Псков. Выставка "Волшебный фонарь". Фарфоровая скульптура из собрания Новгородского музея

Jul 10, 2022 00:19

Продолжаем знакомиться с выставками, которые проходят сейчас в музейном комплексе "Двор Постниковых". В прошлый раз я рассказала о выставке живописных работ замечательного художника А.А.Большакова, а сегодня рассказ о небольшой, но очень симпатичной выставке под названием "Волшебный фонарь", где представлены фарфоровая скульптура и лубок из собрания Новгородского музея-заповедника.



На выставке можно увидеть фарфоровые скульптурки, производившиеся на русских фарфоровых заводах в XIX веке, а так же ряд иллюстраций из журнала "Волшебный фонарь", издававшегося в первой половине  XIX века, где изображались представители разных простонародных профессий, чьи образы часто служили основой для создания фарфоровых скульптур.  На выставке можно познакомиться с несколькими литографиями из комплекта литографий под общим названием "Из русской народной жизни XIX века".





Афиша выставки

Русский художественный фарфор - яркое, значимое явление в истории декоративно-прикладного искусства. В фондах Новгородского музея-заповедника хранится 55 фигур и композиций из фарфора, изготовленных в XIX - начале XX вв. на отечественных предприятиях. Интересно представлена скульптура частных мануфактур, главным образом Ф.Я. Гарднера, а также единичные предметы фабрик А.Г. Попова, братьев Новых и Тереховых, В. Сабанина, а также Андрея Михайловича Миклашевского и М.С. Кузнецова.

В  XIX - начале XX века наблюдался бурный рост фарфоровых заводов, причиной тому послужил ряд правительственных мероприятий, направленных на поддержание отечественных производителей. В связи с этим значительно расширился ассортимент выпускаемых изделий, в том числе фарфоровых "кукол".

Предприятие купца Ф.Я. Гарднера было самым известным и крупным среди частных мануфактур того времени, выпускавших не только посуду, но и фарфоровые статуэтки. Скульптура Гарднера являлась массовой продукцией, но отличалась большим художественным вкусом в оформлении и отменным качеством фарфора. Самая известная серия скульптур завода - народные образы, представлены скульптурами "Крестьянин с балалайкой", "Гармонист", "Пляшущая крестьянка", "Крестьянка в кокошнике", "Барин и парикмахер". Основным источником для создания фарфоровой пластики была печатная графика. Так в 1817 году К.А. Зеленцов опубликовал серию брошюр под названием "Волшебный фонарь" с гравюрами, изображающими русские народные типы: селян, горожан, ремесленников, торговцев. По этим рисункам завод выполнил серию скульптур. Фигуры имели большую популярность, поэтому тиражировали их не одно десятилетие. Именно тиражированные работы второй половины XIX века завода Гарднера хранятся в коллекции музея. В собрании музея есть две скульптуры "Пляшущая девушка" 1880-х годов. В тот период возвышенный образ русской крестьянки созвучный персонажам Васнецова стал для гарднеровских мастеров эталоном при создании многочисленных фигурок крестьянских девушек.

Более наивно выполнена скульптуры на крестьянских заводах Гжели, стремившихся находиться в русле общих художественных идей, вкусов и тенденций. Эти предметы отличаются жизненностью и простотой исполнения моделей, например скульптура "Девушка с цветами", изготовленная на заводе братьев Новых.

В коллекции музея находится также фарфоровая пластика предприятий, авторство которых при отсутствии клейма не представляется возможным установить. Часто небольшие фабрики заимствовали образы и формы скульптуры у более крупных заводов - Гарднера, Попова. Перед нами целая серия фарфоровых статуэток: "Охотник с зайцем", "Мальчик с пахскальными яйцами", "Пляшущая крестьянка", "Свидание", изготовленные на фарфоровых мануфактурах Гжельского керамического района. Примером влияния гарднеровской скульптуры на частные фарфоровые заводы служит чернильница "Сбитеньщик", изготовленная по модели С.С. Пименова. Ряд фарфоровых статуэток имеют удлинённые пропорции тела и строгие формы подставок, характерные для гарднеровских фигур первой половины XIX века: скульптуры "Продавщица клюквы", "Франт с собакой", "Девушка в сарафане".

К концу XIX столетия наступил закат многочисленных частных заводов, бурный рост капитализации промышленности привёл к разорению большинства из них и объединению других в руках уже нового хозяина, который сумел создать целую монополию в этой сфере. Крупнейшим фабрикантом царской России стал М.С. Кузнецов. Кузнецовский фарфор имел ряд отличительных черт - демократичность, массовость, доступность и популярность. В музейной коллекции находится четыре фаянсавых скульптуры - "Свидание", "Охотник с собакой", "Торговец" и чернильница с изображением двух мальчиков заводов "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова". Крупные пропорции фигур, пёстрые яркие краски, а вместе с тем простота и жизненность отличают кузнецовские фигурки. Предметы могли иметь и утилитарное применение, так ствол дерева мог превратиться в чернильницу или карандашницу.



В январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал "Волшебный фонарь" - гравированные картинки изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты. Тексты журнала представляют типовые бытовые ситуации, характерные для российской столицы начала XIX века. Это ценный источник информации о бытовой жизни Санкт-Петербурга времён А.С. Пушкина, о нравах и обычаях, работе простого народа. Волшебный фонарь один из первых иллюстрированных журналов России.

Название журнал имел длинное: "Волшебный фонарь, или Зрелище С. Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию".

Автором рассказов и создателем сборника считается Павел Ильич Петров, служивший переводчиком при Императорском вольном экономическом обществе. Хотя в исследованиях также называются имена П.А. Вяземского, Н.И. Греча и Ф.Н. Глинке. Иллюстрации выполнил Алексей Гаврилович Венецианов (1780 - 1847), создатель первого карикатурного журнала, или Капитон Алексеевич Зеленцов (1790 - 1845).

Журнал выходил отдельными брошюрами, которые, как правило, владельцы потом объединяли под одним переплётом. Картинки сопровождались подписями на русском, французском и немецком языках. В полном экземпляре было 187 страниц, 42 иллюстрации. Очень быстро журнал сделался библиографической редкостью, а споры об авторстве литографий и текстов продолжаются до сих пор.

Вскоре по мотивам гравюр и картин, напечатанных в журнале, создавались фарфоровые фигурки. Это были произведения Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, демонстрирующие главную тему национальной школы русской мелкой пластики - изображение простонародных типажей и характеров жителей России.



Иллюстрация из журнала "Волшебный фонарь" - "Разносчик с книгами и Сочинитель"



На данном фото - скульптура "Девушка с цветами" (завод братьев Новых, Московская губерния, Богородский уезд, 1818-1830-е гг., фарфор, роспись надглазурная);
скультптура "Охотник с зайцем" (Россия, первая пол. XIX в., фарфор, роспись надглазурная);
композиция скульптурная "Свидание" ("Товарищество М.С.Кузнецова" (Дулевский завод), конец  XIX в., фаянс, роспись подглазурная)



Композиция скульптурная "Свидание" ("Товарищество М.С.Кузнецова" (Дулевский завод), конец  XIX в., фаянс, роспись подглазурная)



На фото: скульптурная группа "Свидание" (Россия, вторая треть XIX в., фарфор, роспись надглазурная);
скульптура "Барин и парикмахер" (Россия, вторая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная);
скульптура "Франт с собакой"  (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная).

Литературные и изобразительные сюжеты лубочная картинка брала в иконе, фреске, в рыцарском переводном романе, в итальянских и русских сказках, песнях, в литературной "классике", позднее - в газетных и журнальных текстах. Народную гравюру, возникшую в Европе XV веке, называли в XVII веке "потешными листами", в XVIII веке "печатными листами", "московскими картинками", "панками", "забавными историческими листами". Продавцы XIX века называли их "простовики", "праздники", "конница" и "балагурник". Термин "лубочные картинки" со временем менялся на "русские народные", "лубок", "народная гравюра".

Первый лубочные картинки были ксилографическими, в XVIII веке рисунок вырезался или протравлялся на меди, в 1820-х годах стали появляться первые литографические мастерские. На протяжении веков лубочная картинка выходила раскрашенная от руки. Яркость и броскость цвета являлись не только особенностью, но обязательно условием лубка. Яркость красок обеспечила и быстрый успех в конце XIX века  новому способу цветной печати - хромолитографии.

В XVII веке лубочные картинки украшали и избы крестьян, и царские хоромы, в XIX веке становятся достоянием лишь городских низов и крестьянства. Для них лубок заменял и книгу, и песенник, и, отчасти, газету.

Термин "лубок" довольно широк по своему смыслу. Произведения прикладного искусства, близкие к народной гравюре по изобразительному языку и художественным принципам и избравшие её эталоном для подражания, приобрели черты, которые не могут быть обозначены иначе как "лубочные". Эти же черты были у фарфоровой скульптуры частных российских заводов XIX века. На выставке лубок представлен с фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие в основном ко второй половине XIX столетия.



Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века".
Верхняя - "Девушки в рощице гуляли и веночки завивали" (литография А.В. Морозова, 1872 г.);
внизу - Русская пляска "По улице мостовой" (литография П.А. Глушкова, 1869 г.)



"Тройка". Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография Голышева, 1879 г.



Песня "Волузях, волузях...." Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография И. Гаврилова,
издание П.Н. Шерапова, 1863 г.

Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Жака Доминика Рашетта появилась в царствовании Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе. Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор Степан Степанович Пименов создал скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античные героев. Одна из них, женщина с коромыслом или "Водоноска", стала символом русского фарфора.

Завод Гарднера приобрёл право на повтор скульптуры "Водоноска" и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа. В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для "лубочных" вариантов полюбившихся публике фарфоровых фигур. К 1860-м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев "Волшебного фонаря" заменили характерные персонажи литературы "натуральной школы" сатирического и обличительного содержания.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (не глазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.

После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название "бисквиты Гарднера". Параллельно, на фабрике М.С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса. Уличные типы и крестьянский типаж фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920-х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными чем простонародные.



Иллюстрация из журнала "Волшебный фонарь" - "Чухонец продает масло"





на фото: скульптура "Женщина с самоваром" (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная);
скульптура "Сбитенщик"  (Россия, середина XIX в., фарфор, роспись надглазурная).



на фото: чернильница "Сбитенщик" (Завод Гарднера, 1840 - 1860-е гг., фарфор, роспись надглазурная, золочение);
скульптура "Мальчик с пасхальными яйцами" (Россия, XIX в., фарфор, роспись надглазурная).



На фото: скульптура "Продавец живой рыбы" (производилась на заводе Гарднера в 1820-е гг., фарфор, роспись надглазурная); скульптура "Продавщица клюквы" (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная)





Иллюстрация из журнала "Волшебный фонарь" - "Разносчик сапогов и башмаков"



Скульптура "Девушка в сарафане" (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись)



Скульптура "Крестьянка в кокошнике" (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная)



Скульптура "Пляшущая девушка" (Россия, первая половина XIX в., фарфор, роспись надглазурная)



Романс "Под вечер осенью ненастной..." Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография И.Гаврилова, 1865 г.



Романс "Под вечер осенью ненастной..." Комплект литографий "Из русской народной жизни XIX века". Литография А.Абрамова, 1866 г.

Ну и прекрасные, с моей точки зрения, скульптуры из "Гарднеровского бисквита".





Скульптура "Гармонист" (завод Ф.Я.Гарднера, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, 1880-1890-е, бисквит, роспись)



Скульптура "Пляшущая крестьянка" (завод Ф.Я.Гарднера, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, 1880-е, бисквит, роспись)



Скульптура "Крестьянин с балалайкой" (завод Ф.Я.Гарднера, Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вербилки, последная треть XIX в., бисквит, роспись)

Вот такая чудесная выставка...

В заключении добавлю, что текст, выеленный курсивом, взят мной из сопроводительных материалов к выставке - Сopyright © Псковский музей-заповедник

Двор Постниковых, Псков, Фоторепортаж, Выставки, Псковский музей-заповедник

Previous post Next post
Up