Ну вот и настал последний день нашего путешествия. Какие сюрпризы он нам принесет? Пока не проживешь день, ничего не узнаешь. А пока мы быстро принимаем водные процедуры у ручья, холодной водой чистим зубы, и беремся за легкий завтрак. Мы переходим через ручей и идем по водянистой местности, а потом через чащобу, ориентируясь по меткам-вязочкам на ветках деревьев.
Я как всегда плетусь позади группы, старательно фотографируя встречающиеся мне интересности природы. Через некоторое время дорога пошла в гору. Сегодня мы должны посетить горные скалы и пещеру, имя которой Храм бога Бадмасамбавы.
Сегодня я фоткала на мобильный телефон, так как у фотоаппарата закончился заряд батареи. Лучше все-таки батареи брать две, сделала себе заметку в памяти. Увлекшись фотографированием, я не заметила, как значительно отстала от группы. Спохватившись, я бросилась в гору догонять своих. Уже на подступах к вершине, мне послышались звуки молитвенного гонга и пение молитвы. Звуки шли откуда-то сверху. Взглянула на мобильник и засекла время 11:11. "Наверное молебен начался в 11:00 -подумала я,- вот почему все так быстро ушли к Храму".
Ну вот и скала, висят хадаки, красная лилия как страж у подножия скалы. Несколько женщин сидят в медитации. Шепотом спрашиваю: "А где идет молебен? Где остальные?" Одна женщина тихо ответила, что все ушли чуть подальше к пещере, делать гороо вокруг Храма Бадмасамбавы. Совершив на этом месте поклонение скале, я переместилась к пещере.
В пещеру можно было проползти только на четвереньках, а внутри встать во весь рост. Внутри горят лампады, есть там на выступе барельеф божества, монетки. Но и здесь возле пещеры я не увидела лам, поющих молитвы и бьющих в гонг. Я спросила Буду, который уже спускался сверху со скалы: "Где идет молебен?" "Нет, здесь не проводят молебен"- ответил он. "Но я поднимаясь, слышала звуки гонга и пение молитвы, как будто идет молебен". "На этом месте можно что угодно услышать, но не каждый может это слышать. Тебе повезло, ты услышала действительно звуки молебна, который может быть проходит сейчас в Тибете, в Лхасе например" - невозмутимым тоном изрек Буда.
В раздумье я тоже присела у подножия скалы и предалась медитированию. Прочитав несколько раз молитвы, я решилась изложить свою просьбу божеству. Никогда я не просила для себя что-то у бога: ни денег, ни богатства, только чтобы дети не болели и были здоровы. Попросила вернуть мне, когда-то утерянный мной, дар стихотворчества. Было это в детстве: как-то неожиданно я стала сочинять детские смешные стишки и накопила их целую школьную тетрадку. И как почти зрелый поэт решила дать свою тетрадку старшей сестре, чтобы она серьезно подвергла их критике. Сестра постаралась, после чего моя тетрадка безжалостно полетела в огонь, выброшенная собственной рукой "поэта". А дар стихосложения пропал, сколько ни пыталась я сложить рифмы, ничего не получалось. "Ом а хум базар гуру бадма сиди хум" - "верни мне, пожалуйста,утерянный по неведению
твой дар!"
И только подснежник расцветший в июне, нежно качнул мне в ответ головой. (почти хайку))).
Спуск с вершины оказался немного крутоватым. Но прежде чем спуститься с гор, наша группа сделала памятное фото.
На фото не хватает Буды, который как всегда ходил своими тропами, чтобы потом вынырнуть в нужном месте. Еще несколько человек не подошло или уже ушли вперед. Всего в группе было человек 15-17.
С вершины открывался великолепный вид на алханайские просторы. Голубая дымка на горизонте, чистый воздух, мысль о том, что гороо удалось пройти, создавали особый душевный настрой.
Совершая священное гороо вокруг Алханая, мы впитали в себя его легенды, глубже проникли в древние обычаи своего народа. Из числа главных традиций - священное почитание природы: нельзя наносить вред природе, без надобности рубить молодые деревца, без нужды рвать растения и цветы, оставлять за собой следы пребывания, незатушенный костер.
Проверили себя на знание основных культов бурят. Культ обо: возле обо (в данном случае маани-шулуун) нужно обязательно остановиться и преподнести дары духам. Если пройти мимо - удачи не будет. Вначале обходят обо три раза по кругу солнца, читая молитвы, тем самым символизируя уважение ко всем трем мирам. Перед тем как поднести дары, зажигают благовония и очищают дымом свои дары. Только после этого представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия, просят покровительства и излагают свою заветную просьбу.
Культ огня: древний обычай - уважительное отношение к огню своего очага. Огонь по поверью бурят, имеет магическое очистительное свойство. Очищение огнем считается необходимым ритуалом. Нельзя вонзать нож в огонь, нельзя брызгать молоком на огонь, тем более бросать мусор. Запрещается давать огонь своего очага в другой дом.
Особое почтение к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - почти такой же грех, как лишить жизни живое существо. (на снимке: дедушка Лубсан-Доржи на привале)
Ну и конечно: поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тенгри). Небо - это реальность, у которой нет начала и нет конца. Сначала "брызгают" Небу, а затем четырем сторонам. Небо, по мнению монгол, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не сможет укрыться от небесного правосудия. Оттого монголы, чувствуя правоту, восклицали: "Небо! Ты будь судьей!"
С нами рядом путешествовало семейство с собачкой из поселка Ясногорск, а может собачка с семейством. Глава семейства Вячеслав.
![](http://ic.pics.livejournal.com/natalya_1958/66128382/44341/44341_900.jpg)
Молодой парень Валера, не поленившийся на карте отмечать все точки нашего пребывания. Возможно появление новой более подробной карты Большого Алханайского гороо.
Наш гуру, суровый учитель и опытный путешественник Буда, делающий гороо ежегодно несколько раз в год на протяжении восьми лет.
Последние километры гороо оказались безводными, на пути уже не было ручьев. Эти километры проверили паломников на готовность по-настоящему делиться добром и быть милосердными. У многих закончилась вода, и вставала дилемма - выпить последний глоток самому или же отдать другому. Но люди прошедшие гороо, с честью вынесли и это испытание!
К 18-30 вечера четвертого дня мы прибыли к Алханайскому обо, откуда и начинался наш путь.
А ровно в 19-00 наше четырехдневное гороо завершилось у статуи Намнанай Багша.
Вот и замкнули мы круг из 108 бусин - километров!
Откуда-то вынесли холодненький арбуз, это Ася припасла его на прощальный день и теперь угощала всех, кто завершил это поистине благородное гороо. Прохладный кусочек сладкого лакомства во рту после знойных последних часов гороо - да в жизни, оказывается, я ни ела ничего вкуснее и слаще!
"Ну, а как ваша нога?" - поинтересовалась я у Аси, напоминая о случае со змейкой. "Вы не представляете, змейка лежала в ботинке той ноги, которая болела, а теперь моя нога не болит!" Еще одно алханайское чудо!
За дедом Лубсан-Доржи приехали на машине его дочь с мужем. Улыбающаяся дочка вынесла из машины целую кастрюлю горячих бууз. За прощальным чаем все дружно делились впечатлениями о походе, а затем пожелали друг другу здоровья, благополучия, удачи, обменялись адресами и договорились о новых встречах на просторах Алханая.
Дошла и до меня очередь сказать прощальный тост - позвольте сказать вам слова, которые говорит нам всем Алханайская земля:
Как красива, привольна земля
По которой идут мои дети.
Берегите ее и себя -
Сердце вместе
с бурханом
держите! Я говорю всем ОГРОМНОЕ СПАСИБО:
- кто собирал меня в поход и делился ценными советами,
- кто учил преодолевать трудности и забывать о болячках,
- кто доверил мне свои рассказы и дал заглянуть в свою душу,
- кто помог обрести мудрость и спокойствие,
- а кто просто ждал с нетерпением моего возвращения.
СПАСИБО всем, кому не успела сказать спасибо!
Спасибо и Вам, мои дорогие читатели!
Дахин улзатараа баяртай!
До скорой встречи!
РS: в этом выпуске предоставлены фото из архива А. Дашижапова.
В своих выпусках я опиралась на материалы книги Содбо Ешисамбуева "Алханай - мир великого блага".