Большое Алханайское гороо. Выезд на гороо. Первый день гороо.

Jun 24, 2014 02:19

      Небольшой компанией мы собрались на июньские выходные дни с 12-го по 15-число совершить гороо вокруг Алханая  протяженностью 108 километров,  длиною в четыре световых дня.


Гороо - это хождение по ходу солнца вокруг дацана, его ограды или дацанского поселка. Это было раньше, а теперь все большую популярность приобретает гороо вокруг Алханайского горного массива.
        Алханай для буддистов когда-то открыл выдающийся учитель и йогин из Цугольского дацана Намнанай Шагдар. Досточтимый Намнанай Шагдар провел на Алханае некоторое время в медитации. Одно из великих деяний Намнанай багша - превращение горного массива Алханай в священную обитель божественных существ.
       Чтобы поклонится и воздать честь каждому божеству не хватит и одного дня. И вот одним агинским шэрэтэ было создано Большое Алханайское гороо протяженностью 108 км, по числу бусин в четках.
      Вечером 11 июня мы выехали из Читы. Багажник машины забит нашими рюкзаками, а сами рюкзаки содержат все необходимое для дальнего похода: спальники, карематы, теплая и сменная одежда, накидки от дождя, еда на четверо суток, газовые горелки, котелки, а также припасены подношения божествам - хадаки, ленточки, рис и зерно.


И вот машина заправлена, все спутники внутри ее и мы в 17-00 11 июля  трогаемся в путь. Машина бежит резво, за рулем опытный водитель Гынден. Через три часа мы достигаем пункта нашего назначения Алханая.

              Первым делом  мы поднимаемся на Алханайское обоо. Алханайское обоо было построено в 1891 году по рисункам самого Намнанай багши и с его личным участием и сохранен до наших дней, благодаря уходу верующих, в первозданном виде! Весь каменный комплекс Обоо состоит из 53 построек овальной формы. Самый крупный овальный камень в центре - мунхан - это символ мировой горы Сумеру.
Весь комплекс является посредником в сообщении с мировым пространством, а камни расположены особым образом, чтобы обеспечить "контакт" с обитателями всех частей света. "Вот отсюда мы с Вами начинаем наше гороо!" - пояснил нам наш проводник Буда.


По дороге вниз от Алханайского обоо мы спускаемся к Субургану , построенному в честь визита на Алханай Далай Ламы ХIV. Четыре льва охраняют Субурган. На мраморной плите надпись:"Далай Ламе ХIV от буддистов Аги".  
 Недалеко от въезда на КПП Алханайского комплекса, мы останавливаемся перед незаметным в траве камнем - памятником  тому самому агинскому шэрэтэ по имени Гэбгы - багша, который и создал Большое Алханайское гороо. Сам памятник был установлен в 1911 году, а надпись на старомонгольском языке содержит его имя и дату, а также молитву. Такие каменные плиты называются "yлэ".
      И вот мы достигли первого сарая для паломников, которое построено сразу за КПП, недалеко от Дугана.
Быстро покидав свои рюкзаки на свободные полки в сарае, мы совершаем гороо (против солнца) вокруг дугана, памятника Намнанай Багша, крутим молитвенные барабаны. Только после этого приступаем к ужину, и обсудив первый вечер после ужина готовимся ко сну. Сарай тем временем стал быстро заполняться подъезжающими паломниками. К ночи занят не только сарай, недалеко раскинулось несколько палаток паломников.
    Первый день гороо: Паломники, прибывшие позже всех, встали раньше всех и своей возней-собиранием разбудили остальных паломников. Взглянув на часы, я отмечаю время 5-40.
Быстро поднявшись, включаю камеру и фиксирую уход первой группы в 6-40.

Наш выход состоялся на час позже в 7-45. Наш проводник Буда остается ждать группу из Агинского.  По свежему воздуху и лугом шагалось легко и весело, я радовалась солнцу, цветам и пению жаворонка в небе.
Наша первая остановка была после ручья, где мы остановились у камня-памятника очередному божеству.


Нас обогнала сначала одна группа читинских студентов, затем вторая группа школьников старшеклассников из поселка Агинское. Вскоре нас догнала агинская группа, которую ждал Буда. Но самого Буды  небыло. Мы немного подождали проводника, но решив, что он нас догонит известными только ему краткими тропами, двинулись дальше. Дорога  шла по южной стороне Алханайского горного массива.

Мы обогнули горы, и нам открылась панорама скального останца Дэмчог Сумэ.


На пути возле дороги, родника или в лесу нам часто встречались каменные плиты с выбитыми на них молитвенными письменами. Это Маани-шулуун, призванные усмирять духов и хозяев гор, степей и лесов, рек и озер. Проходящие паломники читают высеченные молитвы, совершают гороо и подносят пожертвования.


Местность постоянно меняла свой облик. В пути встречались нам плиточные могильники, немые свидетельства жизни ушедших в бытие народов. Мне вспомнились стихи бурятского поэта Баира Дугарова:

Колышется у плиточных могил
молочный дым ночного ковыля.
Скажи, кто здесь смеялся и любил
и радовался жизни, о Земля,

когда стада домашние брели,
вздымая тучи золотистой пыли,
когда, сливаясь с маревом вдали,
на водопой куланы в зной спешили?

Полупривстав на легких стременах,
спешил кочевник юный на свиданье,
по голосам летящих в небе птах
загадывая тайное желанье.

Кумысом горьким сердце веселя,
он пел, как птица, миг не торопил...

Молочный дым ночного ковыля
колышется у плиточных могил.

Впереди опять поля, луга, было несколько ручьев, с перекинутыми через них бревнами, через которые нужно было перейти да еще и с рюкзаком за спиной. Ноги стали уставать, и мы все чаще присаживаемся отдыхать.


Самый пожилой паломник Лубсан-Доржи делает упражнения для ног. Глядя на него, стыдясь своей усталости, я поднимаюсь и шагаю, вернее передвигаю ноги.


Во второй половине дня пошел мелкий моросящий дождь. Наскоро перекусив сухим пайком, запив все водой мы двигаемся дальше.

Наш проводник Буда выныривает откуда-то из зарослей и весело приветствует притомившихся путников. "Будьте внимательнее, сейчас дорога раздвоится, нам идти по нижней" - предупреждает он группу.

Мы продираемся сквозь заросли, идем по каменистому руслу высохшей речки, переходим по мокрому бревну через ров. Глядя на этот ров, я забываю про свое дело - фотографирование - неужели я это пройду? - мелькает в голове. Мне протягивают руку, я быстро пробегаю со своим рюкзаком и перевожу дух. Кстати, один парень Костя, ушел по "неправильной дороге". Как позже он рассказывал, на возвращение и нахождения "правильной" дороги у него ушло три часа уже после заката солнца. Парень не растерялся:  в наступившей темноте увидел дым от костра на ночлеге, где остановились паломники, и пошел через заросли напролом.
Наконец-то вдали показалась крыша сарая-паломников. Путь до нее томительно долго не сокращался.
     Как же рады мы были этому примитивному жилищу, показавшемуся нам апартаментами класса "люкс", как рады были бросить свои тела на свободные полки и отдыхать, отдыхать от насыщенных впечатлений первого дня!
Но услышав, что потерялся парень по имени Костя, каждый паломник счел своей обязанностью покрутить барабаны и прочитать хоть одну молитву за его скорейшее возвращение.
Когда Костя вышел к сараю, все облегченно вздохнули, родители кинулись поить и кормить своего сына, а паломники, с чувством исполненного долга, стали готовиться ко сну. Сарай был маленьким, нары в нем были двойные, но места нехватало всем. Многие раскинули палатки, а "беспалаточные" разместились прямо на земле, постелив под себя карематы, завернувшись в свои спальные мешки и укрывшись вдобавок целофанном от дождя и сырости. На первом биваке собралось порядком человек 30-35! Так прошел наш первый день Большого Алханайского гороо! Мы прошли примерно 27-28 км.


Карта гороо, снятая на стене сарая паломников.

Большое Алханайское гороо, буддизм, Алханай, Забайкалье, гороо

Previous post Next post
Up