Выставка марийских художественных костюмов в МХМ

Jul 09, 2010 00:26

Здравствуйте, мои дорогие друзья! Ну что, заходим в музей?
Купив билеты, мы поднимаемся на второй этаж и между этажами нас "встречает" очень интересная картина, выполненная учениками младших классов детских художественных школ. Кстати работа эта свежая и выполнена она в 2010 году.
Смотрите сколько немецких Паулей плавает.
Вон тот зубастый точно перед предсказанием матча Германия-Испания - злорадствует.




На втором этаже нас ждет выставка марийских художественных костюмов.

В экспозицию вошли салфетки, полотенца с марийской орнаментальной вышивкой, выполненной Н.И. Маркиной. Маркина Н.И. - руководитель клуба «Лоскутное шитье» Мурманского областного центра ремесел.
Р.С. Чебатурина - Заслуженный художник России, Лауреат Государственной премии Марийской АССР, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, главный художник драматического театра СФ (г. Мурманск) представила свои эскизы марийских костюмов и орнаментов вышивки.

Подойдя к дверям комнаты, где размещена выставка, подергали ручку. Закрыто. Тут подошли две бабушки-смотрительницы, открыли нам дверь. Мы зашли в небольшую комнатку, где была размещена экспозиция. Бабушки за нами и так пристально на нас смотрят, мол что это они приперлись? Такие молодые, что они тут забыли. Мне под их пристальными взглядами стало очень не удобно и я стала приставать к Максиму. Подходила к экспонатам и говорила: "Смотри какой шовчик, нет ты куда пошел, смотри внимательно какой ровный и аккуратный стежок. Ах, как замысловато вышито. А это, что тут у нас, монетки." И так далее. Бабушки расслабились, подумали что знающий народ пришел, не иначе сами рукодельники и оставили нас в покое, выйдя в коридор.

Марийское народное искусство уходит в далёкую древность, к истокам формирования древнемарийской народности. Под влиянием исторических обстоятельств единая марийская народность распалась на три этнографические группы: луговых, горных и восточных марийцев.
Луговые марийцы занимают левобережье Волги, горные марийцы - правобережье или нагорную сторонц Волги. Они отличаются некоторыми чертами культуры и быта, в частности одеждой. Восточные марийцы не составляют особой группы марийского народа и являются теми же луговыми марийцами, переселившимися в Приуралье в XVII-XVIII вв., однако, они все же представляют особую группу, которая имеет ряд своеобразных черт в одежде и быту.
Марийские женщины издавна владели высоким искусством ткачества и вышивки. Дошедший до нашего времени костюм поражает красочностью орнамента, он остается одним из ярких примеров художественного наследия народа.




Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Старинная марийская вышивка была плотной и четко очерченной.




В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функцию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.




Нашмак-часть головного убора. Первая половина ХХ века. Ткань, нить, вышивка.Шимакш, пожалуй, был наиболее самобытным головным убором мариек. Он представлял собой продолговатый кусок холста, углы которого на одной из узких сторон были скреплены и составляли треугольник.




Шымакш-головные уборы замужних женщин. Первая половина ХХ века. Ткань: конопля; нить: шелк; ткачество, вышивка.Шимакш укреплялся на голове при помощи берестяного колпачка, который в свою очередь надевали на скрученный пучок волос.




Все поле холста вышивали нитью или шелком, а нижний край шимакша, спускавшийся на спину, обшивали еще бахромой из шерсти. Луговые марийцы носили шимакш на темени, а восточные надевали его почти на лоб. Шимакш покрывали холщовым платком или косынкой.




.....................




Под влиянием тюркоязычных соседей в украшениях марийцев значительное место занимают монеты. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Полный комплект женских украшений весил до тридцати килограммов и более.




Луговые марийцы. Нагрудное украшение. Первая половина ХХ века. Старинные монеты, бусины, ракушки-каури, пуговицы.В 19 веке правительство запретило сверление монет, что являлось одной из причин широкого употребления имитаций монет, чеканки, бляшек. Кроме того при изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, раковины-каури. Раковины привозили из тропических стран арабские и персидские купцы.

Ну вот, такую выставку мы посетили. Мало экспонатов, но интересно.




Кукла "Пу пашкар" (деревянная малютка). Марийская игровая кукла. Лен, нить, шитье, вышивка.
А далее наш путь лежал на третий этаж, посмотреть на шляпки. О! как я их люблю. Между этажами увидели "картину", странно, где я это лицо уже видела?
До сих пор не могу вспомнить




Мурманская область, 2010, майловское

Previous post Next post
Up