С 18 марта по 7 июля 2015 года в Главном штабе в рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» проходит выставка одной картины - «Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт». Из Музея Орсэ, Париж». Поэтому я, будучи в Эрмитаже, не могла пройти мимо этой картины из моего
самого любимого парижского музея.
Бал в Мулен де ла Галетт
Огюст Ренуар
1876 г.
Холст, масло. 131 х 175 см.
© Музей Орсэ, Париж
«Мулен де ла Галетт» (Moulin de la Galette) - старинная мельница, была построена на Монмартре в 1622 году и служила по своему прямому назначению до 1860-го года, когда была переделана хозяевами в таверну с танцплощадкой. Со временем она превратилась в один из самых популярных дансингов Парижа, оставаясь таковой практически до Первой мировой войны. Этот уголок Парижа запечатлели на своих полотнах многие художники, среди которых был Огюст Ренуар.
Кстати, "Мулен де ла Галет" и сейчас существует в Париже в качестве ресторана. Так что под катом можно не только прочитать о самой картине и о том как Ренуар над ней работал, но и увидеть фотографию как выглядит ресторан "Мулен де ла Галетт" в наши дни.
Поскольку на выставке фотографировать было нельзя, то и репродукцию картины и текст, выделенный курсивом я взяла
на сайте Эрмитажа. Этим же текстом картина сопровождалась на выставке.
«Бал в Мулен де ла Галетт» - крупная и самая многофигурная композиция мастера, которой работал над ней в течение всего лета 1876 года. Мулен де ла Галетт (Галетная мельница), расположенная на вершине Монмартского холма, в середине 1870-х годов служила основным центром воскресного досуга для местной молодежи. Ренуар писал этот «дансинг» на пленэре, прямо под открытым небом, захваченный истинно народной атмосферой развлечений.
Младший брат художника, Эдмон Ренуар, в 1879 году так описывал работу Ренуара над «Балом»: «Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху».
Выбор темы был в огромной степени предопределен обстоятельствами жизни Ренуара на Монмартре. В это время художник близко общался с группой молодых живописцев-завсегдатаев кафе «Новые Афины». Все они с удовольствием соглашались позировать Ренуару для его картины, принимали участие в вербовке натурщик, ухаживали за местными девушками. Для них это был спектакль, своего рода хэппенинг, и Ренуару оставалось только слету схватывать позы.
Благодаря биографу Ренуара, Жоржу Ривьеру, мы знаем некоторых участников сцены «Бала». Так композиционный центр картины образует яркая пара - Маргерит Легран (Марго) и высокий, с иголочки одетый джентльмен в цилиндре. И если Марго простая натурщица для многих полотен Ренуара, то её партнер - кубинский живописец испанского происхождения Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас, всегда церемонный и сдержанный. Ренуар прекрасно знал, какой эффект произведет на публику соединение мягкой сдержанности воспитанного Дона и бесшабашного аллюра Марго.
«Бал в Мулен де ла Галетт» являет небывалый прежде параллелизм действия. Люди разговаривают, двигаются, танцуют. Но одновременно танцует и свет, зажигая блики и цветные рефлексы. Ренуар был поглощен этим живым светом - главным синонимом современности в живописи того времени. Прием «рваного» света Ренуар открыл годом раньше в «Этюде» обнаженного торса в окружении зелени, а весной 1876 года применил его в «Качелях» (Музей Орсэ, Париж).
Уникальность представленной картины также в том, что впервые столь большая многофигурная и сложно построенная композиция была полностью написана на пленэре. Импрессионисты, как никто до них, были чувствительны к градациям света, и Ренуар хотел завершить «Бал в Мулен де ла Галетт» летом, до того как начнет меняться характер солнечного освещения. В общей сложности исполнение заняло не менее трех месяцев, с конца мая до конца августа. Художник приходил в Мулен после трех и уходил, когда спадало дневное веселье, после шести. Теплый летний колористический регистр подчинил себе все параметры живописи «Бала». Летние сеансы продвигались споро, работа его «заводила», и, всматриваясь в детали «Бала в Мулен де ла Галетт», нельзя не почувствовать быстрого, уверенного бега кисти.
Однако и публика, и критика далеко не сразу оценили своеобразие картины. На Третьей выставке импрессионистов в 1877 году, где картина была показана впервые, ее, в сущности, не заметили. «Бал» начал привлекать настоящий интерес лишь спустя двадцать лет, после того как появился в экспозиции Люксембургского музея, побуждая Анри де Тулуз-Лотрека и юного Пабло Пикассо создавать собственные вариации.
«Бал в Мулен де ла Галетт» чрезвычайно редко покидает свое место в парижском музее. В рамках обмена самого высокого уровня эрмитажный триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря» (1911) будет представлен в Орсэ.
К выставке Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа подготовлена книга «Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. Из Музея Орсэ, Париж». Куратор выставки - Альберт Григорьевич Костеневич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
А так выглядит ресторан Мулен да ла Галетт в Париже в наши дни...
Новостной сюжет Пятого канала об открытии этой выставки
здесь.
Все мои прогулки по Петербургу собраны
здесь, мои все мои променады по Парижу можно увидеть
здесь.