Книгу, которая объединила два небольших романа, мне подарили со словами: «Стиль молодой Франсуазы Саган». Совершенно непохоже.
Критики и поклонники Амели Нотомб дали ей два определения, которые уже неотделимы от ее образа: enfant terrible франкоязычной литературы и Святой Дух. Я бы добавила третье - мисс Эгоцентризм. В своих автобиографических романах она ведет повествование от лица постепенно взрослеющей девочки, которая уверена в том, что все вокруг создано для нее, стоит только протянуть руку и взять - будь то печенье spekulatius, любовь подруги, виски или имя няни (она не знала, что она моя рабыня и считала себя китаянкой). К тому же, брать надо быстрее, активно пользоваться всеми благами, которые предоставляет жизнь, потому что в 12 лет случится непоправимое - будет перейден последний рубеж детства и наступит пресыщение жизнью - девочке останется лишь стареть, медленно и невыносимо двигаясь к упадку.
Главная героиня романов Амели располагает к себе начитанностью, расчетливым цинизмом и абсолютно не укладывающимися в привычные рамки детского мышления зрелыми выводами. Она считает, что взрослые никогда не были детьми и их единственное предназначение в том, чтобы их отпрыскам не приходилось заботиться о пище и питье, для того, чтобы они до конца могли исполнять свое главное предназначение - быть детьми, то есть жить полной жизнью. Она делит людей на женщин, маленьких девочек и нелепых существ, обладающих причудливыми отростками. Женщин можно любить, калек можно жалеть, но влюбляться позволено лишь в маленьких девочек, чьи гладкие тела совершенны. Она...
Творчество Нотомб - это синтез калейдоскопических воспоминаний о детстве, проведенном последовательно в шести странах, парадоксальных умозаключений по итогам наблюдений за устройством мира и комичных нелепостей, сопровождающих будни будущей писательницы. Любопытно, местами захватывающе, частично затянуто и совершенно определенно - скомкано в конце.