Пуримшпиль

Mar 09, 2009 22:42

Эта пьеса была написана одним моим хорошим знакомым в 1989 году для Ленинградского профессионального еврейского театра. Сам театр был организован на год раньше, но уходил корнями в начало восьмидесятых. О том, что в доперестроечные времена в Ленинграде существовал подпольный еврейский театр, знают немногие. Спектакли играли по квартирам, в ( Read more... )

друзья, книги

Leave a comment

mangupli October 19 2009, 07:12:53 UTC
В Минске и в Казани в школах мы с детьми восстановили еще одну очень удачную, а мой взгляд, вещь, которую несколько раз ставили в России годах в 82-83-м - историю про Хану и ее сыновей (правда, как и в россии- часть из них играли девочки)- это было очень трогательно. Конечно стиль- тоже 19 века, но и текст -то на базе мидраша...поэтому соответствовало все. Родители (особенно еврейские ббабушки)рыдали навзрыд, когда "младший сын" (черноглазая полутатарочка из 5 го класса, дочка к-то казанского босса, советника по делам религий , кажется, при тамошнем падишахе), наступая на Антиоха орала ему в лицо "Ты, ты...ты - туман, вот он окутывает все, скрывает мирююююа взойдет солнце и нет его...так и ты- туман, исчезнешь без следа...!". А в российской "доперестроечной" постановке, одного из сыновей играла Маша - дочка В. Лифшица, а Никанором- полководцем царя был мой тогдашний ученик в ульпане Витя Биркан, который уже в Израиле, перевел "Ночь" и "Рассвет" Эли Визеля" на русский. Помню еще большую композицию к Ту би Шват - это вообще была первая попытка возродить Седер Ту би Шват- набралось дикое количество детей, пели, играли, показывали слайды про природу Израиля. Детей приводили, б.ч. без родителей: родители не знали , где будут спектакли и праздники - приводили в определенные точки,понемногу, там детей забирали "проводницы" (иногда это было даже с проводниками двух уровней, передававшими по цепочке) и вели на место. Приехав в Израиль мы с Диной Эльман успели (в первую нашу осень 87 г.) собрать актеров-детей (уже разошедшихся тут по литовскому и хабадскому лагерям (это был пик разлада, помните его?) и поставить спектакль к Хануке на дому у Миши Шнайдера в хабадском квартале Рамот Далет . Собрались и часть родителей - смеялись,что серезэту встречу (они уже многие вообще не общались) придет Машиах... не пришел и не позвонил :-)
Интересно- куда подевались куклы от кукольных спектаклей (их делала Лена Романовская)-помню, что наш комплект кукол "Сказка о рыбаке и рыбке", купленный в магазине, дал нам старика Мататьяху (из рыбака).. Кукольников, по-моему, больше не было нигде (?), а это было здорово.

Reply

natashkinus October 19 2009, 17:12:10 UTC
Конечно, муж тоже хорошо помнит тот спектакль, во время которого пришла милиция; тогда решили, что он остается в квартире, хотя терять ему было особенно нечего. Он играл воина Иосифа, а Бен-Яира играл его двоюродный брат.

Но уже в 1988 году муж создал в Питере профессиональный Еврейский театр. Для этого театра он сочинил Пуримшпиль и записал по памяти "Масаду". На днях как раз вспоминал с Леней Кельбертом, как однажды они развесили по всему Невскому афиши с огромной надписью "Масада", и как вся ленинградская милиция целый день бегала, высунув язык, срывала эти афиши... Слово очень уж суровое, а времена-то, несмотря на перестройку, были еще советские... :)
В 89-ом театр поехал на гастроли в Вильнюс, но буквально за день до отъезда актер, который играл Бен-Яира, сообщил, что по семейным обстоятельствам ехать не может. Отменять гастроли не хотелось (билеты на все спектакли были уже проданы); вводить нового актера на эту роль было немыслимо - за ночь такой текст не выучишь. Режиссер здраво рассудил, что единственный человек, который знает текст - это Володя, значит.... В общем, его "повысили в должности", и в Вильнюсе он играл уже Бен-Яира - на большой сцене Дворца профсоюзов, с профессиональными актерами. Говорит, что вот это было очень страшно - гораздо страшнее, чем играть подпольно в квартирах. :)

Осенью 89-го он, как руководитель Еврейского театра, приехал в Израиль на 3 месяца - учиться в Иерусалимском университете. И с тех пор в Израиле не был.

В общем, у вас у всех столько интересных воспоминаний, что пора книги писать о том времени.

Но все, о чем здесь пишу я - это не мои воспоминания; я об этом знаю только по рассказам мужа. В начале 80-х я тихо училась в Тарту (там, правда, тоже были свои истории... например, наш философский кружок, которым руководил Рэм Блюм - этим кружком тоже сильно интересовались соответствующие органы; собирались там, правда, одни евреи да стукачи, которых мы все безошибочно узнавали, но к собственно еврейскому движению все это прямого отношения не имело), а в конце 80-х жила в Таллине. В Израиль впервые попала в прошлом году, но до Масады так тогда и не добралась, не успела: оказалось, что в пятницу крепость закрывается на час раньше. Может быть, в этом году повезет больше :)

Reply

mangupli October 22 2009, 10:15:25 UTC
на Мосаду надо ходить не по обычной модели. Вообще- само по себе это место здорово разочаровывает - слишком оно "туризировано" и заезжено, и выглажено и "обустроено". Я по-настоящему ее открыл для себя только , когда увидел со стороны, ночью...это нечто особеное, особенно в Дни Большой Луны... У меня в ЖЖ есть немного об одном нестандартном походе к Мосаде http://mangupli.livejournal.com/33117.htm http://mangupli.livejournal.com/33766.html(точнее- вокруг нее - хотя ходил и по похожему маршруту, но с подъемом на саму гору. )= там ,хотя это было и днем а не ночью , сама природа постаралась добавить крепкого сюра в виде зимней пыльной бури и синего(!!!) солнца... Я собирался туда сбегать еще разик сейчас просто очень занят,да и хамсины были жуткие), может быть и для Вас, случайно, получится в дни, когда будете тут?

Reply


Leave a comment

Up