Аптекам приходится сейчас нелегко. Традиционный маркетинг все меньше и меньше влияет на продажи. Эффективность по продвижению товара сжимается все больше и больше, а стремительно начавшаяся торговля через маркетплейсы вынуждает аптеки заниматься электронной коммерцией. И вот вам еще одна статья расхода -создание продающего канала торговли онлайн по стоимости обходится не дёшево. Но риск остаться с прекрасным классическим маркетингом, но без клиентов становится все выше. И здесь аптекам, особенно независимым, нужно напрячься и продумать, как найти своих клиентов и донести до них информацию о своем товаре и услугах.
И в этом вам помогут цифровые технологии, в частности нейромаркетинг, DMP и нейронные сети.
Что же это такое-нейромаркетинг? Это комплекс методов изучения поведения покупателей, воздействия на него и эмоциональных и поведенческих реакций на это воздействие. Здесь используется особенность работы нашего мозга. Некоторыми учеными утверждается, что за мыслительную и эмоциональную деятельность индивида главным образом отвечает подсознательная часть мозга. И цель нейромаркетинга - это возможность манипуляции потребителем с целью выработки у него определенных поведенческих паттернов. Все научно и подтверждено исследованиями видных психологов. Если говорить простым языком-то это будет очень некрасиво звучать - как залезть в мозг клиенту и воздействовать на него, чтобы он приобрел предложенный товар.
Используя этот инструмент можно при создании своего сайта, чтобы он был с удобным расположением элементов, интересным контентом, со списком оказываемых услуг, «напоминалки» для «хроников», особенно, если это ваши клиенты, оповещения о поступлении новинок, сроки вакцинации, или мероприятия по самопомощи при бытовых травмах, несложных заболеваниях и т.п. Но перегруженность сайта, и сложность не должна отпугивать потенциального покупателя. Нейромаркетинг поможет в этом.
Если сайт готов и запущен, то нейромаркетолог поможет понять, что исправить на, казалось бы, «причесанном» сайте, чтобы увеличить любой из видов конверсии: добавление в избранное, запрос цены или контактов, покупку и прочее.
Что такое DMP-платформы? DMP-платформы (от англ. Data Management Platform) собирают, но что еще важнее, структурируют и кластеризуют («раскладывают данные по полочкам») данные о ваших пользователях. Простым языком, каждый из нас оставляет цифровой след и часть этих данных подлежит сбору и анализу. Эти платформы анализируют полученные данные и составляют портрет пользователя. И помещает его в определенный кластер. Полученные данные можно связать с другими системами, например с вашей CRM (от англ. customer relationship management - система управления взаимоотношениями с клиентами, программное обеспечение, позволяющее работать с клиентской базой). Таким образом можно многое узнать о клиенте, например, какие у него потребности, интересы, профессия, потенциальный доход и многое другое. Так как платформа «кластеризировала» такого пользователя и поместила его в определенную группу. Отфильтровав по узкой группе, мы можем потенциально найти своих покупателей и предложить им тот товар, который подходит по полу, возрасту, предполагаемым потребностям. Это, собственно, очень увлекательная часть работы. Молодым мамочкам нужно одно, а водителю дальнобойщику совсем другое. И все это из вашей аптеки плюсом к непосредственному обращению за совсем другим, допустим за пластырем. Зачем показывать весь ассортимент на сайте, если можно сразу показать те продукты, которые с максимальной долей вероятности заинтересуют именно его. Это позволит увеличить сумму чека.
Если я вижу клиента, покупающего компрессионные чулки, и зашедшего на мой сайт то вот ему можно предложить устройство для их надевания, потому что чулки не так-то просто одеть, а устройство только появилось на рынке и мало кто про него знает. Разместив обучающий видеоролик, шансы на покупку возрастут.
Подобный подход требует серьезной работы с кодом, однако если у вас выстроена работа с программистами, то в это стоит инвестировать. Все полученные данные можно также связывать с рекламными кабинетами, настраивая не просто таргетированную, а очень узкую рекламу под конкретные, казалось бы, неочевидные интересы, как в рассмотренной связке «чулки-устройство для их надевания».
Искусственный интеллект-еще одно достижение, которое просто необходимо использовать в работе и продвижении своих товаров. И не просто использовать чат для генерации текстов. У некоторых нейросетей, в частности сети «Яндекса», открытый API. Это значит, что вы можете подключиться к такой сети, а затем «доучить» ее под ваши нужды. ИИ позволяет улучшать взаимодействие с клиентами через email-рассылки, сообщения в мессенджерах и социальных сетях, учитывая их местоположение, интересы и предпочтения. ИИ может строить воронки продаж для различных аудиторий и продуктов, предлагая рекомендации для оптимизации каждого этапа. И много чего еще-анализ, прогнозирование продаж и прочее.
Новые инструменты цифровых технологий дают бизнесу новые возможности, конкурентные преимущества и устойчивость работы предприятия. Инвестируйте в эту отрасль и получите превосходство перед другими розничными продавцами лекарственных препаратов.