У каждого посвящённого Щербаков свой. Текстов о нём и в сети, и в печати мало, и к каждому тексту относишься очень ревниво. Как же! Автор посмел замахнуться на святое. Упаси его бог сказать о Мастере что-нибудь не то
( Read more... )
Да, Вы правы. И всё равно всякий раз ждёшь, что вот сейчас кто-нибудь, наконец, сформулирует эту самую сущую суть.
Вы правы и в том, что Щербаков пишет песни, а не стихи, и единственный возможный способ его цитирования - это проигрывание песен во времени. Но и здесь засада, потому что когда даёшь несведущему человеку слушать песни, и сама при этом присутствуешь, или когда, того хуже, приводишь его на концерт, всё равно всё время кажется, что человек не то услышит, не так услышит, что-то пропустит, не уловит, не проникнется, и что песню не ту выбрала, или не в том порядке поставила... И когда в итоге человек вежливо тебя благодарит, но чувствуешь, что не проникся он концертом для гобоя с оркестром Моцарта, сложил о нём какое-то не то мнение, и больше слушать не станет, а человек-то при этом достойный, умный, и мог бы проникнуться, винишь, конечно, себя. Так что процесс погружения в этого конкретного Моцарта, видимо, строго индивидуальный. И посредники - что авторы статей, что просто сочувствующие - в данном случае мало что способны сделать.
Я училась на втором курсе, моталась по походам, каэспешным слётам и бардовским концертам в ДК всяких вузов. Осенью 1990 года в очередной раз собралась на Разгуляй, самый грязный и весёлый слёт московского КСП. Но от своей компании отстала. На Казанском вокзале таких, как я, "хвостов" собралось пять человек и одна собачка. Познакомились в электричке, да так до поляны слёта и протопали вместе. А там всю ночь не спали, колобродили, пели, стихи читали, по кострам бродили... Судьбоносная была встреча, она мне потом всю жизнь лет на двадцать вперёд запрограммировала - и Рождественка оттуда, и Масляница, и фольклор, а от него - и семья, дочка... И Щербаков.
Так вот, среди тех хвостов был Лёша Гендальф. Он до утра вдохновенно грузил нас какими-то длинными заковыристыми стихами про воздушный шар, про Марию, про восемнадцатый февраль... Всё твердил, что надо бы петь, но слуха у него нет. Зато есть кассета. Вот эту кассету я у него и выцыганила. Переписала и слушала её потом вдоль и поперёк. Хриплую, затёртую. Запиралась в ванной от родителей, там в плеер её загоняла, наушники надевала, и слушала, слушала, с трудом разбирая слова... На той кассете, кстати, была, помню, песня о Марии, которую я потом нигде никогда больше не слышала. Оттуда я запомнила рефрен "О, Мария...", (или "О, Мария, милая моя"?) который пелся в конце каждого куплета. Что это было? Ну не могла же я сама это всё придумать. Сильное впечатление произвели тогда песни "Здравствуйте, полковник...", "Двенадцать лун на знамени моём...", "Когда я был помоложе, я тоже имел коня...", "Что отнято судьбой, а что подарено..." "Аллилуйя", конечно. "Это какие же мозги нужно иметь и какое сердце, чтобы такие истории выдумать и такими словами в таком маленьком объёме их рассказать!" - думала девятнадцатилетняя потрясённая я. Позже на слётах и концертах других авторов покупала ещё кассеты, сборники "Вишнёвое варенье", "Нет и не было яда". На концерт самого Щербакова впервые попала, наверное, лет через пять после первого знакомства с песнями. Была очень удивлена несоответствию придуманного образа МЩ и реального человека. Фотографии-то видела, но за ними представляла себе образ Мастера несколько иначе. Ну, а потом, уже в конце 90-х на Груше купила по случаю совершенно роскошный самиздатовский эмпэтришный сборник, на котором все альбомы разом были, существовавшие на тот момент. С этим сборником жила много лет. На работе за компьютером наушники не снимала. Умудрялась перепечатывать другие тексты, одновременно слушая Щербакова - глаза смотрят на буквы, пальцы их переносят в компьютер, а голова тем временем "в лавке сувениров и безделиц из фаянса, воска, камня, кожи..." Была на концерте, где МЩ впервые исполнил гениальный "Петербург", ещё по бумажке. Чем горжусь. В какой-то период жизни, видимо, как все барышни, увлечённые творчеством МЩ, искала и находила в его строчках объяснение всяким своим личным катаклизмам и переживаниям. Иногда целые песни практически дословно комментировали происходящее в моей забубённой голове. Теперь слушаю его реже - жизнь изменилась, много новых вводных. Но сознание, что он есть, что вот если включить песню с диска, она зазвучит не хуже, чем десять и двадцать и двадцать пять лет назад, и слова будут такие же складные, умные, и каждый аккорд встанет на своё место, и запнётся Мастер там же, где обычно, это всё греет. Он действительно многое оправдывает. Там плохо, сям не получилось, тут глупо, здесь огорчение, но есть же Щербаков! И сразу легче.)
Эту песню я хорошо знаю. Нет, там была песня, которую потом я ни на одном альбоме не слышала. Там "О, Мария" не было слов. Был переход к следующему куплету.
Вот подсознание шалит). Пропустила слово. Хотела написать "Там ПОСЛЕ "О, Мария" не было слов". То есть шёл куплет, а в конце рефреном перед каждым следующим куплетом было "О, Мария..."
Кажется, когда-то давно то ли в сообществе, то ли в рассылке я об этом однажды упоминала, но тогда отклика не последовало.
Вы правы и в том, что Щербаков пишет песни, а не стихи, и единственный возможный способ его цитирования - это проигрывание песен во времени. Но и здесь засада, потому что когда даёшь несведущему человеку слушать песни, и сама при этом присутствуешь, или когда, того хуже, приводишь его на концерт, всё равно всё время кажется, что человек не то услышит, не так услышит, что-то пропустит, не уловит, не проникнется, и что песню не ту выбрала, или не в том порядке поставила... И когда в итоге человек вежливо тебя благодарит, но чувствуешь, что не проникся он концертом для гобоя с оркестром Моцарта, сложил о нём какое-то не то мнение, и больше слушать не станет, а человек-то при этом достойный, умный, и мог бы проникнуться, винишь, конечно, себя. Так что процесс погружения в этого конкретного Моцарта, видимо, строго индивидуальный. И посредники - что авторы статей, что просто сочувствующие - в данном случае мало что способны сделать.
Reply
Reply
Так вот, среди тех хвостов был Лёша Гендальф. Он до утра вдохновенно грузил нас какими-то длинными заковыристыми стихами про воздушный шар, про Марию, про восемнадцатый февраль... Всё твердил, что надо бы петь, но слуха у него нет. Зато есть кассета. Вот эту кассету я у него и выцыганила. Переписала и слушала её потом вдоль и поперёк. Хриплую, затёртую. Запиралась в ванной от родителей, там в плеер её загоняла, наушники надевала, и слушала, слушала, с трудом разбирая слова... На той кассете, кстати, была, помню, песня о Марии, которую я потом нигде никогда больше не слышала. Оттуда я запомнила рефрен "О, Мария...", (или "О, Мария, милая моя"?) который пелся в конце каждого куплета. Что это было? Ну не могла же я сама это всё придумать.
Сильное впечатление произвели тогда песни "Здравствуйте, полковник...", "Двенадцать лун на знамени моём...", "Когда я был помоложе, я тоже имел коня...", "Что отнято судьбой, а что подарено..." "Аллилуйя", конечно. "Это какие же мозги нужно иметь и какое сердце, чтобы такие истории выдумать и такими словами в таком маленьком объёме их рассказать!" - думала девятнадцатилетняя потрясённая я.
Позже на слётах и концертах других авторов покупала ещё кассеты, сборники "Вишнёвое варенье", "Нет и не было яда". На концерт самого Щербакова впервые попала, наверное, лет через пять после первого знакомства с песнями. Была очень удивлена несоответствию придуманного образа МЩ и реального человека. Фотографии-то видела, но за ними представляла себе образ Мастера несколько иначе.
Ну, а потом, уже в конце 90-х на Груше купила по случаю совершенно роскошный самиздатовский эмпэтришный сборник, на котором все альбомы разом были, существовавшие на тот момент. С этим сборником жила много лет. На работе за компьютером наушники не снимала. Умудрялась перепечатывать другие тексты, одновременно слушая Щербакова - глаза смотрят на буквы, пальцы их переносят в компьютер, а голова тем временем "в лавке сувениров и безделиц из фаянса, воска, камня, кожи..."
Была на концерте, где МЩ впервые исполнил гениальный "Петербург", ещё по бумажке. Чем горжусь.
В какой-то период жизни, видимо, как все барышни, увлечённые творчеством МЩ, искала и находила в его строчках объяснение всяким своим личным катаклизмам и переживаниям. Иногда целые песни практически дословно комментировали происходящее в моей забубённой голове.
Теперь слушаю его реже - жизнь изменилась, много новых вводных. Но сознание, что он есть, что вот если включить песню с диска, она зазвучит не хуже, чем десять и двадцать и двадцать пять лет назад, и слова будут такие же складные, умные, и каждый аккорд встанет на своё место, и запнётся Мастер там же, где обычно, это всё греет. Он действительно многое оправдывает. Там плохо, сям не получилось, тут глупо, здесь огорчение, но есть же Щербаков! И сразу легче.)
Reply
Reply
Reply
Reply
Кажется, когда-то давно то ли в сообществе, то ли в рассылке я об этом однажды упоминала, но тогда отклика не последовало.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment