На днях я рассказала, как, будучи недавно в Петербурге, очень удивилась внешнему виду Дворцовой площади,
украшенной по случаю Международного конгресса ландшафтных дизайнеров деревьями в кадушках и травяными газонами. Но конечно, я не просто так оказалась на Дворцовой. Я шла в Эрмитаж, вернее, в Главный штаб, куда не так давно из Зимнего дворца переехали импрессионисты, а так же европейское искусство середины XIX - начала ХХ века.
Об экспозиции импрессионистов в Главном штабе
я уже рассказывала раньше. Теперь пришел черед познакомиться с другой новой экспозицией, которая называется "Искусство эпохи модерна".
Экспозиция "Искусство эпохи модерна" совсем небольшая - всего три зала. В основном здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства и немного графики, относящиеся к стилю модерн. У этой выставки есть небольшой сопроводительный текст, рассказывающий о стиле модерн, который я здесь и процитирую, выделяя курсивом...
Представленная в трех залах Главного штаба экспозиция призвана познакомить зрителя с прикладным искусством и графикой европейских мастеров, работавших в конце XIX - начале XX века. Этот период связан с появлением нового большого художественного стиля. В каждой стране его называют по-своему. В России это модерн, во Франции - ар-нуво, в Германии - югендштиль, в Австрии и Чехии - сецессион, в Италии - либерти... Несмотря на разницу в названиях, речь идет о едином явлении, основанном на общности пластического языка и близости художественных приемов, использовавшихся мастерами различных национальных школ.
Представленные здесь стеклянные вазы, произведены во Франции период 1895 - 1914 годов двумя мануфактурами - "Братья Дом и Ко. Стеклянный завод в Нанси" и фирма "Легра и Ко. Стекольные заводы Сен-Дени"
Впервые модерн заявил о себе на Всемирной выставке в Париже 1889 года. Его появлению предшествовали десятилетия поисков новых выразительных средств в искусстве, отвечавших изменившимся запросам общества в условиях бурно развивающейся промышленной революции. Европейские салоны изобиловали предметами, выполненными во вкусе предшествующих эпох. Использовавшееся машинное производство, с одной стороны, приводило к снижению качества художественных изделий, с другой - позволило накопить опыт работы с различными материалами на новом технологическом уровне. Этим опытом с успехом воспользовались мастера эпохи модерна.
На формирование нового направления влияло множество различных факторов, вплоть до заметного воздействия японского искусства, ставшего более доступным для европейцев с конца 1860-х годов. Как и мастера Дальнего Востока, художники модерна в первую очередь обращались к природе. Широко использовались стилизованные растительные мотивы. Огромная роль в искусстве этой эпохи отводилась орнаменту, не просто заполнявшему поверхность предмета, но и ставшему важным компонентом формообразования. Визитной карточкой стиля считается своеобразный орнамент, в основе которого лежат упругие текучие линии, напоминающие волну.
Наряду с флоральными мотивами любимыми становятся женские образы, олицетворяющие все ту же стихию природы. Они встречаются на плакатах, создававшихся такими мастерами, как Анри Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Эжен Грассе. Женские фигуры включаются в орнаментальные композиции, появляются в фарфоровой пластике, в виде маскаронов украшают фасады зданий.
В эпоху модерна возрастает роль художника, работающего над созданием предметов прикладного искусства, набирает силу промышленный дизайн. Второе рождение переживает европейский фарфор, мебель, художественный текстиль, ювелирное искусство. Однако материалом, которому мастера нового стиля отдавали особое предпочтение, становится стекло. Новые технологические возможности позволили создавать огромные окна, изменив архитектуру зданий, а модный в эту эпоху витраж добавил интерьеру яркий, насыщенный колорит. Особая роль в развитии художественного стеклоделия эпохи модерна принадлежит французскому художнику Эмилю Галле (1846-1904). Он не только выработал собственный неповторимый стиль, но отразил в своем творчестве эволюцию всего художественного направления в целом. Успех его работ способствовал появлению последователей мастера в различных европейских странах, в том числе в России.
Роже Гийом. Плакат "Мария Мариани". 1897.
Анри Плева Ривемон (1861 - 1936). Рекламный плакат "Газовый рожок Liais затмевает электричество"
Эпоха модерна закончилась в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Эстетические принципы этого стиля в последующие годы не всегда вызывали понимание, но многие идеи, предложенные на рубеже XIX и XX веков, легли в основу современного искусства.
Стол наборной работы с резными ножками в виде стрекоз. Франция. Нанси. Мастерская Эмиля Галле. ок. 1900
Лампа настольная. Париж. 1900-е.
Это мы рассмотрели некоторые из экспонатов первого зала. Теперь переходим во второй.
Мисти (Фернан Мифлье) (1865 - 1922). Афиша "Праздненство в Нейи на Сене". 1902
Жорж де Фёр (Жорж Жозеф ван Слейтерс) (1868 - 1943). Роковая женщина. 1897
Жюль Шере (1836 - 1932). Афиша катка (Ледового дворца) на Елисейских полях. 1900
Дамские платья. Послеобеденное шелковое платье с кружевной отделкой 1905 - 1907 годов (слева) и платье из плетеного кружева на шелковом чехле 1910 (справа)
Кашпо. Керамика. Франция. ок. 1900
Зеркало в форме веера. Париж. Фирма "Альфонса Жиру - вдова Фердинанда Дювинажа". 1877 - 1882
Сумочка, вышитая бисером. Западная Европа. Начало ХХ века.
Веер с изображением цветов. Бельгия. 1900-е
Шаль с растительным орнаментом. Бельгия. Конец XIX века.
Декоративные статуэтки и кофейный сервиз из фарфора
Танцовщица. Бавария. Зельб. Фарфоровый завод "Ф.Розенталь и Ко". Первая треть ХХ века
Русалка. Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура. 1911
Переходим в третий зал.
Шкаф-кабинет с акварельной вставкой. Париж. Торговый дом "Эскалье де Кристал". 1894
Две вазы из Франции. Фабрика Теодора Дэка. 1880-е
Мантеле из бежевого шелка с коричневым бархатным узором. Санкт-Петербург. Фирма М.Г.Амиранова. 1884 - 1886
Кресло. Санкт-Петербург. Фабрика Мельцера. Начало ХХ века.
Каминный гарнитур. Голландия. Гаага. ок. 1900 г.
Чаша с крышкой. Флоренция. Начало ХХ века.
Чаша. Франция. Мануфактура Лонгви. Последняя четверть XIX века.
Ваза. Австрия. Первая чертветь ХХ века.
Вот такая небольшая экспозиция, посвященная модерну.
Но в конце еще немного интерьерных фотографий этих залов... Обращают на себя внимание расписной потолок и печи...
Вот теперь, пожалуй, всё.
Ссылки на все мои предыдущие записи о прогулках по Петербургу, о его музеях и выставках, садах и парках можно увидеть
здесь.