Про то самое эмоциональное выгорание

Apr 05, 2024 10:07


Различают несколько видов выгорания: профессиональное и эмоциональное. Как правило, работают в тандеме. И да! Теперь выгорание психологи признали болезнью. Если не лечить, есть вероятность заработать депрессию.

Профессиональное выгорание - это последствия постоянных стрессов на работе, монотонные задачи, удручающая рутина, отсутствие карьерного роста. Полная демотивация к работе, негатив к компании, на которую трудишься.

Ну и как следствие, эмоциональное выгорание - апатия, отсутствие энергии, сказывается на всех сферах жизни. На работу идёшь, как на каторгу, через дикое нежелание, коллеги раздражают, клиенты нервируют, стимула что-либо делать нет абсолютно, вялость и безынициативность.



Что с этим делать?

1. Это скорее превентивная мера - отключаем гиперответственность и синдромы отличников. Не надо пытаться всё и везде успеть. Точнее, успевать нужно, но если что-то не успеваете - делайте, как получается. Планируйте свой день по матрице Эйзенхауэра. Всех не спасёте точно. И очень часто случается так, что срочные задачи клиента на самом деле не такие уж и срочные. Обговаривайте с ними адекватные для обеих сторон сроки.



2. Вытекающее из п.1. Учимся говорить "нет". Не берите лишних задач, если в этом нет профита. Если вы в перегрузе, не нужно откликаться на просьбы коллег помочь им. Без грубостей, тактично объясните, что сейчас у вас на это нет времени и ресурсов. Даже своему руководителю в некоторых случаях нужно отказывать, когда тот пытается навесить дополнительных задач. Действуем точно так же, в конструктивном ключе описываем, сколько времени у вас сейчас отнимает текущий проект, какими последствиями чревато отвлечение на прочие задачи.

3. Делегируйте непрофильные задачи. Если у Вас есть сервис-менеджер, не стесняйтесь, нагружайте его по-полной. Вот у меня есть дурацкая привычка всё делать самой, потому что "хочешь сделать хорошо - сделай сам". Ни фига подобного! В итоге получаешь дёргающийся глаз, а когда совсем невмоготу и ты просишь сервис-менеджера сделать свою работу, слышишь: "ну ты же сама это всегда делала, я не помню/не знаю/не умею/не буду". Пожалейте себя и научите других делать свою работу, предоставив им эту возможность. Пусть через ошибки и иногда даже ругань.

Из этой же серии: не решайте вопросы клиента, если есть специальные на то службы (тех.поддержка, "горячая линия" и т.п.) - отправляйте, вежливо разумеется, клиентов туда. Помните, помогая клиенту в подобных случаях единожды, подсаживаете клиента на свои плечи навсегда.

4. Соблюдайте баланс между работой и личным. Не нужно перерабатывать систематически. У меня были моменты, когда я регулярно задерживалась на работе, а потом при планировании рабочего дня я автоматом распределяла выполнение задач до 19-00 (а рабочий день у меня с 9.00 до 18.00). Поверьте, цифру 8 в продолжительности рабочего дня не с потолка взяли. Обязательно ходим в отпуск. В отпуске не работаем! Для этого качественно передаём дела замещающему вас на период отпуска сотруднику.



Помнится, меня насильно выгнали в отпуск. Практики с удалёнкой тогда ещё не было и мой руководитель на проходной запретил пропускать меня в офис. Всё потому, что я была на грани нервного истощения: я с завидным постоянством устраивала истерики, была мега-раздражительной, срывалась на коллегах, хамила руководителям. Господи! Ужас-то какой! И как меня такую неуравновешенную не уволили?! До сих пор вспомнить стыдно. В общем, не доводите себя до такого состояния.

5. Делайте перерывы в течение рабочего дня. В обеденный перерыв найдите время на прогулку. Вообще рекомендую выходить на улицу и дышать свежим воздухом. Переключайтесь между задачами по мере возможности: разбор почты, актуализация сделок, созвоны с клиентами, прочие рутинные задачи - миксуйте их между собой в рамках разумного.

6. Хобби. Рекомендую активные виды деятельности: фитнес, танцы, бассейн. Во-первых, это вас дисциплинирует. Вы точно знаете, что по вторникам и четвергам, предположим, в 19-00 у меня сальса, в эти дни задерживаться не планирую. Не отказывайтесь от этой идеи. Классно перезагружает мозг - это во-вторых, пробуждает новые эмоции и вообще для здоровья, говорят, полезно.

7. Соблюдайте режим, следите за питанием. Заимейте привычку ложиться и вставать в одно и то же оптимальное для вашего самочувствия время. Это залог хорошего иммунитета, снижения утомляемости, повышения эмоционального фона. То же относится и к питанию. Ну тут вы всё и без меня знаете. Хочу только отметить, что это реально важно и точно работает вам на благо.

8. Здоровый микроклимат в коллективе. Встречайтесь с коллегами вне рабочего времени: собирайтесь вместе на шашлыки, устраивайте корпоративные турниры в боулинге, ходите в конце концов в бары. Хорошие взаимоотношения в коллективе оказывают существенное влияние на вашу эффективность. Тут, наверное, тоже всё понятно. Ссоры и склоки в команде ещё будут выкачивать энергию, если вы, конечно, не вампир и ловите с этого кайф:).

9. В идеале, конечно, нужно любить то, что вы делаете. Тогда и стимул, и силы на это придут. В случае, когда всё вышеописанное не работает, повод задуматься над сменой работы и/или профессии. Задайте себе вопрос, чем бы Вам хотелось заниматься. Пройдите курсы. Главное: не увольняйтесь сразу, пока не найдёте новое место работы. Не жгите мосты и не рубите с плеча. Изучите вопрос и приступайте к плавной его реализации

Previous post Next post
Up