Мысли про школу

Mar 09, 2011 21:14

 Задумываюсь я понемногу на эту тему. Год назад я могла четко сказать, что мне в нынешнем школьном образовании не нравится и вообще в школе. А вот чего бы я хотела четкого представления у меня не было. А сейчас начало вроде что-то оформляться в определенные рамки. Раньше я всерьез рассматривала вариант домашнего образования. Потом поняла, что именно Егору это не подойдет совсем. Ему все же нужен постоянный круг общения и значимый для него взрослый, который не является родителем. Наш опыт посещения группы кратковременного пребывания это четко показал. Но меня не устраивает в школе некоторая стихийность общения. Детей мало учат необходимым социальным навыкам. Их общение складывается по каким-то своим далеко не оптимальным законам. У меня нет желания держать ребенка все время под своим контролем и отслеживать все его контакты. Но родитель должен вместе с учителем создать подходящие и наиболее подходящие в данной ситуации условия. В большинстве современных школ учителям не до этого, да и родителям тоже. (Меня, кстати, очень пугает и не устраивает тенденция как можно дальше держать от школы родителей, иногда их даже внутрь без особого приглашения не пускают). Недавно я прочитала книгу Росса В. Грина "Взрывной ребенок". Там совсем не об этом, но есть кусочек где мне очень нравится описание работы учителя в том русле, которое я имею в виду.
"...Ваша задача будет намного легче, если вы потратите немного времени и сил на создание в классе сплоченного коллектива. Как это делается? Во-первых, необходим учебный план развития социальных навыков, которому следует уделять не меньше внимания, чем учебному плану по общеобразовательным предметам. Еще один учебный план?!  Подождите, не откладывайте эту книгу в сторону. Учителя, приложившие усилия к развитию у детей социальных навыков, находят, что существование сплоченного коллектива само по себе облегчает изучение общеобразовательных предметов.
Мы говорим о запланированных или незапланированных групповых обсуждениях, например: как услышать другого человека? Как найти альтернативные решения? Какое решение будет устраивать все стороны? Не надо бояться прерывать урок ради обсуждения вопросов жизни в коллективе, вставших перед классом в данный момент. Подобные дискуссии идут на пользу всем участникам, но особенно тем ученикам, которые более других нуждаются в подобном подходе. Учитель здесь подает пример и побуждает учеников доброжелательно взаимодействовать друг с другом и друг другу помогать: за этим стоит подтягивание отличниками отстающих, продуманное распределение мест за партами и поощрение совместного выполнения заданий. Все еще продолжаете читать? Отлично.
План развития социальных навыков поможет вам и вашим ученикам оценить индивидуальные различия и увидеть их достоинства. Каждый ученик в классе обладает теми или иными достоинствами, позволяющими ему помочь одноклассникам и, в то же время, сам нуждается в помощи. Речь не идет об отношениях "ты мне, я тебе" - в вашем классе все ученики получают необходимую им поддержку. Благожелательное внимание к индивидуальным различиям показывает детям, что вы стремитесь научить их помогать друг другу. Они начинают понимать, что каждый из них - уникальная и неотъемлемая часть коллектива. .. В такой ситуации учитель не будет измотан борьбой с детьми: он будет иметь представление об уникальном наборе эмоциональных, социальных и поведенческих потребностей каждого ученика и будет вооружен методом, позволяющим учитывать эти потребности в рамках коллектива.
Как-то раз посетитель, наблюдавший, как работают дети в первом классе, заметил, что один мальчик (позже выяснилось, что он был взрывным ребенком) помогал своей однокласснице решить задачку (мальчик, о котором идет речь, неплохо разбирался в математике, в отличие от девочки, которой он помогал). Через несколько минут пришла пора перейти к другому виду деятельности (от математики к музыке), и тут математического гения заклинило. Девочка, которой он помогал, успокоила его, поговорила с ним и помогла ему переключиться на задание по музыке (оказалось, что она замечательно умела справляться с раздражением). Учитель внимательно наблюдал за происходящим со стороны, но не вмешивался. Затем девочка, осознав, что посторонний может не понять происходящего, подошла к посетителю и тихонько объяснила: "Просто иногда ему трудно держать себя в руках". Многим учителям, которые хотели бы помочь взрывному ребенку в своем классе, но считают, что у них просто-напросто нет на это времени, следует иметь в виду, что за помощью можно обращаться к самому доступному и полному энтузиазма источнику: к одноклассникам взрывного ребенка.
Учитель: Я не могу устанавливать разные правила для разных детей. Если я сделаю какое-нибудь послабление одному ребенку, все остальные захотят того же.
Давайте начнем с того, что требования к разным ученикам тоже разные, поэтому в классе, равно как и в семье, справедливо - не значит одинаково. Поэтому с одними учениками дополнительно занимаются чтением, а с другими - нет, одним дают сложные задачи по математике, а другим - нет. Если кто-то из учеников спросит вас, почему для его одноклассника действуют не такие же правила, как для всех остальных, не упустите возможность познакомить его с важным принципом: "В нашем классе каждый получает то, что ему нужно. Если кому-то нужно помощь в той или иной ситуации, мы все стараемся помочь. Но ведь каждому в нашем классе нужно что-то свое." Не имеет значения, для чего требуется помочь: ликвидировать отставание в чтении или отставание в развитии навыков адаптивности и эмоционального самоконтроля. Поэтому наш ответ ученику, который спрашивает о том, почему к его взрывному однокласснику относятся не так, как к остальным, будет почти аналогичным: "В нашем классе каждый получает то, что ему нужно. Если кому-то нужна помощь в той или иной ситуации, мы все стараемся помочь. Поскольку ты отлично умеешь справляться с раздражением, я думаю, что в следующий раз ты мог бы и Джонни помочь удержать себя в руках".
Неужели вы в самом деле думаете, что ученик, который обычно ведет себя вполне нормально, начнет вести себя неподобающим образом из-за того, что к его взрывному однокласснику делаются какие-то послабления? Честно говоря, в это трудно поверить. Поэтому совершенно бессмысленно наказывать одного ученика ради примера или ради строгого соблюдения справедливости для его одноклассников, особенно в ситуации, когда наказание ничего не меняет в поведении ребенка. В сплоченном коллективе неуспеваемость или неприемлемое поведение одного из учеников - это повод научить и помочь, а вовсе не следовать примеру. Детям нужен тот учитель, который понимает, что он делает, а не тот, кто любой ценой блюдет принцип равенства. Мы все отличаемся друг от друга - зачем же ставить себе целью абсолютное равенство ко всем ученикам?
На самом деле дети прекрасно понимают принцип справедливо - не значит одинаково, и вполне готовы делать исключения из правил для тех, кто в нем действительно нуждается. Мой опыт показывает, что чаще всего этот принцип принимают в штыки не дети, а взрослые.... "
Не знаю как сейчас, а когда я училась в школе, то социальным навыкам осознанно и целенаправленно не уделялось никакого внимания. Что-то мне подсказывает, что сейчас это мало изменилось...А ведь это ничуть не менее важно, чем все остальные навыки, получаемые в школе. Я бы даже сказала, поважнее многих. Я думаю именно из-за этого так важна личность учителя, особенно в начальной школе. Детей нужно учить общаться, вместе работать и т.д. Но конечно не в виде нотаций, а в виде вот такой работы, как в приведенном отрывке. Вот только найти бы такого... По идее подобная работа должна быть в вальдорфской школе. Но есть ли она? Я слышала не очень много, но как-то услышанное не обнадеживает... 
Обнаруживаются другие варианты, но о них попозже. А вы думаете о школе уже? 

наша жизнь

Previous post Next post
Up