Псков. Выставка "Зеркало псковской печи" в палатах Постникова. Часть 1

Jul 12, 2023 13:52


Продолжаем знакомиться с выставками, которые можно увидеть сейчас в Пскове.  И сегодня речь пойдет об очень интересной выставке под названием "Зеркало псковской печи". Проходит выставка в палатах Постникова и главной ее темой являются псковские изразцы. Здесь можно узнать об истории возникновения печных изразцов, откуда и когда они пришли на псковскую землю; познакомиться с развитием этого ремесла в Пскове - от средневековья до наших дней; увидеть основные мотивы, рисунки на изразцах, характерные для Пскова, а так же увидеть несколько изразцовых печей в полную величину, образы которых были реконструированы в палатах Постникова после реставрации палат, прошедшей в 2018 - 2020 годах.





Выставка занимает всего три комнаты в палатах Постникова, но тем не менее информативно она очень  насыщена. К сожалению, до настоящего времени еще пока не создан обобщающий труд, посвящённый псковскому изразцу, его истории и развитию технологий изготовления и сюжетных образцов. И вот выставка "Зеркало псковской печи" в какой-то мере пытается восполнить этот пробел. Данная выставка - это своеобразное исследование, которое впервые показывает псковский изразец как часть и отражение развития европейского изразцового искусства XV-ХX веков.

Фотоотчет у меня получился очень большим, поэтому я разделю свой рассказ о выставке на две части. В первой части мы осмотрим первый зал, а во второй - два других.



Первый зал выставки "Зеркало псковской печи"

Ну и конечно, нужно начать с самого "начала" - с истории о том, когда и где появились первые известные изразцовые печи. И как сообщают нам сопроводительные материалы к выставке, появились они в Европе в XIII веке, всвязи с ухудшением климата, поскольку климат Европы переживал тогда "малый ледниковый период", который развивался с начала XIII по первую половину XIX века. Зима "вырастала" за счёт сокращения весеннего и осеннего времени. Зимы сковали льдом европейские реки, которые в предыдущие три столетия почти не знали ледостава. Теперь каждую зиму замерзало Балтийское море, датские проливы и пролив Босфор.

В противодействие наступающим холодам в XIII веке обитатели альпийского региона изобрели новый тип печи, предназначенный для быстрого бездымного обогрева помещения. Эти печи представляли собой слепленные из глины полые огненные шкафы, в которой для лучшего теплообмена были вмурованы небольшие гончарные сосуды донцами к огню.

Из альпийского региона на протяжении XIV - XV веков изразцовые печи распространились по Европе и по мере своего распространения изразцы быстро трансформировались. Их стали покрывать поливой, чаще всего зеленой, желто-зеленой и желтой. Формы изразцов в XIV - XVI веках сделали очень разнообразны. В интервале  XIII - XV веков изменения происходили в сторону усиления декоративности - возникли разные типы горшковидных и чашевидные изразцы.

В XIV веке изразцовые печи распространились на территории Польши, Литвы и Беларуси.... В Пскове изразцы появились в последней трети XV века.

И надо сказать, что керамический промысел получил в Пскове очень большое развитие. Многочисленные археологические находки говорят о том, что в ХV-ХVI веках в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с сюжетным изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур и т.д. Керамические изделия других русских центров не имеют подобных образов, что свидетельствует об уникальном своеобразии псковского керамического производства.

А теперь давайте подробнее рассмотрим экспонаты, представленные на выставке.



Например, здесь можно увидеть один изразец из целого пояса изразцов, украсившего барабан церкви Георгия со Взвоза в Пскове при его возведении в 1494 году.  Это был пояс из зеленых прямоугольных поливных изразцов с одинаковым рельефным рисунком с участием различных персонажей. Это древнейший пример украшения русского каменного храма поливными изразцами.  Сюжет, изображенный на этих изразцах уникален и до сих пор по сути не разгадан. Существует несколько версий его трактовки. Выставка знакомит нас с одной из них - с "астрологической".



Храм Георгия со Взвоза построен в камне в 1494 году, а на 1492 год выпадала "седьмая тысяча лет от сотворения мира". Далее ожидалось Второе пришествие и Страшный суд.

В канун Страшного суда внимание множество людей было привлечено к вопросам летоисчисления, календаря, философии, математики, геометрии, астрономии и астрологии. Возникшее интеллектуальное движение русских горожан, священников и знати Новгорода, Пскова и Москвы было названо "ересью жидовствующих", с которой яростно боролась православная церковь.



Изразец зеленополивной рельефный фасадный из декора барабана церкви Георгия со Взоза
XV век. Глина, глазурь

Итак, церковь Георгия со Взвоза построена в камне на второй год после несостоявшегося "конца света" и нам Представляется, что образы, воплощённые на изразцах храма - это символы созвездий, которые утвердились в европейской культуре ещё с эпохи Птолемея. Большинство созвездий сопровождались легендами из древнегреческой языческой мифологии. Но в средневековье учёные монахи подвергли мир звёздных полусфер некоторые христианской цензуре.

Левый край композиции занимает образ Небесной Девы с крестом в правой руке и неясным предметом в левой - образ Богородицы. Треугольный вырез плиссированный туники современные зрители обычно принимают за бороду.

Ниже Девы в круглом медальоне размещено изображение двух птиц, в которых угадывается характерный для средневековой системы христианских образов рисунок птицы Неясыти (пеликана), которая вскармливает своих птенцов кровью и плотью из собственной груди. В Неясыти было принято видеть аллегорию Христа.

Далее следует, очевидно созвездие Ворона, за ним - созвездие Кентавра (Центавра). Ниже Ворона изображена птица поменьше, у которой не обозначен глаз. Это может быть отголосок древних представлений об обязательной паре волшебных птиц - спутников божества или "культурного героя".

Оттиск трубочки использован для изображения глаз всех персонажей композиции. Однако у центрального и самого крупного героя - кентавра -трубчатым оттиском отмечены не только глаза, но и кисть правой руки, удерживающей кистень, и ядро шипастого кистеня. Мы видим ясное указание на то что перед нами не просто глаза, но очи небесные - звёзды. Верхний зверь сокрушённый ударом Центавра, застыл перед ним в вертикальном положении - как на звёздных планах Птолемеевой традиции. Именно Зверем называлось созвездие по-гречески со времён Птолемея. При переводе его труда на латынь, во второй половине XV века, немецкие учёные переименовали Зверя в Волка. На псковском изразце агрессивное существо больше похоже на "лютого зверя" Псковского герба того времени, чем на волка. За спиной ушибленного китенём зверя виден фронтально расположенный антропоморфный персонаж в плиссированной, по моде эпохи Возрождения, тунике, с тремя глазами на безбородой башке. По трём глазам - трём довольно ярким звёздам в верхней части созвездия - узнаётся Скорпион. У самого края поля изразца различима довольно небрежно выполненная изображение коромысловых весов - символ созвездия Либра.



Схема-прорисовка изразца из декора барабана храма Георгия со Взоза в Пскове.

На выставке можно увидеть экспонат, я бы сказала, совершенно уникальный для наших мест - это арочный изразец с изображением английской королевы Елизаветы I.



Изразец арочный с изображением королевы Елизаветы I
80-е - 90-е гг. XVI в. Глина, глазурь.

Знаменитая английская королева-девственница Елизавета I (1558 - 1603 гг), при которой была разгромлена испанская "Непобедимая Армада" и заложены основы морского могущества Британии, взирает на нас с собранного из обломков изразца. Изразец некогда был покрыт зелёной поливой, но побывал в огне пожара. Оксид меди, который прежде окрашивал его в зелень, случайно восстановился в красную металлическую медь. Королева восседает на своём троне, спинка которого украшена двумя шарами по краям, в руке у неё веер, на лбу - висячее украшение - "фероньерка". Прижизненные изображения Елизаветы первой в наших краях встретишь не часто.

По всей видимости, где-то рядом в 80-е - 90-е годы XVI века располагался Псковский двор Московской английской компании, которая проложила путь в Московию ещё при Иване Грозном. Компания пользовалась в России особым привилегированным статусом. Англичанам -участникам компании - разрешалось держать дворы со своим персоналом и управлением в Архангельске, Вологде, в Москве, Ярославле и в Пскове.

Арочные портретные изразцы были в XVI веке очень популярны в Европе, а в России спросом не пользовались, поскольку у нас жанр портрета ещё только зарождался в виде "парсуны" и широко известен не был.

А что бы нам было легче представить как выглядел изразец с изображением Елизаветы I, музейные работники создали такую вот фотостенд и я не приминула примерить на себя образ английской королевы... :-)))))



Очень широко в Пскове в XV - XVII вв. использовали изразцы в украшении печей. Изразцы могли быть и терракотовыми (не покрытыми глазурью) и так же поливными, т.е. глазуроваными - одноцветными (монохромными) и разноцветными (полихромными).

На выставке можно увидеть излюбленные мотивы, которыми украшали изразцы псковские мастера-керамисты  - это были звери, птицы, различные орнаменты. На выставке в качестве образцов используются изразцы и их фрагменты, найденные при археологических раскопках в Пскове. Фрагменты изразцов докомпонованы прорисями, что помогает воссоздать их целостный образ.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.

Помимо изразцов на выставке можно увидеть керамические плиты-киоты, отличительными особенностями которых являются отсутствие румпы или других приспособлений для закрепления в кладке, довольно большие сквозные вырезы в середине и отсутствие поливы. Для некоторой части их характерны изображения церковных глав над обрамлениями вырезов. Ю.П. Спегальский в своей статье "Псковские керамические киоты" предположил, что в вырезы, вероятнее всего, вставлялись иконы, написанные на дереве. Данный вид керамических изделий так же был весьма распространен в Пскове.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.



Основные сюжеты лицевых изразцов и плиток. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки.

Помимо изразцов для украшения печи в Пскове часто использовались дуговые кирпичи.  По мнению Ю.П. Спегальского, который посвятил дуговым кирпичам отдельную статью, эти дуги служили для облицовки лицевой стороны топочного проема печи. Такие кирпичи так же не были поливными и имели простейший орнамент, который выдавливался небольшим штампом на сыром еще изделии, сразу после формовки.



Пример расположения дуговых кирпичей



Основные элементы декора печи. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки



Основные элементы декора печи. XVI - XVII вв.
Глина, следы побелки

Лично для меня очень интересной стала информация о производстве и использовании в Пскове горшковидных изразцов, которые, как выяснилось, были довольно распространены здесь в XVI  веке.

Горшковидные изразцы - древнейший и самый простой в производстве вид печной керамики. В начале XVI века в Пскове горшковидные изразцы с круглым и прямоугольным венчиком - лицевой пластины были наиболее распространённой формой печной керамики. Традиции производства таких изразцов в XV веке заимствованы с территории Великого княжества Литовского, где крупными центрами производства изразцов были Полоцк, Лида, Витебск, Вильно.

Псковские горшковидные изразцы отличаются от тех которые бытовали у наших северных и западных соседей своим действительным сходством с обычным кухонным горшком XV века. У наших горшковидных изразцов лицевая пластина или представляет собой гипертрофированный венчик, разогнанный до размера хорошей тарелки, или прямоугольную пластину с отверстием в центре, которая налепом крепится к шейке сформированного на круге горшка вместо венчика. Изредка встречаются сложно прорезные лицевые пластины.

Как правило, "лицо" горшковидных изразцов покрыто зелёной поливой. Орнаменты на круглых тарельчатых пластинах-венчиках, в основном несложные - сочетание линии и волны, оттиски мелких трубчатых и сердцевидных штампов. Такой орнамент часто встречается на Псковской зелёно-поливной посуде: флягах, кружках, кумганах, мисках. Изредка - нанесённые со специальных матриц кольцевые отпечатки жгута и растительные завитки. Прямоугольные пластины, напротив, чаще всего покрывались орнаментом с помощью отпечатка матрицы, и только иногда украшались "от руки". В редких случаях встречается изображение воинства с надписями. Аналогичные композиции есть на сосудах и кружках того же времени.

В убранстве печей горшковидные изразцы могли использоваться как в сочетании с другими типами, так и самостоятельно. В псковском быту они исчезают к началу XVII века, а у белорусских и прибалтийских соседей доживают до XVIII и даже до XIX столетия.



Изразцы горшковидные с круглыми, прямоугольными и квадратными лицевыми пластинами. XVI век.
Глина, глазурь.

Благодаря многолетним охранным раскопкам, в Пскове собрана довольно большая коллекция обычных печных изразцов с луковичными главками и зеленой поливой. В Пскове XVI века бытовали мало распространённые в России нишевые изразцы с архитектурными мотивами. Интересно, что основной спрос они находили не при создании храмовых декоров и могильных плит, а при постройке готических изразцовых печек в домах состоятельных псковичей.



Нишевые поливные печные изразцы с архитектурным мотивами

По приблизительной оценке в Пскове в XVI веке действовало около десяти гончарных мастерских и только порядка двух-трех работали со сложными поливными изделиями. История сохранила для нас имена двух мастеров - Давыда и Тимохи, которые создали новый тип изразцов, не известный ранее на Руси.

Впервые эти изразцы появились в 1542 году на барабане Никольского храма в г. Острове Псковской области. Их общая особенность - килевидная арка на двух витых колоннах в центре композиции, увенчанная луковичной главой и четырьмя шатровыми башенками, по две с каждой стороны от главной "луковки".



Прорисовка изразцов с барабана Никольского собора с подписями мастеров и изображениями животных и птиц.

Завитки на первом изразце послужили виньетками для миниатюрных изображений реальных и фантастических животных и птиц. В верхних углах изразца вне дубовых виньеток изображены создания противоположные по своей символике. В левом углу - крылатый четвероногий трёхглавый змей - традиционный образ врага христианства и самого рода человеческого. В правом - двуглавый орёл подо короной - символ обновлённого, праведного третьего Рима. Не случайно справа в завитках только райские птицы. Орёл со змеёй в клюве, с опущенной головой, на верхушке нижней башенки слева, отсылает нас к очень популярному в XV - XVI веках литературному произведению "Повести о взятии Царьграда" Нестора Искандера, созданного вскоре после падения Константинополя под натиском турок-османов в 1453 году.

Композиция изразца в целом ассоциируется с известной цитатой из послания Спасо-Елеазаровского старца Филофея: "Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать".

На втором изразце имеется подпись мастеров. Справа - "Тимоха печникъ". Слева  - "Плотник сей ображець резалъ Давыдъ". Давыд и Тимоха прошли обучение у "доброго" немецкого мастера где-то в конце 20-х - 30-х годов XVI века. Формы из их мастерской использовались как минимум 39 лет (последняя в оформлении надгробия пещерного некрополя Псково-Печерского монастыря в 1581 году).



На фото слева - изразец зеленополивной "киот" рельефный (фрагмент), XVI в., глина, глазурь.
Справа - изразец зеленополивной "киот" рельефный (копия), 2-я пол. ХХ в., гипс, краска.



На фото слева направо: Надгробие (керамида) Чихачёва Ивана Федорова сына. 1558 год 28 октября. Псково-Печерский монастырь. Копия 70-х годов ХХ века. Гипс, краска; Керамида зелено-поливная рельефная (фрагмент). XVI в. Глина, глазурь.



Надгробие (керамида) Д.В. Веселова. 1560 г. Псково-Печерский монастырь. Копия ХХ века. Гипс, краска.

Псковские мастера по изготовлению печных изразцов получали заказы и на изготовление керамических украшений для фасадов церквей. Например, среди археологических находок известны фрагменты керамических плиток с буквами - остатки храмозданых надписей. Традиция керамических храмозданных поясов с эпитафиями распространилась в Пскове с конца XV века. Керамические пояса украшали барабаны храмов являясь их декоративным убранством. Они представляют собой цепочку керамических плиток на которых находятся буквы составляющие надпись сообщающую о времени постройки храма, заказчиках строительства. Таким образом храмозданные пояса являются также интересными датированными памятниками псковской эпитафики.



Первые церкви в Пскове, были несомненно, деревянными. С XII века начинается строительство каменных храмов. В каменных стенах церквей появляются голосники. Голосники - это полые глиняные кувшины, вставленные в толщу стен. До сих пор не установлено вполне точно их назначение. Одни считают их резонаторами, другие полагают, что голосники не могли иметь никакого влияния на акустику и служили только для облегчения давления каменных масс.

В XVI веке получила очень широкое распространение лемеховая черепица, которая использовалась для покрытия не только глав церквей, но и кровли. Лемех - старинный кровельный материал в русском зодчестве, деревянная черепица для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов; изготовлялись из осиновых дощечек, концы которых заострялись в виде ступенчатого клина (городачатый), либо имели округлое завершение или треугольное - отсюда и название лемех, так как они напоминали лемех плуга. Форма лемиховой черепицы несомненно происходит от этой традиции сооружения деревянных кровель.



Фрагменты декора барабана церкови Петра и Павла с Буя в Пскове (ложные арки, плитки с буквами, валики). XVI в.
Глина, ангоб, глазурь.



На фото сверху вниз: Голосник со следами известкового раствора. Глина;
Лемеха зеленополивные городчатые. XVII век. Глина, глазурь.
Крепление валика или плитки из декора барабана церкви Петра и Павла с Буя. Глина, следы известкового раствора.

На этом первую часть своего фотоотчета о выставке "Зеркало псковской печи" я заканчиваю. Но продолжение следует...

Добавлю лишь, что текст выделенный курсивом взят из сопроводительных материалов к выставке "Зеркало псковской печи"  - © Псковский музей-заповедник.

Двор Постниковых, Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up