Тридцать пять сюжетных мотивов, которые мне нравятся

Oct 01, 2005 02:00

Прищло настроение поиграть в Сэй-Сёнагон... :-)

1. Переплетение прошлого, настоящего и будущего: сюжеты, представляющие собой развитие некоей предыстории, сбывающиеся предсказания, судьбы потомков, определяемые судьбами их предков и т.п.
2. Прихотливые изгибы наследственности (за это люблю огромную и довольно тоскливую "сагу о Ругон-Маккарах", которая вся посвящена именно этой теме).
3. Борьба за власть в условиях средневековой монархии: династические законы, интриги и т.п.
4. Клан: большая семья, члены которой связаны сложными отношениями.
5. Драматические истории об отце и его ребенке, особенно об отце и дочери. Связь (причем не сексуальная, а чисто "психическая") между взрослым, сильным, уже немолодым мужчиной и юной девушкой или девочкой почему-то меня очень волнует и трогает. Особенно нравятся истории, в которых отец и дочь выступают как партнеры, или дочь должна продолжать дело отца (обычно - какое-нибудь совершенно "неженское"), выручать его или за него мстить.
6. Истории о "тайном обществе". Совершенно разные люди, разного происхождения, занятий, взглядов, живущие в разных местах и т.п. - но все они тайно ждут "сигнала", и, когда позовут, каждый из них бросит все свои дела и встанет в строй. Как вариант: история о двух ниндзя, муже и жене, которые входили в разные кланы ниндзя и тайно друг от друга бегали на тренировки, и т.п. истории о "двойной жизни".
7. Истории о товариществе, "маленькой команде" - разных людях, волей судьбы сведенных вместе и вынужденных вместе обороняться от какой-то общей опасности.
8. Истории о врагах, отбрасывающих свои разногласия и объединяющихся перед лицом общего противника.
9. Истории о предательстве. Точнее, о том, как герои оказываются не тем, кем кажутся - "плохие" не так уж плохи, а "хорошие" на деле далеко не так хороши.
10. Истории, в которых требуется найти "засланного казачка". В широком смысле: сюда относятся и классические детективные сюжеты, в которых один из узкого круга подозреваемых - не тот, кем кажется.
11. Живые мертвецы. Не столько вампиры - они мне кажутся попсовыми и наименее интересными среди undead'ов - сколько зомби (но не безмозглые, а разных степеней разумности), ревенанты, нави и т.п.
12. Существо не живое и не мертвое, чужое среди живых, но не способное и умереть.
13. Существо, являющееся человеком только наполовину. На другую половину - мертвец, или демон, или оборотень, или что-то еще. И он должен выбрать - быть ли человеком, или кем-то другим, или как-то научиться совмещать то и другое.
14. Истории об инициации, переходе в какое-то другое состояние.
15. Магический артефакт, нечто вроде Кольца Власти: он дает силу, необычайное обаяние, способность властвовать, возможно, какие-то сверхспособности - но при этом либо высасывает из своего владельца жизнь, либо постепенно сводит его с ума или замещает его личность чем-то другим. И человек, завладевший таким артефактом, вступает в гонку: успеет ли он сделать то, ради чего надел амулет?
16. Герой, обладающий "магической харизмой": условия этой харизмы и цена, которую приходится за нее платить.
17. Холодная и фальшивая красота, красота-маска, прикрывающая нечто извращенное и безобразное (Ставрогин, Свидригайлов). И более широко - явления, в которых за тонкой пленкой "нормальности" скрывается нечто больное или страшное, готовое в любой момент прорваться наружу.
18. Пара героев: "крутой" - и "слабак", испытывающий к "крутому" жгучую смесь зависти, ненависти и восхищения.
19. Истории о том, как побежденный подчиняет себе победителя.
(Например: некий правитель посвящает всю свою жизнь борьбе с Хаосом. Он тщательно регламентирует жизнь своих подданных, уничтожает всех созданий Хаоса, до которых может дотянуться, и т.п. Словом, нет у него более ненавистного врага. Вдруг он узнает, что в городе появился артефакт, заключающий в себе силу Хаоса: он дает своему носителю силу и прямую связь с демонами Хаоса, но подчиняет его себе, превращает в свое орудие и через несколько дней убивает. Носитель амулета движется по городу, сея вокруг себя ужас и разрушение. Никакие войска не в силах его остановить: он идет прямо к дворцу правителя. Видя, что все бесполезно, правитель приказывает своим телохранителям уходить - к чему лишние жертвы, враг ищет именно его, и он готов сразиться с ним один на один. (Естественно, он сам достаточно силен, чтобы сражаться с таким противником более или менее на равных.) Начинается битва: одержимый Хаосом побеждает, но в тот миг, когда он уже готов убить правителя, отпущенные ему жизненные силы кончаются, и он падает мертвым. Правитель, израненный и еле живой, подползает к нему, с торжеством снимает с него амулет, долго смотрит на него... а затем надевает себе на шею.)
20. Истории о раздвоении личности: некие подавляемые стороны "я" рвутся наружу, проявляются в снах, бессознательных реакциях и т.п., и наконец побеждают. Сюда же - истории об одержимости.
21. Истории о конце света.
22. Истории о временном порабощении. Некое существо временно - в исполнение клятвы, по уговору, подчиняясь какой-то магии и т.п. - попадает в рабство к своему врагу; оно служит ему, но при этом остается враждебным, копит злобу и, как только освободится, постарается отплатить за каждую минуту своего унижения.
23. Классический и очень традиционный сюжет: превращение "слабака" в "крутого" под влиянием насущной необходимости.
24. Всепоглощающая ненависть - ненависть, ради удовлетворения которой герой все отвергает и всем жертвует.
25. Некая неуместность и ненормальность происходящего, тонкая и оттого вызывающая страх. "Все на месте, но что-то не так". Сюда же - истории о постепенно овладевающем человеком безумии.
26. Огромные открытые пространства. Шире - бесконечность космоса, раздвигающиеся временные рамки (истории о древних цивилизациях), неисчислимость параллельных миров - словом, все мотивы, которые делают мир больше и разнообразнее.
27. Некая "незавершенность" сюжета - непрощенное преступление, неисцеленная рана. В общем, отсутствие полного хэппи-энда.
28. Неестественные и страшные изменения человеческого тела.

И несколько "фетишей":

1. Ветер, бьющий в лицо, развевающий одежду и волосы героя.
2. Скорость.
3. Подготовка к битве (классическая сцена из "Рэмбо" и ей подобные).
4. Герой смотрит в зеркало и видит там нечто неожиданное.
5. Кожаные шмотки, вообще "неформальный" стиль одежды героев.
6. Герой, медленно опускаясь куда-то вниз, бросает последний взгляд вверх, и свет скользит по его лицу.
7. Герой спускается по лестнице мимо открытых дверей. За дверями происходят всякие ужасы - какие-то чудовища, кого-то пожирают, пытают и т.п.; он - обычный человек, он видит все это, но ничего не боится, потому что идет к своей цели.

кино, графомания, рефлексия, книги

Previous post Next post
Up