Следующее утро у нас началось гораздо раньше. Помятуя вчерашние очереди, мы решили не затягивать с подъёмом и сборами, разогрели на завтрак остатки вчерашней пиццы, быстро собрались и отправились на склон.
Сегодня мы скорее напоминали дом престарелых на прогулке, чем пятёрку бравых сноубордистов: вчерашние травмы давали о себе знать, и до места старта мы шли прихрамывая и покрякивая. Были вообще большие сомнения насчёт сегодняшнего катания, потому что даже шлось с трудом. Однако оказалось, что передвигаться на доске гораздо проще, чем пешком: травмированные части надёжно зафиксированы ботинками и защитой, и единственное, что от нас сегодня требовалось - не травмировать их ещё больше. Ну а что касается маршрута, план на сегодня был спуститься до Церматта, найти там трамвайчик, который ходит у них в качестве одного из подъёмников, подняться на нём на другую зону катания и погонять по местным трассам.
Ранний подъём сработал: в 9 утра народ только начал подтягиваться, и мы успели проскочить без очередей и добрались до Plateau Rosa буквально за 20 минут. Уже знакомая красно-синяя трасса (на сей раз удалось набрать достаточно скорости и крабиком прыгать почти не пришлось), шезлонги с видом на Маттерхорн - мы в Швейцарии. Серёга тоже учёл вчерашний опыт, в Италию не поехал, крабиком не прыгал, и когда я, уверенно лидируя, подъехала к своему личному раю, он там уже нагло восседал и пил чай.
Не успела я порадоваться тому, как гладко всё идёт и как рано мы сегодня добрались до швейцарской стороны, как Серёже пришла смска от Тани: миссия "не травмировать себя ещё больше" была провалена, она довольно серьёзно ушибла спину и кажется, на сегодня её катание было закончено. Нужно было подняться обратно и отдать ей ключи от дома. Обратно можно было попасть нашим вчерашним маршрутом - на гондоле до Glacier Paradise и оттуда по красной трассе до Plateau Rosa, или подняться сразу до Plateau Rosa на двух бугелях. Бугели до этого мой брат видел только на картинках Игоре, никогда на них не ездил, и я всячески заклинала его выбрать более долгий, но надёжный маршрут через Glacier Paradise. Вспоминая свой первый опыт подъёма на бугеле, я пугала его коварными палками, которые так и норовят выскользнуть из-под ноги или пережать тебе вену на бедре, ужасными сугробами, в которые он обязательно зароется, постоянно меняющимся углом подъёма, потерей равновесия, провалом и разочарованием. Серёжу мои страшилки не впечатлили и он выбрал короткий путь. Вопреки моим ожиданиям, он совершенно спокойно подхватил первую же подъехавшую палку, сунул её под ногу и через 5 минут скрылся за горизонтом, даже и не думая терять равновесие и зарываться в сугроб. Раньше, когда я становилась свидетелем подобного мастерства (а мастерством я в данном случае называю умение уехать на первой же палке и не упасть на первой же кочке), я успокаивала себя тем, что эти люди наверняка потратили на это годы и годы тренировок, и мне ещё только предстоит пройти этот путь. Но сейчас был явно не тот случай и я начала думать, что это со мной что-то не так.
Пока я озадачено смотрела брату в след, подъехали Сашка и Света. Было ещё довольно рано, солнце пряталось за горой, и в шезлонгах было прохладно. Через 10 минут мы окончательно замёрзли - не спасал даже чай - и мы устроили со Светкой танцы, благо, бар работал и музыка играла довольно бодрая. Мимо нас равнодушно проезжали лыжники и сноубордисты - бездушные сволочи, хоть бы кто улыбнулся! Так себе мы танцуем, видимо. Наконец приехал Серёга и мы продолжили свой путь.
Без проблем добравшись по красной трассе до следующей станции (Furgg), мы собрались у карты и стали изучать пути спуска в Церматт. Прям от того места, где мы стояли, вниз уходила чёрная трасса, но помня о главной задаче на сегодня - не травмировать всё остальное и сохранить в рабочем состоянии уже травмированное - мы поначалу даже не рассматривали этот вариант. Все
карты указывали на то, что где-то здесь должна проходить красная трасса, но на местности на неё не было и намёка. Наконец, мы её обнаружили: она здесь действительно проходила, только вела не вниз, а вверх, до станции Schwarzsee в 150 метрах над нами. На карте Schwarzsee был почему-то нарисован ниже Furgg, а посмотреть на высоту никто не догадался. С Schwarzsee в деревню действительно уходила красная трасса, а вот с Furgg было только два пути: на подъёмнике вверх или по чёрной трассе вниз.
"Швейцарскость" этого фото зашкаливает
За спинами ребят - та самая чёрная трасса
После долгих сомнений и колебаний, мы решили следовать нашему любимому принципу “будь что будет”, встегнулись и осторожно поехали вниз. Я второй раз в жизни ехала по чёрной трассе и всё ещё робела перед ними, но, в начале спуска Серёга (который до этого чёрные трассы видел только на картинках), успокаивая то ли меня, то ли себя, сказал очень правильную вещь: “Да поставь тут красные флажки вместо чёрных, мы бы слетели вниз и даже не задумались!” Осознав всю правильность этой мысли, я решила не задумываться и дело пошло на лад. Трасса оказалось очень живописной, интересной и совсем не страшной. Без падений, конечно, не обошлось, особенно в начале, пока психологический барьер ещё не был преодолён, но под конец мы настолько вошли во вкус, что готовы были подняться и скатиться ещё пару раз. Остановило нас только то, что времени было уже довольно много, а путь ещё предстоял не близкий.
После чёрной трассы до Церматта можно было спуститься на подъёмнике или доехать по красной трассе. Мы, конечно, выбрали трассу, и 100 раз пожалели, потому что она оказалась отвратительнейшей: с горками, трамплинами, пологими участками и льдом. По ощущениям - гораздо сложнее и неприятнее чёрной трассы, что ещё раз подверждало серёжину мысль.
Трасса вывела нас к реке и первым домикам Церматта. Внизу было жарко и очень красиво. Маттерхорн, отсюда такой далёкий, выглядел как на открытке. Вокруг были деревянные дома, бурная горная речка, залитые солнцем склоны, ёлочки, лыжники и вообще полнейшая идиллия. Для полноты картины стоит наверное добавить, что в Церматте нет ни одного автомобиля: из траспорта только шустрые электромобильчики, электроавтобусы и лошади, поэтому воздух здесь не просто чистый, а кристалльно чистый. Просто столица экотуризма!
Выезд красной трассы
Идиллия в одну сторону
Идиллия в другую сторону
Совсем размякшие от тепла и красоты, мы неспеша побрели вдоль речки в сторону центра. Карты Церматта у нас не было, но судя по карте подъёмников, трамвайчик ходил откуда-то оттуда. Через какое-то время противоречивые указатели совсем нас запутали, и мы в растеренности остановились на очередном перекрёстке. На наше замешательство мгновенно отреагировал таксист на электромобильчике, проезжавший мимо, остановился, расспросил, куда нам надо, и стал указывать дорогу. Пока мы с ним разговаривали, подъехал автобус, которому таксист перегородил дорогу и спокойно (представляете? СПОКОЙНО!) ждал, пока тот отъедет. Заметив его, таксист замахал руками водителю, чтобы тот нас подвёз, потому что идти было ещё довольно далеко. Поначалу водитель автобуса наотрез отказался брать нас вне остановки, но после обмена парой реплик и нескольких перемигиваний с таксистом, он-таки открыл двери. Вся сцена заняла не более двух минут, но поразила нас до глубины души. Такого радушия и участия на таком “мажорном” курорте мы никак не ожидали. Довезя нас до места, водитель ещё раз уточнил, куда нам надо, и указал рукой на нужное здание. Стоит ли говорить, что автобусы в Церматте для отдыхающих бесплатны.
Ближайший трамвайчик отправлялся через 10 минут и уже ждал нас на остановке, гостеприимно распахнув двери. Мы расположились внутри, достали бутерброды и чай (ну а чего время-то терять) и поехали. Вот так вот просто, любуясь видами, попивая чай и беседуя, мы ехали на трамвае в Альпах. Это было так привычно (ну что же я, на трамваях не ездила?) и так невероятно одновременно. За окном проплывали деревья, скалы и бескрайние снежные плато, трамвай останавливался на остановках, одни люди выходили, другие заходили, и в целом это был точно такой же трамвай, как ходит по Марата, если бы тот поднимался на высоту 3000 м, из него было бы видно Маттерхорн, а все пассажиры были бы с досками или с лыжами.
Травмайчик снаружи
Трамвайчик внутри
Из трамвайчика: вот эта чёрная кишка - это туннель, мы в него сейчас поедем. А справа от него трасса, по ней мы тоже потом поедем
Виды сверху от трамвайчика
Когда мы поднялись наверх, времени было уже совсем впритык и надо было ехать в сторону дома. От конечной остановки трамвая несколько трасс вели прямо до той станции, куда мы спустились по чёрной трассе, а от неё уже без проблем можно было подняться на Trockener Steg, откуда уходила гондола в Италию. И хотя я довольно сильно нервничала и постоянно поглядывала на часы - в этот отпуск мне почему-то ужасно не хотелось ночевать в Швецарии - всё шло хорошо и мы отлично успевали.
На Trockener Steg мы приехали в 14:40, за 50 минут до отправления последней гондолы, и на радостях решили ещё разок скатиться по красной трассе, которая нам так полюбилась накануне. Со всеми катаниями, туалетами, сувенирными магазинами и прочими задержками, мы подошли к гондоле примерно в 15:15. И каков же был на ужас, когда мы увидели железные заграждения и пузатого дядьку, который никого не пускал кричал что-то невразумительное на смеси итальянского, немецкого и английского. Собралась уже довольно внушительная группа людей, никто ничего не понимал, но все хотели в Италию, дядьку уже были готовы порвать, пока он наконец не мобилизовал все свои знания английского и не объяснил нам, что осталось всего два рейса, а народу на них уже набралось достаточно, поэтому гондола сегодня нихьт, а единственный путь наверх для нас - два бугеля до Plateau Rosa. Два. Бугеля. Кажется, в Швейцарии мне предстояло ночевать сегодня одной.
В начале рассказа про сегодняшний день я довольно подробно описала своё отношение к бугелям, повторяться нет смысла. Я шла на ватных ногах, не слыша и не видя ничего вокруг, и просчитывала варианты. Их было не так много: остаться в Швейцарии, подняться пешком и подняться на бугеле. Ночевать в Швейцарии всё ещё было нереально дорого, уютных вокзальчиков мы в Церматте не заметили, не говоря уж о том, что Саша бы меня не бросил и остался бы со мной, и я бы усложнила жизнь не только себе, но и ему. Подниматься пешком на 540 метров меня, конечно, не особо пугало, но были серьёзные подозрения, что до темноты я не успею и вообще спасатели развернут меня назад прежде, чем я поднимусь до конца первого бугеля и таки придётся ночевать в Швейцарии. Не говоря уж о том, что Саша бы меня не бросил и т.д. Когда мы подошли к началу бугеля, как-то само собой остался только один, самый безумный вариант, и я решила рискнуть. Чтобы добавить моей поездке адреналина, работник подъёмника громко сообщил, что через 10 минут бугель закрывается. То есть второго шанса у меня не было.
Палку под ногу, вес вперёд, доской не управлять, вниз не смотреть, расслабиться - поехали. Расслабиться, конечно, мне не удалось, наоборот - кажется, если бы до меня в этот момент кто-нибудь дотронулся, я бы рухнула мордой в снег зазвенела, как натянутая струна, настолько я была напряжена и сконцентрирована. Мир вокруг перестал существовать, остались только я, бугель и доска у меня под ногами. Нет права на ошибку, в голове крутилась единственная мысль - если я упаду, я подведу всех. По уровню напряжения в этот момент был бы вполне уместен взрывающийся вертолёт где-нибудь неподалёку. Но время шло, вертолёт не взрывался, напряжение потихоньку спадало, мир вокруг стал проступать всё отчётливее. На удивление, у меня неплохо получалось. Через какое-то время я осмелела настолько, что немного повернула голову и краем глаза разглядела едущего за мной Сашку: этот безумец радостно махал мне рукой. Я не сошла с ума настолько, чтобы отпускать палку, поэтому его махания остались без ответа.
Когда я уже почти уверилась в успехе предприятия, впереди замаячил перекрёсток с синей трассой. А это значит - кочки, ямы, неровности, сумасшедшие сноубордисты и почти неминуемое падение. Опять волю в кулак, нервы на пределе - перекрёсток пройден успешно. Почти. Почувствовав свободу и простор, доска предательски стала уплывать из под ног, и на бугельную трассу мы вернулись сильно правее нужной траектории, уехав в нагребённый сбоку снег. Доска заходила ходуном, я почувствовала, как теряю равновесие, и уже была готова рухнуть и запороть всё дело, но тут как будто невидимые руки подхватили меня и поставили обратно. Спасибо тебе, ангел-хранитель ;) Через пару минут я перестала слышать, как стучит моё сердце, и душевное равновесие было восстановлено. Но только я пришла в себя, как бугель решил ещё раз испытать мои нервы на прочность и остановился. Обычно за этим следовал неожиданный рывок вверх и, как водится, неминуемое падение. Но я уже собралась и была полна решимости бороться до конца. Опять предельная концентрация, готовность к любому рывку, любой самой неожиданной выходке этой коварной конструкции! Но мои опасения были напрасны, рывка не было, мы начали движение очень плавно, и я уже была готова признать, что этот бугель не так и плох. Оставшийся подъём прошёл без особых приключений, наверху я с облегчением отбросила осточертевшую палку и наконец выдохнула. Но расслабляться было рано, впереди нас ждал второй бугель, который - вот так совпадение! - тоже закрывался через 10 минут. Тут меня немного успокаивало то, что самый длинный кусок позади, и подниматься, в случае чего, было гораздо меньше. Ну и, конечно, успех предыдущего бугеля меня окрылил, так что на этом подъёме я чувствовала себя гораздо спокойнее и увереннее.
И вот заветная Plateau Rosa, спуск в Италию и где-то далеко внизу дом. Мы спасены. Позади 540 метров подъёма, 20 минут на бугеле - для меня это целый подвиг. Хотя ребят явно не впечатлили мои успехи - подумаешь, бугель. Знали бы они!
Дорога вниз была уже знакома, однако на этот раз мы решили ждать друг друга на каждом перекрёстке, чтобы никто не пропустил нужный поворот и все доехали сегодня прямиком до дома, не спускаясь в Червинию. Все уже более или менее представляли, где вчера уехали не туда, так что с задачей мы успешно справились и ещё засветло были дома. А там нас уже ждала Таня с вкуснющим ужином, что было как нельзя кстати, потому что от бутербродов в трамвае остались лишь приятные воспоминания.
Подкрепившись и отдохнув, мы решили наконец совершить вылазку в город, тем более сил и времени было ещё достаточно. Намарафетившись и одевшись в “гражданское”, мы вышли из дома и сели в автобус. Водитель попался отличный - сначала долго выяснял, откуда мы, а когда узнал, долго думал, вспоминал и наконец выдал “Merry Christmas! Santa Claus!” А ведь действительно, был сочельник, мы, к стыду своему, и сами забыли, а он знал откуда-то - удивительно.
В городе было скучно. Мы прошлись по улочкам, заглянули в несколько сувенирных лавок и зашли в ресторан - выпить по бокалу вина. Больше развлечений мы там себе придумать не смогли.
Наши в городе
Наши в ресторане
Ресторан оказался явно с русским уклоном (как и всё здесь), обслуживал нас совсем русский мальчик Артём. Услышав, как мы эмоционально обсуждаем приключения сегодняшнего дня, он включился в разговор и тоже поведал нам несколько историй из своей лыжно-сноубордической карьеры - как травмировал несколько человек (случайно, разумеется), сбил полицейского на склоне, после чего у него на 3 месяца отобрали скипасс и запретили кататься на курорте. Даже фотография, говорит, висела в кассе и на подъёмниках - мол, такого не пропускайте и ничего ему не продавайте. Местная звезда, в общем. Через некоторое время он подошёл снова, принёс тысячу рублей и сказал, что это оставили ему на чай и сколько это в евро? Мы сначала долго и нервно смеялись, а потом посоветовали избавиться как можно быстрее от этой купюры, потому что пока это около 14 евро, а что будет завтра - неизвестно. Вообще мальчик оказался довольно приятный и явно соскучившийся по общению на родном языке, мы проболтали весь вечер и расстались очень довольные друг другом: он не включил нам в счёт одну бутылку вина (сказал, подарок в честь знакомства), а мы оставили ему неплохие чаевые.
Так закончился ещё один прекрасный день в Альпах, мы неспеша брели домой, переполненные впечатлениями, эмоциями и итальянскими дессертами, каждый своими, каждый в своих мыслях, но мы все точно знали одно: завтрашний день будет ещё лучше.
А по ночам он ещё и подсвечивается