Посмотрела фотоотчет с выставки
«Соединенные штаты Сибири» на Винзаводе в галерее Марата Гельмана «Культурный альянс» и захотелось написать несколько слов. Сразу оговорюсь, что не была на выставке, так как я в Германии, поэтому могу лишь опираться на то, что видела в интернете.
Сразу приходит на ум сопоставление с недавней выставкой
«Вектор Перми», прошедшей там же. Хотя название обещало нечто очень местечковое, пермские художники не предъявили ничего, что можно было тем или иным образом экзотизировать. Было показано просто хорошее молодое, очень европейское искусство. Может быть, не самое оригинальное, но вполне качественное (например, одна из самых интересных работ выставки, по общему признанию критиков, проект А. Агафонова и А. Гаврилова - намогильные фотопортреты, это вполне западная, хотя и давно не новая тема - могу навскидку назвать таких фотопроектов еще пяток). Сам образ Перми и населяющих его жителей в выставке не был никак экзотизирован или даже отрефлексирован, казалось, эту выставку можно назвать как угодно - «вектор» Берлина или Вены, например, тоже вполне подошли бы. Пермские художники не говорили о локальном, а рассуждали об универсальном и, причем, вполне международным, языком.
«Соединенные штаты Сибири» очень по-иному выстроены - кажется, что Урал вообще находятся с Сибирью не только на разных континентах, но и живут они в разных эпохах (достижение ли это культурной революции последних лет? Вероятно, отчасти с ней связано). Сибирь здесь представлена через наивное искусство, иронию, примитивизм, китч - все в духе кураторов этой выставки группы Синие Носы.
(с) Дамир Муратов (фото из блога Марата Гельмана).
Характерен факт, что большинство из представленных сибирских художников имеют высшее архитектурное или художественное образование, являются членами Союза художников и пр. То есть не вызывает сомнений наличие профессионального ремесленного мастерства авторов, но при этом они выбирают наивный язык «аборигенов» колонизированных территорий. Кажется, что эти работы можно отнести к постколониальному искусству (напомню, что начало мировым постколониальным исследованиям положила публикация Эдварда Саида «Ориентализм» в 1978-м, критикующая общепринятый западный взгляд на Восток как нечто отсталое, дикое и диковинное). Примечательно, что куратор выставки «Соединенные Штаты Сибири» художник «Синих Носов» Вячеслав Мизин заявляет: «Сибирь - это бескрайность, веселье и свобода. А сибиряк - не национальность, а вид сознания и образ бодрой жизнедеятельности». Это, казалось бы, вполне серьезное утверждение больше похоже вербализацию мифов и клише, описывающих черты, предполагаемые у сибиряков «не-сибиряками», идентичность не истинную, а приписываемую/навязанную извне. Судя по сюжетам работ - например, ансамбль «Королева» во главе с Фредди Меркьюри, выступающий перед шахтерами в 83-м, балалайки на плакатах с подписью Welcome Sochi-2014, сибирско-американский флаг и прочее - тут свободой и «бескрайностью» сибирской души даже и не пахнет, а само «веселье» кажется несколько психоделическим (серия работ «Истерия Новосибирска»).
«Название выставке дала работа омского художника концептуалиста Дамира Муратова, изобразившего гипотетический флаг Сибири, на манер американского - полосатым и со снежинками-штатами. Работы Муратова (среди которых особенно известны «Che Burashka» и «Mickey Mao») - игра с образами массовой культуры и национальными мифами. Для «СШС» художник подготовил новый цикл «Если бы они родились в Сибири» - фантазии на тему альтернативной судьбы голливудских звезд» (отсюда
http://www.museum.ru/N48782 ).
Образы американской массовой культуры, наполняющие, судя по выставке, коллективное сознание жителей Сибири - свидетельствуют не о «свободе», а о культурной (само)колонизации, подчиненности. Очевидно интроецирование в себя Другого, осмысление себя через фигуру Другого (которым здесь является США - само название выставки это декларирует). И еще - я хочу быть Другим/с Другим (хочу, чтобы Сталлоне косил траву на полях под Новосибом, хочу, чтобы Элвис, а не сосед Ванька сыграл про любовь на гармошке и пр). Монитор с экраном из сибирского кедра с вырезанным на нем надкушенным яблочком и такой же «кедровой» клавиатурой - точное попадание в расхожее представление о Сибири того самого Другого - «оттуда», с Запада.
Однако увлекшись иронизированием над завоеванием сибирских просторов американскими масскульт-образами, художники игнорируют опасность незаметной капитуляции перед другими колонизаторами - зашедший на выставку белокожий московский «денди», порой знающий о Сибири не более пресловутого западного обывателя, получает возможность насладиться «новизной, наивностью и экзотичностью» привезенного для него «с Востока» искусства. Но, предполагаю, что суровых сибирских художников это не сильно пугает - для того, чтобы чувствовать себя уверенно, у них есть не только топоры, но и целый арсенал, заимствованный из смеховой культуры.