Оригинал взят у
lagushka в
Про возможности выбора поведения ребенкомМне кажется, что многие проблемы в восприятии взрослыми детей возникают из-за непонимания детерминированности (предопределенности) поступков детей внешними обстоятельствами.
Вот перед взрослыми всегда больше выбора и больше свободы в поступках, хотя кажется, что это не так (Я же не хватаю все, что мне интересно без спроса!). Но ребенок потому и хватает, что его поведение предопределено. Он видит интересное - ответ тянуться, взять. Других ответов в его арсенале нет. А мы видим интересное, и у нас сразу несколько путей в голове: потянуться взять, попросить, просто посмотреть, пройти мимо, сделав вид, что это неинтересно, и т.п. И мы выбираем. Наше поведение совсем не так предопределено внешними факторами, оно предопределено нашими внутренними установками, а это сложнее.
Я тут играла с Мишкой. Мяч откатывался от меня, а я на него ругалась (на мяч), взывала к его совести, требовала вернуться, злилась, кулаками махала: "А ну иди сюда, тебе говорят! Ты что, непослушный? Ты что, старших не слушаешься? А ну, иди сюда! Я тебе тогда конфету не куплю! А ну, быстро!" А мячу хоть бы хны. Не идет.:-) Он откатился и остановился. И подчиняется, подлец такой, физическим законам, а не моим взываниям к его совести. Его положение в пространстве детерминировано физическими законами, и я могу сколько угодно заниматься его воспитанием, но физические законы это не изменит.
Вот и детские поступки тоже очень часто просто предопределены возрастными особенностями. И очень часто их кажущаяся свобода, смелость, даже дерзость и хамство, и непослушание на самом деле проявление гораздо меньшей свободы выбора, чем у нас. И среди прочего, дети, например, совершенно не реагируют на одно с ними обращение, и реагируют очень предсказуемо на другое (хотя реакция может быть прямо противоположной той, которую от них ожидают, используя тот или иной способ, взрослые)
Вот Мишку спрашивают таким учительским тоном: А какой формы мяч, в который ты играешь? (решили его поучить). А он не отвечает. Он мне что-то рассказывает, подбрасывает мяч, смеется. "Ага, - говорят ему, - не отвечаешь, не знаешь, увиливаешь..." А он не увиливает. Он просто играет в мяч. И не реагирует на тон, который ему не интересен, занят своими делами. Но с точки зрения взрослого он проявляет грубость, игнорирует его вопрос, взрослый чувствует себя неловко. Он воспринял поведение ребенка как осознанный выбор, оскорбление, как желание показать свое неуважение. А все было бы гораздо проще, если бы человек понял, что в три года ребенок не способен из уважения к старшему бросить интересное дело, встать по струнке и отвечать на совершенно не интересные ему сейчас вопросы, такого способа поведения просто нет у него в арсенале. Позже, появится. И тогда игнорирование вопросов будет хамством и выбором. А сейчас - нет.
Или вот: Ребенок мной командует, захватил власть, не слушается. Все должно быть так, как он хочет. Но в определенный возрастной период, у ребенка просто нет других вариантов поведения! Если бы было так: вот ситуация, я выбираю, хотеть так, или подумать о том, что я младший и мамой командовать нельзя, - то, конечно, это был бы его выбор. А когда он вообще не в курсе, что мама - отдельное существо, он и не захватывал власть, он просто пытается пользоваться ею как своим органом: рукой или ногой, или ртом, идругих вариантов он не знает. У него нет выбора вести себя иначе. Не отпускает, не пускает, требует, командует - когда это перестает восприниматься как проявление его воли и осознанного выбора, то чувство бессилия родителей и ощущение, что ими командуют, а они "прогибаются" и балуют ребенка, значительно ослабевают. И это помогает выжить и выстоять и не портить себе настроение по пустякам, пытаясь воспитать мяч, который стоит на месте и не катится.