Флорентийская мозаика.

Aug 29, 2013 00:14

Сегодня мы ходили в мастерскую, где делают флорентийскую мозаику, и я до сих пор нахожусь под впечатлением от увиденного. Очень сильное впечатление. Но по порядку.
Флорентийская мозаика, она же Pietra Dura (Pietra Dure), - это мозаика из поделочного камня, где тонко отшлифованные каменные пластинки плотно, практически без швов, подгоняются к друг другу и создают художественный образ. Фактически это картина, где рисуют камнями. Настоящая мозаика из Флоренции создавалась разноцветным мрамором, в настоящее время итальянцы используют камни со всего мира. Местная артель работает со своими уральскими камнями, в основном с яшмой. Яшма намного тверже мрамора, работать с ней труднее, но ее палитра гораздо богаче. Очень красивый камень, а ведь не разглядишь сразу, так то булыжник булыжником. Мы тоже не разглядели, пока ожидали начала экскурсии: ну валяются огромные каменные глыбы перед входом в "Артель", зачем-то огорожены сеткой, наверное, чтобы такие юные недоросли не прыгали по ним и руки-ноги себе не ломали, и огорожены каменюки были на совесть, как не пытались некоторые экскурсанты туда залезть, сходу не вышло. А потом нам сказали, что это были редкие экземпляры с месторождений, некоторых уже и нет вовсе. Мастерская, она же "Учебно-производственное предприятие народно-художественных промыслов "Артель"", снаружи выглядит довольно затрапезно, впрочем как и большая часть зданий в промышленной зоне Уфы, зато внутри нее рождаются сокровища. В фойе Артели ждем начала экскурсии, разглядываем небольшую выставку.








Кроме собственно мозаики, Артель создает еще и мелкую пластику - коллекционные фигурки животных, образцы которой выставлены в витрине




Ближе. Мне безумно понравились моржи, все животные были хороши, но моржи меня запечатлели ;), хотя улитка намного интереснее: она сделана из одного куска камня. Художник увидел в слоистом камне вот такую возможность и даже не изваял, а освободил улитку.




А вот уже сама мозаика, мне трудно применять этот термин здесь, ни швов, ни затирки, а значит нет пиксельности, такой привычной мне в мозаике. Тут же просто картина, вполне тонкая и очень гладкая, швы руками не обнаруживаются, только глаз близко-близко различает соединения. И вспомнился мне сразу Бажов с его "Железковыми покрышками", у хорошего мастера и глаз не отличит.




С экскурсоводом нам подфартило, его роль взял на себя главный художник артели - Мурашкин Павел Юрьевич. Ну причина нашего фарта прозрачна, ему довелось учиться с нашей учительницей рисования. И мы увидели весь процесс: от обработки камня до создания предметов роскоши.
В мастерских артели начинают обработку камня, сначала его пилят на блоки, раскрывают цвет



Вот она - яшма









Далее блоки распиливают на тонкие пластины. Показали уникальный станок по работе с яшмой, яшма это вам не мрамор какой-нибудь, такие станки делают в 1-2 экземплярах уникальные мастера, фанаты своего ремесла, имя их неизвестно широкой публике, да и не интересно по большому счету - не Навальный. Может как раз поэтому этот господин единственная мнимая альтернатива нынешнему врио мэра, но я не хочу писать про политику.




Это - рабочее место художника




И вот тут начинается самое интересное




Сначала художник получает заказ - рисунок, который требуется воплотить в камне. Делается черно-белый эскиз, где прорисованы границы цвета, который потом будет подбираться в камне.




Палитра художника. Подбирает










А вот синей яшмы не бывает, здесь синий цвет инкрустируют афганским лазуритом. И он совершенно не похож на наш, байкальский, - много металлического блеска




К сожалению, я не могу показать вам работы в процессе изготовления, и даже законченные, но сделанные для заказчика, меня просили этого не делать. Но там было на что посмотреть - иконы, панно, столешницы, хочется верить, что у этих вещей будет счастливая судьба.

Дальше нас повели в цех мелкой пластики, где рассказали и показали объемную мозаику. Тут Павел Юрьевич рассказывает, как делали глаз попугаю: сначала зрачок и радужку клеят как флорентийскую мозаику, а потом сверху приклеивают сферический кусочек горного хрусталя и глаз оживает.




А вот скульптор режет носорога, носорога не показываю сознательно, поверьте на слово, носорог знатный, как настоящий. Хотя это и не может быть хорошей оценкой искусству, вон Дюрер вообще ни одной фотки носорога не видел, а какую зверюгу выгравировал.




Фотография на память об экскурсии




И знаете, я очень рада и воодушевлена знакомством с такими людьми, которые в городе далеком и от искусства, и от промышленности, сами сумели создать столь уникальные технологию, базу и коллектив, который способен реализовать любые творческие идеи. Браво, "Артель"!

И напоследок, работа, которую я все таки рискну показать, ее заказали и не выкупили, теперь она находится в экспозиции фойе,




остальные работы есть у них на сайте: http://www.artel-ufa.ru/, но они не передают тех красок и живого восторга от камня

детки, pietra dura, гулянья, украшательства, Уфа

Previous post Next post
Up