Сегодня был наш последний день в Венеции и мы ездили в Падую смотреть фрески Джотто.
Билеты туда я заказывала заранее (и правильно), но уже не помню точно, что там было не так, однако онлайн заказать не удалось - то ли мою кредитку не принимали, то ли им нужен был итальянский адрес, но сайт выдавал ошибку. Поэтому пришлось звонить по телефону в этот их музей и разговаривать на итальянско-английском, но всё получилось, билеты заказали на нужный нам день и время. Развлеклась!
Падуя от Венеции не очень далеко, всего полчаса на поезде, который мы тоже заказали заранее, так как день был уже известен. И время.
Город небольшой, вполне симпатичный:
От вокзала мы быстро дошли до музея - у нас ещё было время до входа в капеллу с фресками, там строго по времени, но в билет входило посещение всего музейного комплекса. С него мы и начали.
В комплекс входят, собственно, Капелла Скровеньи и бывший монастырь, где сейчас выставлены археологические предметы. Вот, например, отличные "надгробные портреты":
Энрико Скровеньи был богатый банкир, который в начале 14 века купил тут землю - раньше на том месте были руины римского амфитеатра - и построил себе роскошный дворец, а к нему и капеллу, которую называли в честь римских развалин - Капелла Арена. Расписывать стены и потолок он нанял Джотто с группой товарищей - Джотто уже был известным к тому времени и как раз очень кстати уже находился в Падуе, трудился над другим заказом.
Вот на этой гравюре видно дворец и капеллу справа от него. У капеллы поэтому нет окон с той стороны, что примыкала к дворцу:
К сожалению, дворца уже нет - он был снесён в начале 19 века и на его месте построили два многоквартирных дома. И этих нарядных колоннн с портиком на фасаде капеллы тоже нет. Когда сносили дворец, то и здание капеллы чуть не рухнуло.
И многоквартирных домов, впрочем, тоже уже нет - их, в свою очередь, снесли в конце 19 века, а капеллу, перешедшую во владение готродских властей, отремонтировали и сохранили. Сейчас вокруг просто сад, но вообще она странно и одиноко смотрится без "антуража", тем более, что и в сад просто так не пускают, можно только по билетам или смотреть через решётку издалека.
Внутри же там прекрасно! Хотя я тут прочитала, что считается, что поскольку над интерьером трудились разные художники в разное время и в том числе и через 20 лет после того, как Джотто закончил свою работу, здесь наблюдается некоторая дисгармония. Хорошо, что когда я фрески смотрела, я этого ещё не знала, и мне поэтому очень понравилось и показалось, что всё идеально гармонично, рисунки прекрасно сохранились, яркие краски отлично выглядят. Последний раз реставрация проходила 20 лет назад.
Джотто и его ученики выполнили работу за 2 года, это было очень быстро! Всё имеющееся пространство заполнено рисунками, они расположены в три яруса и на многих панелях можно видеть архитектурные элементы, здания, изображённые с применением перспективы. Такое расположение позволяет визуально расширить узкое пространство.
После музея мы погуляли по старому центру Падуи, он очень небольшой. Есть пара дворцов/музеев и исторических зданий, но мы уже никуда не заходили, просто посмотрели со стороны.
Балкончики:
Тут вот пишут: "Страсть и месть привели сюда Данте. Из Каррары к Джотто - его изгнание было не таким тяжёлым". Считается, что и правда Данте жил в Падуе и встречался с Джотто.
Вернувшись в Венецию, мы пошли напоследок гулять по городу, потом сели на вапоретто и устроили себе прощальный "круиз" по Гранд Каналу. Было абсолютно волшебно плыть по нему на закате:
В Венецию мы ещё обязательно приедем!