове. (Начало - здесь). Теперь мы переходим во второй зал, где можно узнать об истории печей в России, о разных типах изразцовых печей, о технологиях строительства печей и изготовления печных изразцов.





Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около 4000 лет назад, когда человек догадался "загнать" огонь сначала в глиняный сосуд, а затем и в свод.

Древнерусское жилище до XV века отапливалась печью каменкой, которая складывалась без связующего раствора из диких камней в одном из углов из задних углов избы. Они надолго сохранилась как отопительный прибор в русских банях. Изначально печи топились "по-чёрному", т.е. весь дым от печи шел внутрь помещения и уходил через верхнюю часть приоткрытой двери. Со временем в жизнь стал входить другой способ топки печи - "по-серому". Это когда дым выводился через отверстие в потолке, который назывался "верхник" и далее через кровлю выходил на улицу. А в XV  в. над "верхником" появляются деревянные трубы - "дымницы".  Так образовалась сквозная дымовая труба. И если сначала для ее сооружения использовали толстые стволы деревьев, то потом постепенно перешли на обожженный кирпич, который с конца XV века стали чаще использовать для сооружения самих печей, заменяя им традиционные до этого камень и глину. Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе называли "белой".

Развалы печей XVII века в Пскове свидетельствуют о том, что в кладку этих печей входило мало кирпича, а преобладал массив глины и булыжного камня. Печной кирпич был разных форм и размеров. Для сборки труб применялись дымоходные кольца. Путём насаживания колец друг на друга и промазки стыков глиной можно было получать очень прочные, гладкие внутри трубы любой длины.



Кольца дымоходные XVII-XVIII вв. Глина; Кирпичи печные. XVI - XVIII вв. Глина

В Европе со временем сложилось три типа изразцовых печей - готический, ренессансный и барочный. Поскольку архитектура этих печей была разная, то каждому из этих типов печей соответствовал свой набор изразцов, которые в свою очередь различались по конструкции, стилю орнамента и форме рельефа.



Рисунок двух видов печей готического типа



Схема расположения типов изразцов ренессансной печи



Элементы изразцовых наборов печей готического типа. XVI-XVII вв. Глина, глазурь.



Элементы изразцовых наборов печей готического типа. XVI-XVII вв. Глина, глазурь.



Элементы изразцовых наборов зеленополивных печей ренессансного типа. XVII вв. Глина, глазурь.



Элементы изразцовых наборов полихромных печей ренессансного типа. XVII вв. Глина, глазурь.





В ходе археологических раскопок у палат Поганкина в Пскове, которые проходили в рамках реставрации палат в 2019-2022 годах выявлено шесть изразцовых наборов, имеющих отношение к жилищу богатейшего купца Пскова конца XVII века. Конечно, печей в таком огромном здании было намного больше, но для их сооружения было использовано только шесть типовых комплектов изразцов. Все печи этого жилища относились к типу ренессансных. Один набор состоял из терракотовых изразцов, предназначенных под побелку. Он годился для печек, расположенных в плохо освещенных комнатах. Так же было обнаружено два набора из зелёно-поливных изразцов и три - из полихромных.



Элементы изразцовых наборов полихромных печей из палат Поганкина. XVII вв. Глина, эмали.



Элементы изразцовых наборов полихромных печей из палат Поганкина. XVII вв. Глина, эмали.

Об изразцовом поясе барабана храма Георгия со Взвоза XV века, который является древнейшим примером украшения псковского храма изразцами, мы говорили выше. Но в XVII веке еще ряд храмов в Пскове получил такой элемент внешнего декора. Это, например, церковь Одигитрии на подворье Псково-Печерского монастыря, а так же  храмы Михаила и Гавриила Архангелов с Городца, Сергия с Залужья, Троицкий собор.



Изразцы фасадные из керамического пояса барабана церкви Михаила и Гавриила Архангелов с Городца. г. Псков. XVII в. Глина, эмали;
Изразец фасадный из керамического пояса барабана церкви Сергия с Залужья. г. Псков. XVII в. Глина, глазурь.

Переходим в третий зал, где мы узнаем историю появления в России бело-голубых "голландских" изразцов, увидим расписные печные изразцы XVIII века Стефановской церкви Мирожского монастыря и коллекцию изразцов в стиле "модерн" начала ХХ века, а так же познакомимся с современным опытом  реконструкции изразцовых печей.



В XVIII веке в России в моду вошли бело-голубые изразцы, которые пришли к нам из Голландии. В XVIII веке печи уже активно складываются из кирпича. И постепенно изразцы из самостоятельного строительного материала превращаются в отделочный материал. В России производство бело-голубых изразцов было налажено с подачи Петра I. С 1715 года производство изразцов с кобальтовым декором быстро растет, для обучения ремеслу по европейским стандартам ремесленников посылают за границу.

Бело-голубой стиль в печном декоре оставался господствующим в России до конца  XVIII века, менялись лишь изображаемые сюжеты и орнаменты. Если в эпоху Елизаветы Петровны в печном декоре утвердился "стиль рококо" с его затейливыми завитушками и предельной пышностью орнаментов, амурами и пасторальными сценами, то к концу XVIII века мода сменилась на небольшие суховатые букетики в центре изразцового поля, а затем и вовсе на лаконичный "стиль ампир" без росписи на изразцах.

В сложном процессе создания расписных изразцов участвовали гончары и художники-керамисты. Обычно после обжига плитки на её поверхность наносился слой жидкой белой эмали. Затем на "подвяленную", но не высохшую эмаль накладывался дырчатый трафарет из плотного картона или бумаги и с помощью порошка древесного угля наносилась основная схема рисунка. Трафареты создавались по гравюрам, рисункам, иногда по произведениям живописи. После этого намеченный на изразце рисунок прописывал кистью художник-керамист, пользуясь подглазурными красками на основе соединений кобальта. Роспись велась быстро, полной кистью без сильного нажима, чтобы не повредить слой эмали. Основной трудностью была невозможность подправки и подчистки рисунка, так как изображение вплавлялось в эмалевый слой. После росписи плитка покрывалась тончайшим слоем борно-свинцовой глазури и ещё раз обжигалась.

Современный способ росписи таких изразцов практически не отличается, за исключением того, что трафарет и уголь уже не используется. Роспись ведётся вручную, "на глаз".

Печь с бело-голубой росписью придавала помещению не только нарядность, но и усиливала отражённым светом белизну, придавала светоносность интерьерам, что было особенно важно в хмурые дни.



Элементы изразцовых наборов "голландских" печей. XVIII - XIX в. Глина, распись по эмали



Фрагменты изразцов, обнаруженных на територии Довмонтова города в Пскове. XVIII в. Глина, распись по эмали

Во время реставрации палат Двора Постникова XVII века, которая проходила в 2018 - 2020 в "больших" и в "малых" палатах были реконструированы несколько изразцовых печей. Печь в "голландском" стиле была воссоздана в малых палатах.

Основным аналогом для проектирования реконструкции этой печи явилась одна из самых ранних столичных печей 1720-х годов. Её композиция - традиционно русская, облицовка - европейского типа, а роспись, вероятно, выполнена русским учеником иностранного мастера. Такой тип барочной печи с горизонтальным членением, глубокой нишей и поясом балюстрады был распространён именно в частных домах в 10-20-х годах  XVIII века. (И хоть эта печь непосредственного отношения к выставке не имеет, т.к. она расположена в соседнем здании, но тем не менее, я решила здесь поставить её фотографию).





Варианты реконструкций расписных изразцов для печи палат Постникова. Глина, роспись по эмали.



Следующий очень интересный экспонат, на который нельзя не обратить внимание - это набор изразцов от печи Стефановской церккви Мирожского монастыря в Пскове.



Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.

В конце XVII - начале XVIII века на территории Спасо-Мирожского монастыря был построен новый тёплый каменный храм Св. Стефана на месте старой каменной церкви начала XV века, где и были обнаружены элементы печного набора. Для украшения печи был заказан богатый декоративный набор, фрагменты которого сохранились до наших дней и представлены на выставке.

Это была барочная печь с облицовкой расписными многоцветными изразцами. Для росписи использовались пять цветов эмали: белая, жёлтая, коричневая, зелёная и синяя. Стеновые изразцы представлены разнообразными сюжетами без подписи. Отсутствие пояснительных текстов затрудняет атрибуцию сюжетов. Но человеку того времени сцены, изображённые на изразцах, были вполне понятны. Вероятно это были ветхозаветные и мифологический сюжеты.

Печь имела сложную архитектурную композицию. Её украшал пояс колонок и угловые полуколонны. Использовались валики, перемычки, профильные пояски, оформленные растительным орнаментом. Карниз украшал ряд личин.

Время и место изготовления изразцового набора не известны. Вероятно, убранство печи Стефановского храма относятся к первой четверти XVIII века.



Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.



Элементы изразцового набора печи из церкви Стефана Архидиакона в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.
Вторая четверть XVIII века. Глина, роспись по эмали.

Плавно переходим к изразцам конца XIX - нач. ХХ века в том числе и в стиле модерн...



Интересная коллекция изразцов в стиле модерна поступила на хранение в Псковский музей-заповедник из ООО "Псковский институт Спецпроектреставрация". Это коллекция была обнаружена в ходе проведения реставрационных работ в зданиях жилой застройки начала XX века. Точное происхождение многих предметов неизвестно. Благодаря хорошей сохранности можно представить декор псковской печи, выполненной в стиле модерн.

Две коллекции печных изразцов происходят из доходного дома Бернарда Юлиусовича Кербера (современный адрес - Октябрьский пр., 30А). Здание было построено в 1910 году. Изразцы были сняты при разборке печей в ходе ремонтно-реставрационных работ.

Одна коллекция представляет собой часть короны изразцовой печи (или камина) с полочкой (карнизом?). Рельефные изразцовые детали покрыты коричневой глазурью и имеют румпу для крепления. Другая коллекция представляет собой зелёно-поливные оливковые рельефные изразцы с румпой, украшенные растительным орнаментом в виде листьев и плодов каштана, листьев аканта. Эти два печных набора имеют одинаковое происхождение. Они были изготовлены на изразцовом заводе в Новогрудке Минской губернии. На изразцах сохранилось заводское клеймо. Изразцовые изделия из Новогрудка ценились по всей России, в том числе и в Пскове.

Происхождение другой короны неизвестно. Несомненно, это тоже образец оформления печей в псковских жилых домах в стиле русского модерна начало XX века. Сохранилось только верхняя часть печи или камина. Изделие было покрыто глазурью оливкового и серого цвета. Богатый рельефный растительный орнамент представлен бутонами, стеблями, листьями и цветами.



Элементы изразцовых наборов печей из доходного дома Кербера в Пскове.
Нач. ХХ века. Глина, глазури



Элемент изразцового набора печи в стиле модерн.
Нач. ХХ века. Глина, глазурь.

Печной набор одного из домов Пскова был изготовлен по заказу в г. Копысь, Могилёвской губернии. Это был крупный гончарный центр, где производство изразцов появилось в середине XV века. Копысские изразцы из красной глины украшали печи в царских палатах Московского Кремля, использовали в строительстве Покровского собора в Измайлово.

На выставке представлены шесть деталей из этого печного набора. Рельефные изразцы покрыты коричневой глазурью и украшены богатым растительным орнаментом в виде цветов и листьев настурции. Особенно богата была оформлена корона печи, украшенная пышными ветками, вьющимися стеблями и цветами.



Элементы изразцового набора печи
Копысь, Беларусь. Нач. ХХ века. Глина, глазурь.

Мой рассказ о выставке подходит к концу и, конечно, нельзя не вспомнить о людях, которые внесли свой вклад в изучение псковской керамики.  Это археолог В.И. Кильдюшевский, который по результатам находок, сделанных в Пскове в 1980-х годах сделал вывод о  значительном масштабе керамического производства в 70-х годах XVII века; это исследовательница псковских изразцов Л.Г. Паничева, которая уделила большое внимание цветам глазури и эмали, которые были популярны в Пскове в XVII веке; это сотрудница Института Археологии АН СССР И.И. Плешанова, иследовавшую псковские храмозданные надписи и керамиды Псково-Печерского монастыря.

Очень яркий след в изучении псковского печного изразца внёс исследователь архитектуры древнего Пскова, архитектор-реставратор Ю.П. Спегальский. Рассматривая памятники каменного зодчества, исследователь обращался и к воссозданию интерьеров купеческих палат, одним из главных компонентов убранства которых являлись изразцовые печи. Впервые им был разработан метод составления печных наборов и декора печей через исследование многочисленных фрагментов изразцов.

В 1955-56 годах Ю.П. Сегальский создал ряд реконструкций псковских печей XVII века - круглых и прямоугольных. В основу этой работы были положены его юношеские зарисовки 1925-1927 годов, которые автор выполнил в ходе участия в ремонте дома Печенко. Изразцовые псковские печи XVII века, их реконструкция и цветные рисунки стали важной частью творческой деятельности учёного.

Ю.П. Спегальский воссоздал в объёме реконструкцию Псковской полихромной печи XVII века, которая сейчас находится в его Музее-квартире. Автор, к сожалению, не успел реализовать весь огромный материал своих наработок по графическим реконструкциям печей.



Изразец лицевой, рельефный. Автор: Ю.П. Спегальский
Глиняная масса, краска, лак



Форма для изготовления изразца. Автор: Ю.П. Спегальский
Гипс, тонировка

Объёмные реконструкции печей создавались в Пскове неоднократно. Так, под руководством архитектора-реставратора Б.А. Постникова, директора Псковского центра научной реставрации и архитектурно-художественного творчества "СРЕДА", с конца 1980-х годов были созданы проекты реконструкции облика четырех печей для палат Двора Подзноева.

В середине 90-х годов XX века при реставрации Приказной палаты Псковского Кремля были собраны по эскизам реконструкций печей Б.А. Постникова и Н.И. Немцовой зелёно-поливная печь в палате подьячьих и полихромная печь в палате воеводы.

При реставрации собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в конце 90-х годов ХХ века - в начале 2000-х годов было реконструировано изразцовое убранство крыльца XVII века по проекту архитектора В.Е. Никитина.

В 2014 году в ходе реставрационных работ церкви Сергия с Залужья под руководством авторского коллектива - искусствоведов И.Б. Голубевой и Ю.А. Селиверстова, архитектора-реставратора В.Е. Никитина - был воссоздан лемех на куполе и изразцовый пояс на барабане.

В 2018 - 2020 годах во время реставрации палат Постникова сотрудниками Псковского музея-заповедника - авторами выставки "Зеркало Псковской печи" - были выполнены реконструкции печей в палатах Постникова. Фотографиями этих печей я и хочу закончить свою публикацию...







Вот такая выставка...

В завершении добавлю, что текст выделенный курсивом взят из сопроводительных материалов к выставке "Зеркало псковской печи"  - © Псковский музей-заповедник.

Двор Постниковых, Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up