Еще одно полутеоретическое отступление.
Я не хочу раскрывать тему в плоскости: "Ах, какая плохая эта РПЦ, она так передо мной виновата!" Или, тем более: "Какое плохое это христианство!"
(Да, к христианству можно задать много вопросов, но это совсем отдельный разговор. А то, о чем пойдет речь, имхо, имеет к нему примерно такое же отношение, как "суверенная демократия" - к демократии реальной.)
Вопрос "кто виноват" - имхо, вообще бессмыслен и, хуже того, очень вреден. Что толку с того, чтобы найти "виноватого" и его обругать? Кому от этого станет лучше?
Это порочный стандарт, который воспроизводится в дискуссиях на самые разные темы. Тот, чью сторону в чем-то обвиняют, естественно, никогда не согласится признать себя "плохим" - он автоматически начинает отбиваться. Либо ссылается на то, что "это отдельные недостатки" и "плохие люди есть везде", либо пытается возложить вину на самого обвиняющего. Тот, разумеется, швыряет ее обратно - и вот они начинают перекидываться обвинениями, как горячей картошкой. Занятие неприятное для обоих, сильно портящее отношения и, главное, совершенно бессмысленное.
Не нужно спрашивать, "кто виноват". Нужно спрашивать: "Что произошло?", "Какие механизмы сработали?", "Как можно было выйти из этой ситуации?", "Что делать, чтобы это не повторилось с кем-то другим?"
Я не считаю, что передо мной провинились какие-то конкретные люди. Да, был конфликт в храме при МГУ, о котором кое-кто из вас слышал - но это был скорее "последний повод", то, что дало мне возможность наконец порвать со всем этим, не чувствуя себя "предательницей". И тем людям, с которыми у нас с Егором был конфликт (хотя они и вели себя крайне неприятным образом), я скорее благодарна. А проблемы-то начались гораздо раньше. И связаны они были не с тем или иным человеком, а с системой.
Кто-то из вас называл это "церковным маразмом", с таким пренебрежительным оттенком: мол, кем надо быть, чтобы серьезно относиться к маразму?
Но дело в том, что этот "маразм" составляет именно систему. Очень стройную, очень логичную. Она окружает тебя со всех сторон. Охватывает все детали твоей жизни. Бьет по самым уязвимым точкам. Заранее парализует те механизмы, с помощью которых ты мог бы ей сопротивляться.
А то, что противостоит этому "маразму" в самой церкви, системой не является. Это просто... ну, скажем, некий комплекс полусознательных защитных мер, в котором главные принципы - "не принимать всерьез", "соблюдать меру" и вообще "не слишком во все это втягиваться".
Собственно, единственное возражение всему этому, которое я слышала - "Да это же все такая ерунда, ну не принимай это всерьез и не парься!"
Каждый тезис по отдельности - конечно, ерунда, мелкая и смешная. Ну, когда какой-то старец сообщает, что христианину нельзя читать фэнтези, потому что там под видом всяких эльфов и хоббитов изображаются бесы - как можно это принимать всерьез? Никак нельзя. Это именно маразм, я это и в то время прекрасно понимала.
Но такого "маразма" очень много. Он сыплется буквально со всех сторон. Ты слышишь его от духовника на исповеди, в проповедях, на лекциях в православном учебном заведении, от старших товарищей, от более воцерковленных сверстников (которые, в свою очередь, почерпнули все это из тех же источников). Открываешь какую-нибудь православную книжку - и там то же самое, все то же самое. Для всех областей жизни. С цитатами из Писания и святых отцов, очень авторитетным и убедительным тоном. И все бьет в одну точку.
А другой системы, которая бы противостояла этой - нет.
Есть отдельные люди, которые пытаются создать такую систему - на них смотрят очень косо, как на "либералов и обновленцев" (и действительно, у них хватает своих тараканов, но они хотя бы пытаются). Есть "здравомыслящие христиане", которые просто "не принимают всерьез и не парятся" (однако, следуя этим путем, некоторые доходят до такого свободомыслия, что и над 10-ю заповедями париться перестают :-)). Но интеллектуальной системы, которая бы рационально объясняла, почему (с точки зрения самого же христианства, а не "здравого смысла" или других посторонних соображений) вся эта "фофудья" глубоко неверна и что с ней делать - ее нет.
Не думаю, что я смогу описать "процесс" - разве что кроме самого начала и самого конца. Во-первых, он складывался из множества мелких деталей. Во-вторых, после всего этого был период, довольно долгий, когда я сознательно старалась _все забыть_. Просто забыть, как будто ничего не было, и начать жизнь заново.
И в большой степени мне это удалось. Мои воспоминания стали смутными и отрывочными, я сама чувствую, что не помню многих фактов, людей, имен, случаев. Что-то, возможно, путаю, что-то помню очень субъективно и односторонне. Есть странные нестыковки в хронологии.
Поэтому о процессе я буду говорить мало - больше о результате.
Еще постараюсь избегать любых околобогословских дискуссий и касаться богословских проблем не больше, чем необходимо - потому что это совсем другая тема, и рассуждать о теории вопроса я сейчас не готова.
Очень тяжело вспоминать обо всем этом, снова в это погружаться. Очень тяжело. И самое страшное - все больше осознаю, что на самом деле это никуда не ушло, все эти годы оно продолжало жить во мне. Все страхи, комплексы, все это извращенное отношение к себе, к людям, к окружающему миру - все, усвоенное там. Я ушла оттуда и думала, что оставила их там; но на самом деле только отреклась от них на словах и научилась их маскировать. А вот они - все здесь. Даже страх перед чтением Библии, сложившийся там - он тоже здесь. Как ни смешно, я ведь даже Евангелие не прочла целиком и подряд, ни будучи православной, ни после - и только вчера поняла, почему. :-( Причины для страхов давно исчезли - а сами они остались.
Может быть, хотя бы теперь они уйдут.