Завтра годовщина Чернобыля. Вспоминать страшно, думать не хочется о том, сколько людей продолжают страдать из-за произошедшего, а сколько уже не страдает, уйдя в лучший мир…
Но для меня и многих моих земляков это дата ещё одной драмы, пусть не такой мощной и кровавой, но всё-таки именно драмы, изменившей нашу жизнь.
26 апреля 1966 года в моём родном Ташкенте произошло разрушительное землетрясение. Какой силы? Да не знаю. Вроде, 9 баллов. Тогда говорили по-разному, сейчас тем более ясности нет. Ведь тут без политики не обошлось. Тогда принято было всё дурное скрывать и сглаживать, потому цифры должны были быть приуменьшены. Но ведь был и другой резон - объявив о землетрясении разрушительной силы, можно было получить солидную финансовую помощь городу, который действительно в ней нуждался. И получили ведь. От всей страны. Построили практически новый Ташкент.
Я не хочу заниматься дилетантским анализом ни политического, ни сейсмического, ни финансового аспектов Ташкентского землетрясения. Я просто хочу рассказать о своём восприятии произошедшего, о том, что не забывается всю жизнь.
Мне было 15 лет. Повзрослела я рано - так жизненные обстоятельства сложились. Но это было очень счастливое время - весна, первая любовь... А впереди были первые в жизни экзамены. Мы должны были сдавать черчение и что-то ещё. Вот забыла, оказывается.Это потому, наверное, что второй экзамен из-за землетрясения отменили.
Погода была прекрасная, цвели каштаны около театра Навои, зеленел сквер, недавно расширенный и прекрасный.
Ночью проснулась даже не знаю от чего: от дикого грохота взрыва, шума разбивающегося старинного трельяжа, треска расползающихся стен, скрежета оконных рам и перекрытий, странной ослепительной вспышки, забивающей рот и нос пыли или крика бабушки, в комнате которой я спала. Или от того, что кровать вместе со всей комнатой ходила ходуном... Бабушка кричала:" Бомбят!" Из соседней комнаты слышался крик тёти, маминой сестры:"Землетрясение!" Я даже знаю, почему взрослые восприняли всё по-разному: окна нашей с бабушкой комнаты выходили на улицу и нам хорошо было видно небо со странным свечением розоватого цвета, более яркого у горизонта и бледнеющего в верхней части неба. В комнате тёти с дядей окна выходили во двор, и видеть этого они не могли - горизонт закрывала наша терраса - зарева они не видели.
Но это сейчас я умная и всё знаю, а тогда я открыла глаза, увидела творящийся вокруг кошмар и начала бессмысленно орать, не в силах соскочить с кровати. Кто-то поднимал меня насильно, тащил к входной двери. Кто, не помню, но орать я продолжала.
Единого мнения о происходящем не было, но на улицу все рванули дружно. Крыльцо было высокое, ступенек 10, бабушка с него спустилась первой, а мы застряли около входной двери, потому что сразу же после того, как она сбежала вниз, на ступеньки рухнул огромный кусок лепнины, украшавший фасад дома. Потом как-то всё-таки решились спуститься. Тряска к этому времени закончилась. На дороге уже стояли соседи . Все в пижамах, ночных рубашках. Никого это в первые минуты не смущало - все были одинаково раздеты и одинаково напуганы.
Через минуту спохватились, что нет мамы. Её комната была в конце дома. Прямо напротив её двери был выход во двор, и понятно было, что ей проще выскочить туда, а не бежать через длинный коридор и столовую. Но мы стояли возле калитки, запертой изнутри, звали маму, а она не отвечала. Бабушка бросилась назад в дом, мы услышали её крик и все побежали туда . В маминой комнате картина была ужасная - кровати не было видно, она была полностью завалена грудой кирпича. Понятно, что в первую секунду бабушка решила, что мама там, под кирпичами. Но тут в комнату влетела мама, которая сначала бросилась во двор, потом вернулась в дом и начала искать нас, потом на улицу через двор, потом опять в дом.. А кирпичи выпали, когда её уже не было в комнате.
Вероятно, у всех был сильный шок, потому что никто не проронил ни одной слезы. Все были взбудоражены, почти веселы. Выжили же !
Казалось, что всё позади. Никто же не думал, что это только начало , что ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ - это не толчок, а цепь событий, главные из которых произойдут в течение года, а для многих просто начнётся другая жизнь.
А это общий вид и план нашего дома. Ни одной фотографии так никто никогда и не сделал, а вот планов целая папка.
Это не окончательный вид. Было меньше финтифлюшек, выше крыльцо. Но большой план в сканер не лезет, а этот даёт общее представление.
Может, завтра продолжу. Не знаю. Понимаю, что всего рассказать по разным причинам не могу даже в закрытом дневнике ...